СПЕЦПРОЕКТЫ    4 сентября

«Энергоэлемент»: история создания космических батарей для земных погрузчиков

Автор: Наталья Владимирова

Иллюстрации: Любовь Дронова

В июле 2020 года российский банк впервые выдал кредит под залог исключительно интеллектуальной собственности. Получатель кредита в 4,29 млн руб. от МСП Банка — компания «Энергоэлемент», разработчик уникальных энергоёмких аккумуляторов для складской техники и электромобилей. Основатель стартапа Александр Логинов рассказал Inc., как он придумал и разработал батареи, которые сегодня клиенты называют «космическими».

Компания «Энергоэлемент»

22 человека

в команде: инженеры, конструкторы, электрохимики, электротехники, дизайнер.

60 млн ₽

оборот в 2019 году.

16–18 моточасов

на одном заряде может проработать разработка компании — самая энергоемкая батарея для 1,5-тонного электропогрузчика в мире. Компания Cargill смогла отгрузить на такой батарее 200 тонн груза за смену, а Rich Family отгружает больше 300 паллет на одном заряде.

4,29 млн ₽

кредитных средств под залог интеллектуальной собственности получила компания в 2020 году.

Любовь к зарядке

Александр Логинов получил диплом химика в Саратовском госуниверситете. Батареи сразу стали его хобби — после окончания университета в 2008 году он предложил свои услуги инженера-аккумуляторщика нескольким крупным компаниям. В 2010 году он пришёл продолжать образование в Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, в одну из двух лабораторий в стране, которая занималась литий-ионными батареями, и произнес магическую фразу: «Я готов у вас работать бесплатно», — и ему сразу дали должность инженера. Тогда же, в 2010 году его партнёр и друг, занимающийся аккумуляторами, задал ему вопрос: «Как увеличить ресурс свинцово-кислотной батареи?»

— Я прочитал примерно 900 статей на эту тему и ответил на вопрос через полгода. Меня очень увлекла эта тематика, — рассказывает Александр Логинов, — В итоге мы разработали технологию по восстановлению и увеличению ресурса свинцово-кислотной батареи. Тогда был получен наш первый патент. Параллельно в лаборатории я за полтора года повторил работу французского учёного из самого крупного электрохимического института во Франции, которому дали грант в €1 млн. Я сделал то же самое на зарплате в 22 тыс. руб., но ушёл, так и не получив степень кандидата, — перспектив, увы, не было.

В 2013 году к Александру пришло понимание, что ручной контроль над батареями не имеет смысла, — нужен системный подход: так родился проект «АКБ мониторинг».

Повезло: нашлись партнёры в Новосибирском техническом университете, которые помогли создать продукт по мониторингу батарей, серьезно продлевающий их жизненный цикл.

В 2014 партнёры приняли решение масштабироваться, делать это из Новосибирска было сложно, поэтому они переехали в Москву. За прошедшие 6 лет компания «АКБ мониторинг» выросла в 12 раз. Среди клиентов — «Газпром», Renault, Danone и другие крупные компании.

Литий-ионное цунами

Вскоре началась эра литий-ионных батарей, и Александр понял, что не может пройти мимо этого тренда, захватывающего мир со скоростью цунами. В 2018 году он инициировал проект Центра коллективного пользования в «Сколково» и начал разрабатывать решение для складской техники. Решение вышло по-настоящему инновационным — впервые разработчик батарей пошёл не от возможностей производственной линии завода-производителя, а от потребностей клиентов.

— Мы предлагаем наборную батарею и сервис по её обслуживанию, — поясняет Александр, — Всё, что остается сделать клиенту, — поставить батарею на зарядку. Отчётность, контроль параметров, поддержание в рабочем состоянии, прогнозирование выхода из строя — наша ответственность. Мы возродили профессию аккумуляторщика. У нас самый крупный штат — 6 человек. Кажется, это немного, но такой командой мы обслуживаем более 800 промышленных батарей для складской техники общей стоимостью больше 200 млн руб.

Именно это решение — новый типоформат литий-ионной батареи — «Энергоэлемент» и подал на патент. Теперь никто на территории РФ не имеет права собирать батареи по такой технологии — в этом случае возникает право на судебную защиту интеллектуальной собственности. В дальнейшем патент будет распространён на Европу и США. Клиенты называют батарею «космической»: она заряжается минимум за час и может работать две смены (до 18 моточасов) без заряда. Это по-настоящему безумные показатели.

Как получить кредит под идею

Кредитование под залог интеллектуальной собственности, в частности, патентных прав, — распространённая практика в развитых странах. Эта тема на протяжении нескольких лет обсуждалась на конференциях, затрагивающих интересы технологического предпринимательства в России. Однако к практике рынок перешёл только в 2020 году.

— Рынок созрел для кредитов под интеллектуальную собственность, — рассказывает заместитель председателя правления МСП Банка Роман Капинос. — Изменилось законодательство — радикально улучшилась поддержка предприятий из ИТ-сферы, уменьшилось налоговое бремя. В прошлом году появились пожелания Банка России по поводу таких кредитов. Кроме того, заметно, сколько усилий тратится на разработку промышленных образцов в «Сколково» — несколько лет назад их ещё не было. Также появились различные технологические партнёры с интересными разработками. Фонды прямых инвестиций генерируют поток клиентов, которые приходят с правом интеллектуальной собственности.

«Энергоэлемент» взял кредит для реализации тендера с компанией Metro Cash& Carry по поставке промышленных тяговых литий-ионных аккумуляторных батарей для складской техники.

— Metro работает только по постоплате, и сумма чека достаточно большая — 4,5 млн руб., — рассказывает Александр. — Оборотных активов и возможности ожидать оплаты у компании не было. Мы обратились в банки, чтобы получить там деньги для закупки комплектующих для производства. И только один банк — МСП — смог предложить условия, в которых отсутствует строчка «наличие в собственности имущества или оборудования».

Получить кредит оказалось несложно. Сыграло роль и то, что компанию хорошо знают как часть среды «Сколково», а также наличие предыдущих кейсов с крупными клиентами.

— Сотрудники МСП Банка проявили невероятную клиентоориентированность и вовлечённость. На весь процесс ушел месяц — и это в условиях пандемии, — продолжает Логинов. — Для нас взаимодействие с банками в новинку, до этого мы развивались из собственных средств. Как оказалось, документов для этого требовалось безумное количество, но мы справились за одну неделю, ещё пара недель ушла на получение недостающих документов вроде справки из налоговой. И ещё неделя — на финальное согласование и перевод денег на наш расчётный счет. 4,29 млн руб. — хорошая сумма, которую малым бизнесам так просто не дают, а нам выдали — ещё и впервые под залог интеллектуальной собственности. Это по-настоящему революционный прецедент для банковского рынка.

В МСП Банке сразу поняли, что проект стоит их внимания.

— Это очень хайповая, близкая к земле технология, которая пронизывает все виды индустрий: литий-ионные батареи используются и в клининговых машинах для метрополитена, и в погрузчиках для сортировки паллет в складских помещениях, и для погрузчиков общего назначения в торговых и складских центрах. Нет никаких вопросов по потенциальным рынкам сбыта, — комментирует Роман Капинос. — Кроме того, рост выручки у компании составляет 20% в год, то есть за пять лет они должны вырасти в два раза! Мы прокредитовали компанию под залог двух патентов на интеллектуальную собственность: на литий-ионный аккумулятор и зарядное устройство к нему и под личное поручительство собственника. Если у компании дела пойдут хорошо, то мы будем и дальше финансировать в оборотные средства, а в перспективе — делать инвестиционные вложения.

Аккумуляторы для всего

В конце 2019 года партнёры поняли, что со своими технологиями способны выходить на рынок электромобилей, и запустили первый частный проект на территории России и СНГ по разработке аккумуляторной батареи для электромобиля. После обзора рынка выбор пал на Nissan Leaf: в России таких автомобилей зарегистрировано около 7 тыс., и 25+ тыс. — в Украине.

Батарея вышла на рынок месяц назад, и сейчас команда раскручивает продажи — в том числе через обзоры на Youtube, — объясняя простым языком свою технологию и её преимущества по сравнению с оригиналом. Цифры говорят сами за себя: батарея позволяет проехать на одном заряде 300+ км, при этом её общий ресурс может доходить до 400 тыс. км.

— Это очень конкурентоспособный продукт: стратегические инвестиции у клиента ниже, чем в случае двигателей внутреннего сгорания. Он может купить «уставший» электромобиль Nissan Leaf, покататься на нём, потом заменить батарею на нашу и продолжать ездить. Сейчас у нас в разработке решения для источников бесперебойного питания для коттеджей, переносная лёгкая 12-вольтовая батарея для рыбаков и туристов, решения для электровелосипедов, — делится планами Александр Логинов.

Будущее интеллектуальных кредитов

В МСП Банке уверены, что за кредитами под залог интеллектуальной собственности будущее, потому что интеллектуальная собственность способна генерировать денежные потоки. Актуален продукт и в нынешних условиях экономической турбулентности.

— У нас в пайплайне сейчас сразу несколько проектов: от биотеха до технологий, повышающих эффективность работы в различных видах хозяйства, — рассказывает Роман Капинос. — Такие предприниматели для банка в приоритете, поэтому в нашей кредитной линейке есть специальные продукты для высокотехнологичных МСП, в частности стартапов и газелей. Мы фиксируем ставку на уровне 7,75% годовых и предлагаем индивидуальные условия. 

Как оценить, можно ли использовать
ваше решение в качестве залога

01

Решение имеет прикладное значение, которое может реализоваться в существующей технологической цепочке, либо создать новую технологическую цепочку, которая может быть встроена в существующую цепь поставок.

02

Вы можете доказать, что есть потенциальный рынок, который можно оценить в деньгах (например, проведены переговоры с потенциальными покупателями).

03

Вы можете запатентовать это решение.

При этом размер компании не имеет значения — на кредит под залог интеллектуальной собственности могут претендовать и средние, и совсем небольшие бизнесы.