Спецпроекты • 8 декабря 2022 • Партнерский материал
Текст: Екатерина Чепур
Иллюстрации: Кирилл Клиппенштейн
В структуре Газпромбанка (ГПБ) уже больше года существует отдельное подразделение, которое управляет инновационными проектами, — помогает создавать новые и оптимизировать уже существующие. Центр развития технологических инноваций (ЦРТИ) был создан с целью масштабирования и внедрения новых решений. Как правило, работа компаний с инновациями заключается в пилотировании стартапов и венчурном финансировании, но в Газпромбанке пошли дальше. Так, на сегодняшний день у ЦРТИ есть три больших направления деятельности:
В структуре Газпромбанка (ГПБ) уже больше года существует отдельное подразделение, которое управляет инновационными проектами, — помогает создавать новые и оптимизировать уже существующие. Центр развития технологических инноваций (ЦРТИ) был создан с целью масштабирования и внедрения новых решений. Как правило, работа компаний с инновациями заключается в пилотировании стартапов и венчурном финансировании, но в Газпромбанке пошли дальше. Так, на сегодняшний день у ЦРТИ есть три больших направления деятельности:
Работа по направлению Research and Development (R& D) ЦРТИ включает в себя мониторинг и анализ инновационной деятельности внутри и за пределами компании, поиск и тестирование различных технологических и инновационных решений. Центр может выдвигать как самостоятельные инициативы, формировать инициативы на базе идей сотрудников, так и выполнять конкретные запросы, поступающие от других подразделений банка. Например, на корпоративный портал банка была внедрена чат-бот платформа с AI, которая позволила снизить количество обращений на первую линию поддержки на 56%.
Один из стартапов разработал тренажер для обучения сотрудников колл-центра — голосовой бот имитирует звонящего в банк клиента. Центр инноваций совместно с внутренним бизнес-заказчиком запустили пилотный проект и проанализировали эффективность: в итоге это позволило увеличить конверсию в продажи на 9%, поднять качество обслуживания клиентов новыми сотрудниками на 13%, а также существенно сэкономить на отработке скриптов с коучем. Другой пример — интеграция с агентской платформой для расширения каналов дистрибуции продуктов банка. По итогам проект принес 400 млн руб. выручки, а также позволил автоматизировать процесс подключения и выплат агентам. Проект со стартапом по речевой аналитике позволил увеличить продажи продуктов банка в 2,3 раза. Всего за последний год ЦРТИ запустил около 20 пилотов. Вместе с тем Центр прокачал и собственную методологическую базу для более быстрой и эффективной апробации решений, а также сформировал полноценную воронку стартапов. «За год мы подружились более чем с 50 различными инновационными центрами. Я говорю в основном об агрегаторах технологических компаний — различные технопарки, крупные государственные институты развития», — говорит Евгений Коваль, руководитель ЦРТИ. На данный момент в базе Центра более тысячи стартапов, в которых мы отлично понимаем их решения, обладая описанием проектов. Стартапы могут отправлять нам информацию о себе на нашем сайте gpbspace.ru.
Во многом уникальное направление работы ЦРТИ — Government Technology (GRtech) — подразумевает участие банка в цифровых государственных инициативах. «Здесь главное, что банк из исполнителя государственных мандатных проектов стал проактивным участником госповестки. Мы не ждем, когда вступит в силу закон и нам надо будет его реализовать, потому что надо, а мы, как организация, участвуем в формировании, каким образом тот или иной проект будет в будущем реализован, еще до принятия каких-то нормативных актов», — подчеркивает Коваль.
По его словам, любые инновации не могут существовать вне правового поля и ЦРТИ при реализации цифровых проектов является своего рода связующим звеном между Газпромбанком и государственными регуляторами.
В числе ключевых проектов Центра по направлению GRtech — тестирование прототипа цифрового рубля, интеграция в среду открытых API, развитие цифровой ипотеки, подтверждение УНЭП через портал госуслуг, использование цифрового профиля юридических лиц, развитие технологии распределенных реестров «Мастерчейн» и многое другое. «Государство в России является одним из ключевых игроков с точки зрения инноваций, и сейчас у нас более 50 проектов, связанных с госинициативами», — объясняет руководитель ЦРТИ. Благодаря активному участию в пилотных проектах государства Газпромбанк имеет возможность не только вносить свой вклад в создание цифровой государственной инфраструктуры, но и одним из первых тестировать новейшие технологии государства. Внедрение таких решений позволяет банку удерживать лидирующие позиции, а клиентам (как физлицам, так и юрлицам) — получать первоклассный сервис.
В ЦРТИ есть еще одно нестандартное для российских команд, работающих с инновациями, направление — Developer Relations (DevRel) & TechPR (Technology PR). В широком смысле DevRel& TechPR отвечают за выстраивание отношений между компанией и IT-сообществом. Этому направлению, как и самому ЦРТИ, около года, и оно появилось не случайно. Было понятно, что инновации и технологии — это особенный, отдельный мир, со своими законами, в том числе коммуникационными. Взаимодействовать со стартапами и с разработчиками довольно сложно — для этого нужно глубокое понимание как бизнес-процессов, так и технологий, наличие экспертизы в этой сфере коммуникаций.
Одной из ключевых форм коммуникации с ИТ-специалистами стали сообщества. Центр помогает выстраивать профессиональные и дружеские отношения среди разработчиков, организует обмен опытом в части бизнес-задач и технологий, способствует повышению привлекательности IT-бренда на рынке и укреплению внутреннего сообщества. В ГПБ есть четыре вида комьюнити: сообщества, привязанные к конкретному роду деятельности (дизайнеры, тестировщики, фронтендеры), комьюнити всех разработчиков банка, сообщества по отдельным IT-компетенциям (Agile, DevOps, и т. д.) и сообщество про инновации в банке и в мире. При помощи таких сообществ сотрудникам легче решать вопросы и задачи, запускать совместные проекты, профессионально расти и развиваться.
«Главным образом мы хотели сделать организацию прозрачнее и понятнее для сотрудников, сделать так, чтобы их мнение было услышано», — говорит Евгений Коваль.
В частности, для них имеет значение открытость и прозрачность коммуникации, наличие профессиональных сообществ, дружелюбная атмосфера в команде, возможность предлагать и реализовывать свои идеи. В Газпромбанке понимают современные тренды в IT и HR и стараются не просто идти в ногу со временем, а занимать лидирующие позиции.
Газпромбанк планирует развивать инновационное направление еще активнее. В частности, на следующий год у ЦРТИ стоит задача пропилотировать 30 проектов и увеличить их конверсию в масштабирование до 30%. По словам Евгения Коваля, в ближайшие годы мы увидим развитие отечественного IT-ландшафта, а на рынке появится множество новых игроков. «Да, мы столкнулись с большим вызовом, но одновременно освободилось большое количество ниш, которые теперь оперативно занимают российские компании и разрабатывают собственные решения. Конкуренция с западными игроками снизилась, а значит, у небольших стартапов появилось больше шансов на масштабирование», — отмечает он.
Кроме того, есть цель расширить и углубить участие банка в государственных цифровых инициативах, так как в текущих условиях роль государства как игрока на рынке инноваций только усилилась. Теперь инновации стали одним из важнейших направлений импортозамещения, поскольку от них напрямую зависит обеспечение технологического суверенитета страны.