iHerb в России: $100 млн на ЗОЖ
iHerb — крупнейший мировой онлайн-ретейлер товаров для здорового образа жизни родом из Калифорнии. По данным SimilarWeb, Россия занимает 20% от общего объема трафика сайта iHerb. Это один из крупнейших рынков для компании, сравнимый с США, Южной Кореей и Китаем. Чуть меньше года назад компания открыла своё представительство в России и сейчас активно выводит российские бренды на международную арену. В планах на ближайшие два года — вложить $100 млн в развитие рынка. Илья Микин, генеральный директор компании в России, считает, что у наших производителей есть все шансы занять место под солнцем в быстрорастущей сфере товаров для красоты и здоровья. Он рассказал Inc., как в этом помогут бондовые склады и каким должен быть бренд, чтобы попасть на iHerb.
Россияне и здоровый образ жизни
— Что стало предпосылкой для открытия российского отделения?
— Бизнес в России достаточно сильно вырос за последние несколько лет, и многие вопросы требовали более детального внимания, особенно с учётом сложной регуляторной ситуации в России. На рынке много изменений, и они достаточно быстрые. Например, в мае этого года была разрешена дистанционная торговля лекарственными средствами. Сложно за этим следить, находясь не в стране. Также мы хотим проверить возможность частичной локализации бизнеса. Сейчас в команде около 20 человек и мы планируем активно расширять команду.
— Насколько российские потребители увлечены здоровым образом жизни по сравнению с другими странами?
— Интерес к здоровому образу жизни растёт, как и на многих развитых рынках.
Если посмотреть по запросам в интернете за последние три года, интерес к нутрициологии в России вырос почти в 5 раз. Позиционирование iHerb очень хорошо ложится в этот растущий тренд.
При этом российские потребители требовательные — они достаточно хорошо разбираются в продуктах, ингредиентах, — и мы стараемся удовлетворять их спрос. Хотя, конечно, по сравнению с другими странами Россия отстаёт в уровне дохода. Если взять Южную Корею, там покупатели предпочитают более премиальные товары. В России склоняются к среднему ценовому сегменту.
— Есть ли какие-то предпочтения у россиян в выборе продуктов?
— Разница между крупными рынками не очень большая. В России чуть выше интерес к продукции по уходу за кожей с коллагеном. В Америке и Южной Корее чуть более популярны пробиотики и пребиотики — то, что связано с улучшением пищеварения, что тоже влияет на здоровье и внешний вид.
— Насколько российские производители конкурентоспособны?
— Сейчас у нас представлен только R.O.C.S, в ближайшее время должны появиться производители товаров из категории фармы и продуктов питания. Мы заводим производителей на экспортную площадку, нам важно «положить» их на глобальный склад, поэтому это занимает больше времени, чем у стандартного российского маркетплейса, — около 2—3 месяцев. Первая ласточка, пасты от бренда R.O.C.S, появились у нас в мае, в разгар пандемии, и их продажи достаточно успешны.
— Какая ценовая политика у российских брендов? На iHerb их продукты стоят дороже, чем на российском рынке?
— Экспортёры выходят на нашу площадку с целью продвижения на развитых рынках, где есть возможность заработать больше. Поэтому в ценообразовании они ориентируются на аналоги, которые есть на iHerb и на других крупных площадках, таких как Amazon.
— Им приходится как-то адаптировать упаковку?
— Да, обязателен перевод на английский, также мы рекомендуем указывать состав ингредиентов в соответствии с международными правилами или правилами FDA, которые принимаются в большинстве стран мира.
— Много желающих попасть на iHerb в России?
— Да, заявок очень много, но мы не маркетплейс широкого профиля и стараемся очень тщательно подходить к выбору брендов.
Важно, чтобы товар был натуральный органический, не содержал вредных ингредиентов, соответствовал концепции и миссии сайта.
Второе условие — товар должен находиться в растущей категории. Рост продаж можно проверить на Amazon или по уровню запросов в Google. Если оба условия соблюдены, это хорошая предпосылка для попадания к нам. А попадая к нам, товар автоматически размещается на других маркетплейсах, с которыми iHerb интегрирован: Amazon, Ebay, Wal-Mart, крупные корейские, японские и китайские маркетплейсы. Это очень конкурентная среда, поэтому мы должны быть уверены, что товар конкурентен как по качеству продукции, так и по упаковке. Также нам важно, чтобы у компании были ресурсы и возможности продвигать себя маркетинговыми инструментами. Потому что им придется конкурировать с такими гигантами, как Procter& Gamble, Unilever.
— То есть маленькой компании из региона не стоит мечтать об iHerb?
— Наверное, совсем маленькой компании будет сложно найти ресурсы. По нашему опыту, самый минимальный маркетинговый бюджет для захода на площадку — от $10 тыс. Отчасти мы помогаем, предоставляя свои маркетинговые возможности, но сам бренд должен продвигать себя на внешних площадках — Google, Facebook и других. У нас есть и свои каналы, которыми можно воспользоваться, — отлично работают наши группы в Instagram и Facebook, они хорошо влияют на продажи.
— А вы сами приглашаете производителей?
— Обычно это взаимный интерес.
Выход на площадку требует усилий — товар надо самостоятельно доставить на наш центральный склад, так что без желания со стороны производителя ничего не получится.
Статистика
Витамины, товары для детей, косметические средства, травы — самые популярные категории товаров в России.
7 — 10 дней в среднем занимает доставка заказа.
США, Южная Корея, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Россия и Китай — основные рынки.
Более 30 тыс. наименований товаров представлено на сайте.
В 186 странах продает iHerb.
Бондовый склад — ключ к быстрой доставке
— Где основные точки роста для России на рынке товаров для здоровья?
— Покупатели по всему миру активно переключаются с обычной косметики на натуральную, здесь у России хороший имидж, и этим надо активно пользоваться и развивать экспорт.
Я очень верю в эту категорию.
— Как поможет создание бондового склада? Что это за склад?
— Это таможенный склад временного хранения. Бондовый склад для компании iHerb — не новый опыт, но в России их пока нет, потому что нет регулирующих законов. Но решение уже принято, и «Почта России» сейчас работает над регуляторикой. Первый склад будет построен в течение нескольких ближайших месяцев в республике Татарстан. Глава региона Минниханов подписал соглашение на встрече с «Почтой России» в августе. Мы, в свою очередь, подписали партнёрское соглашение с «Почтой России» в начале 2020 года и уже активно работаем с ними по доставке. Также мы активно сотрудничаем с Х5 Retail Group, и теперь товары iHerb можно забирать в постаматах 5Post и на кассах магазинов «Пятерочка». Ведем также переговоры со «СберЛогистикой».
— Как это повлияло на бизнес?
— Прирост очень хороший. Наша концепция заключается в том, чтобы покупатели могли забрать заказ в пешей доступности от дома. «Почта России», сеть супермаркетов «Пятерочка» подходят для этой цели как нельзя лучше. Мы охватили крупнейших партнёров по логистике в России, дальше планируем развивать склад.
— А почему бондовые склады не появились раньше?
— Это относительно новое явление в мире. В Китае они появились лет шесть назад, сейчас их более ста, несколько есть на территории Евросоюза и Юго-Восточной Азии. Это достаточно популярный инструмент для работы с трансграничной розничной торговлей.
— Как открытие такого склада в России повлияет на ваш бизнес?
— Достаточно существенно. Это мы можем сказать по опыту работы со складом в Южной Корее. По нашей оценке, сроки доставки сократятся с восьми дней до двух-трех — более чем в два раза, что, конечно, скажется напрямую на росте бизнеса. Также наличие бондового склада позволит увеличить объём экспорта российских товаров за рубеж.
— В октябре 2020 года компания объявила, что собирается вложить $100 млн в российский рынок. На что пойдут эти деньги?
— Как раз на развитие бондового склада и логистики в России. Ещё мы планируем создать в России центр ИТ-разработки, который будет обеспечивать глобальные задачи iHerb. Причины достаточно очевидны: в России множество талантливых разработчиков, качество высокое, а цены конкурентные, особенно с учётом снижения курса рубля. У нас уже есть команды разработки в Китае, но мы хотим иметь свою команду ещё и в России.
— Как сказывается падение курса рубля на спросе?
— Мы стараемся компенсировать падения рубля акциями. В сентябре у нас была скидка 24%, что как раз компенсировало падение курса рубля в течение всего года. И видим, что это работает, спрос растёт.
Решение об открытии российского офиса было, в том числе, и для того, чтобы принимать более быстрые решения на месте. Мы ежедневно на связи с центральным офисом и быстро адаптируемся ко всем вызовам.
— А вы будете проводить какую-то локализацию?
— Отчасти локализация заключается в создании распределительного склада, тогда товар будет оставаться в России. Но мы изучаем также возможности по контрактному производству здесь. В ближайшее время проведем такой эксперимент.
— На чём основывается порог бесплатной доставки в России?
— На мировой практике. Где-то она ниже, где-то выше. Например, в Америке это $800 в Китае — 10 тыс. юаней.
Мы нашли хороший баланс по порогу бесплатной доставки в России, 3 тыс. руб. — это комфортный уровень. Иногда мы делаем промо, снижаем порог, чтобы людям было удобно попробовать.
Но мы не можем сделать доставку всегда бесплатной, ведь мы привозим товары из США. Но акции работают: те, кто заказывал один раз, приходят снова, потому что удовлетворены качеством заказа и работой службы доставки.
Тренды 2020 года на онлайн рынке товаров для здорового образа жизни
Новые регуляторные возможности. В мае правительство РФ сделало возможной дистанционную продажу лекарств. Отчасти это произошло из-за пандемии, но это сделало лекарства и медицинские продукты более доступными, особенно для малоподвижных групп граждан и жителей малодоступных районов.
Рост онлайн-торговли. По данным Data Insight, 10 млн покупателей в России за три месяца карантина впервые совершили покупки онлайн. Большинство новых покупателей после завершения изоляции продолжат совершать покупки через интернет.
Рост курьерской доставки. Раньше люди предпочитали забирать заказы iHerb из пунктов выдачи заказов. Сейчас они хотят, чтобы заказы были им доставлены по месту самоизоляции.
Рост спроса на определённые группы товаров. Препараты группы цинка практически пропали из продажи в начале карантина, и сейчас спрос не спадает. Высокий спрос на витамин C.
Рост спроса на натуральную косметику. Эта категория растёт в несколько раз быстрее, чем БАДы. В этом сегменте огромный потенциал.