Спецпроекты • Партнерский материал • 30 сентября 2024
Текст: Анастасия Стаханова
Фото: Getty Images
Юрий Обрубов,
создатель компании «Фабрика орехов»
Юрий Обрубов, создатель компании «Фабрика Орехов», как и многие бизнесмены, начал заниматься предпринимательством еще в 1990-е. Первое дело у него появилось еще до окончания школы. Потом была «работа на дядю» в крупных компаниях, в том числе в американском табачном гиганте Philip Morris, и успешная корпоративная карьера. В ореховом деле он оказался фактически случайно — бывший коллега попросил помочь в развитии его идеи. Он погрузился в новую нишу и не заметил, как по-настоящему полюбил это дело. Спустя два десятилетия успешного ведения бизнеса в Омске он увлеченно рассказывает о сортах орехов со всего мира, о том, как он выращивает их в Краснодарском крае, куда переехал вместе с семьей ради мечты, и говорит, как работа с Ozon радикально упрощает ведение бизнеса в России и помогает дотянуться до клиентов в разных уголках страны.
Первое дело Юрий Обрубов создал еще в начале 1990-х — после распада СССР. Все началось с ларька с сигаретами и жвачкой, оформленного на бабушку, который вырос в магазин оптовой торговли в родном Калачинске — небольшом городе в Омской области. Потом пришло решение оставить свой бизнес и поработать «на дядю», чтобы посмотреть, как устроены крупные компании. Так Обрубов оказался в международном гиганте Philip Morris и задержался там из-за карьеры, которая шла в гору. Все изменил случай.
Бывший коллега, который покинул табачную компанию и ушел на вольные хлеба, обратился с просьбой помочь ему в расширении собственного бизнеса — оптовой торговли орехами и сухофруктами в Омске. «Юр, рынок меняется, надо расширяться. Один я не смогу», — сказал тогда он. Обрубов согласился, не зная, что посвятит орехам следующие 20 лет (и даже больше). Уже через год с бизнес-партнером пришлось разойтись — оказались разные пути. Однако ореховую нишу покинуть так же быстро не удалось, хотя мысли были. Не позволили клиенты.
«Я сначала думал, чем заняться, а потом решил ничего не менять. И роль в этом сыграли мои клиенты. Ребята из Таджикистана и Узбекистана, которые торговали на рынках и покупали у меня товар, не переставали звонить и просили привезти им то орехи, то курагу. Телефон просто не замолкал, и я остался в этом бизнесе», — рассказывает Обрубов. В итоге бизнес не ограничился оптовой торговлей в Омске. На пике развития у Юрия было 36 точек розничной торговли в городе. Кроме того, ассортимент расширили до тысячи позиций, среди которых были даже цельнозерновые батончики собственного производства.
Однако все это время развитие бизнеса сдерживали две вещи. Во-первых, Омск расположен буквально в буферной зоне и обречен вариться в собственном соку. От города 700 километров до Новосибирска, 700 километров до Кургана и около 800 до Челябинска. То есть ждать там более масштабного развертывания бизнеса не приходится, поясняет Юрий. Во-вторых, товары для торговли завозилось из-за рубежа, например из Ирана, компания терпела убытки.
«Представьте, что вы закупили товар. И пока его везли через границу, цена резко упала. Ты улетел в минус на миллион по причине, которую нельзя было спрогнозировать. Были и обратные ситуации, когда удавалось заработать на разнице валют. Однако суть в том, что бизнесу не хватало стабильности. При этом всегда была ответственность за собственную семью и сотрудников, которым нужно платить зарплаты.
После этого он вместе с женой и тремя деться, несмотря на удивление друзей и близких, оставил устроенную жизнь в Омске и в 2021 году переехал в Краснодарский край к Черному морю, чтобы с нуля создать ореховый сад, а в перспективе — выращивать в нем еще трюфели и табак, которые помогают этой культуре расти и при этом сами являются перспективным товаром. Правда, пришлось столкнуться с большим количеством сложностей, например правильно выбрать сорта для высаживания и проверить спрос, а также изменить стратегию из-за геополитических событий. С двумя из трех пунктов помог справиться Ozon.
Изначально Юрий не планировал работать с российским рынком и поставлять на него орехи из своего сада. Логика была простая — отправлять товар за рубеж, потому что это выгоднее. Математика нехитрая — если в Омске «Фабрика Орехов» продавала кедровые ядра в розницу за 1,8 тыс. руб., то в Калифорнии через тот же eBay их покупали за 3,8 тыс. руб. «Я тогда подумал, а в чем проблема? Я переезжаю в Краснодарский край, сажаю импортную селекцию орехов и становлюсь поставщиком орехов международного уровня за рубеж», — рассказывает Юрий. В итоге он вместе с семьей поселился в городе Горячий Ключ, купил участок в 64 га поблизости под будущую ореховую ферму, разбил два небольших экспериментальных сада, в 5 га и 1,6 га, и занялся селекцией.
«В 2022 году мои магазины на зарубежных площадках „ушли в отпуск“ на неопределенное время. Нужно было придумать, как развиваться в России. Мы быстро переключились на отечественные маркетплейсы, которые активно растут, в том числе Ozon», — рассказывает Юрий. Идея была удачная.
Во-первых, выход на маркетплейс позволил изучать спрос и получать обратную связь от покупателей, давая одновременно инструмент и для старта продаж, когда речь идет о малом и среднем бизнесе, и для масштабирования. Чтобы запустить бизнес, предпринимателю из регионов, как это происходило с Юрием, достаточно маленьких урожаев из экспериментального сада. «Предпринимателю прежде всего нужна обратная связь. Именно ею хорош Ozon. Когда я высаживаю небольшой объем нового сорта ореха и собираю маленький урожай, я фасую его и отправляю на Ozon. Там покупатели пишут, понравился им орех или нет, какие были недочеты», — поясняет Обрубов. После оценки покупателями принимается решение, будет ли сорт присутствовать в будущем саду, где планируется высадить 30 тыс. деревьев высокопроизводительных сортов.
Во-вторых, площадка предлагает различные схемы продаж для продавцов, строит новые склады в регионах, расширяет сеть ПВЗ — сейчас уже более 50 тыс.
Пример — яблочный бизнес, который развивается в Краснодарском крае, рассказывает Обрубов. Когда 10 лет назад в Россию прекратили поставлять польские яблоки — главный на тот момент продукт на рынке в этом сегменте, в Краснодарском крае не растерялись и посадили 50 тыс. га яблоневых садов. Так же поступили в Кабардино-Балкарии, которую теперь вообще называют яблочной республикой. В-четвертых, российские маркетплейсы дают-таки отечественным компаниям и даже локальным мастерам желанные выходы на зарубежные рынки и доступ к огромной аудитории, например к жителям Армении, Белоруссии и Казахстана. Это интересно российскому бизнесу, который действительно может предложить качественные товары этим странам.
«Россия сегодня — страна возможностей. Куда ни ткни — огромные ниши для работы», — говорит Обрубов. Это относится и к торговле орехами, и к агропромышленному комплексу в целом. Но чтобы план осуществился, необходимо всерьез заниматься селекцией и генетикой растений. С орехами ситуация такова, что при СССР эта отрасль активно развивалась. Но в 1990-е все благополучно перестало существовать. Сегодня в стране огромная проблема с саженцами. «Я ездил в институт в Краснодаре, в котором занимаются орехами. Хотел купить у них 100 саженцев. Предложили внести аванс, а через год они мне их поставят — а может быть нет. Между тем была осень и сажать орехи нужно было прямо сейчас. Так бизнес не делается», — сказал Обрубов.
По его словам, ореховодство в России сегодня существует на любительском уровне и поддерживается в основном энтузиастами, которые сами ищут и изучают сорта, проращивают орехи и переводят научные статьи с иностранных языков. И такой информационный вакуум является большим тормозом в развитии. Ведь культивирование орехов — игра вдолгую. Сначала приходится выращивать сорта орехов в разной местности, подбирая наилучшую комбинацию. А чтобы выйти на хорошую окупаемость сада, нужно 10 лет. Когда речь идет о таких сроках, хочется минимизировать ошибки.
Для сравнения, в США за культивированием орехов стоит большая научная и селекционная работа. В результате есть калифорнийские сорта грецкого ореха и миндаля, известные как эталон по всему миру. «Генетический рецепт» некоторых из них охраняется как зеница ока — перед продажей орехи обтравливают специальным образом, чтобы их нельзя было прорастить.
У российских предпринимателей и их компаний большой потенциал и в области производства орехов, и в других областях, считает Обрубов. На их стороне играют изменения климата и уход иностранных конкурентов. В первом случае глобальное потепление дало стране огромный шанс занять место на мировом рынке орехов и АПК. Сегодня в России можно выращивать урожаи культур, которые несколько десятилетий назад не прижились бы на этой территории или не дали бы достойный урожай. Во втором случае Россия, как Китай когда-то, имеет огромное конкурентное преимущество на мировом рынке — она может поставлять товар международного уровня по низкой цене благодаря сравнительно дешевой земле и рабочей силе.
Но чтобы воспользоваться этими преимуществами, нужно быть реалистами и, как когда-то Китай, который начал свой экономический подъем с торговли дешевой рабочей силой, объективно осознать свое место на мировом рынке. «Без этого мы не добьемся успеха. Допустим, ореховая сфера, которой я сейчас занимаюсь, находится на очень низком уровне развития. И чтобы нам подняться хотя бы к мировому уровню, у нас впереди огромный объем работы. Гигантский. Это и селекция, и генетика, и работа с землей», — считает Обрубов.
На выполнение задачи уйдет время, и не стоит судить себя строго — ведь у игроков в России и в других странах, таких как США и государства Европы, разные стартовые позиции. «Я, как человек, который ворочает мешки с орехами и занимается физическим трудом, не могу не привести в пример американскую компанию King Koil — лучшего производителя матрасов в мире. Она ушла с российского рынка, и отечественные конкуренты, к сожалению, до нее пока не дотягивают. А все дело в том, что должно пройти время. King Koil занимается матрасами — только представьте — с 1898 года. За это время они накопили огромную научную, исследовательскую, производственную базу. Их быстро не догнать», — сказал Обрубов.Тем не менее это вовсе не значит, что у российских предпринимателей не получится заявить о себе — перспективы у рынка колоссальные.
Обрубов рассчитывает, что в будущем у орехов в России будет такая же аудитория ценителей, как у вина, крафтового пива или сыров. «В винной индустрии ценятся напитки определенного урожая и года. При этом фундук покупается наугад. Я хочу, чтобы орехи ценились так же, как вина и сыры, — чтобы обычные люди разбирались в их видах, годах урожаях и местности, на которой орехи выросли. А я хочу, чтобы человек зашел в Ozon и со знанием дела выбрал, допустим, итальянский орех от „Фабрики Орехов“, потому что он самый любимый и вкусный», — сказал он.
Реклама. ООО «Интернет Решения», ИНН 7704217370, erid: 2bL9aMPo2e3xm4hVPnyLmhULW1