9 ноября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал

«Бизнес не может быть интровертом»: как веб-сервисы изменили рынок делового туризма

Текст: Дарья Староверова

Фото: Арсений Несходимов


В 2019 году объём рынка бизнес-туризма в России достигал 675 млрд рублей. Аналитики предсказывали ему рост до 822 млрд рублей к 2021 году, но пандемия отбросила индустрию далеко назад. Границы закрылись, и деловые встречи перекочевали в онлайн. Но российский рынок адаптировался к новым реалиям и скоро достигнет докризисных показателей, уверена глава сервиса для организации командировок OneTwoTrip for Business Ани Алексанян. Она рассказала Inc. об основных трендах рынка корпоративного туризма.

Веб-сервисы потеснили агентства

«На рынке бизнес-тревела сегодня нет актуальной статистики. Самые свежие на сегодняшний день данные в 2019 году опубликовал РБК. Тогда до 46% рынка негосударственных деловых поездок приходилось на агентства, а в тройке лидеров по обороту были компании с 15–20-летним опытом работы. С тех пор сегмент корпоративных путешествий изменился, заметную роль стали играть онлайн-игроки из B2C-сегмента.

Сегодня к услугам агентств обращаются крупные компании. Как правило, у них есть целые отделы, которые отвечают за командировки. Но менеджеры часто сами пользуются веб-сервисами и бронируют через них билеты.

В малом и среднем бизнесе сотрудники часто вообще ничем не пользуются — бронируют билеты как физические лица, потом приносят чеки в бухгалтерию. Это требует внимательности и сноровки: чеки теряются, а документы не подходят. Поэтому в этом сегменте веб-сервисы набирают популярность — они значительно упрощают процесс.

Офис-менеджер, например, оформляет командировки на всю компанию и получает закрывающие документы в личный кабинет. Он может загрузить данные всех работников, тогда билеты каждый будет искать сам, а менеджер — одобрять или отклонять покупку. В OneTwoTrip for Business можно заказать трансфер из аэропорта, задать вопрос техподдержке 24/7 или восстановить потерянный посадочный талон».

Партнёрские экосистемы

«Мы сотрудничаем с компаниями из разных сфер, чтобы клиенты не только бронировали билеты, но и получали скидки и привилегии. У нас есть целый отдел, который ищет партнёров, это часть нашей программы лояльности. Если клиент обращается через нас, он получает скидку. Это может быть что угодно — подбор персонала, услуги ДМС, защита ПК, сервисы по контролю и учёту сотрудников, работающих из дома, или аутсорс-бухгалтерия.

Вторая часть программы лояльности — клиенты получают до 5% от заказанных услуг в виде кешбэка. Компании не тратят эти деньги сразу — копят до значимой суммы и только потом оплачивают поездку. У клиентов, которые регулярно покупают у нас услуги, объём кешбэка достигает 100 000 рублей. Это реальные деньги, на них можно купить билеты или забронировать отель.

Кешбэком чаще пользуются небольшие компании, но бонусы важны и для крупного бизнеса. Что удивительно — когда участвуем в тендерах, госкомпании всегда смотрят, есть ли у участника программа лояльности.

Благодаря оптовому трафику партнёры нам предоставляют скидки, а мы, в свою очередь, предлагаем более низкие цены клиентам. Экономия достигает 30%, но это не повсеместное правило. Всё-таки мы продаём не собственные продукты, а получаем их от поставщиков и платим комиссию — здесь работают те же законы, что и в массовом сегменте».


> 6 000 000

пользователей — аудитория OneTwoTrip


> 9000

компаний пользуются услугами OneTwoTrip for Business


30 000

рублей — средний бюджет командировки


> 800

авиакомпаний в базе сервиса


> 2 000 000

отелей и апартаментов доступны для бронирования по всему миру

Гибкость и кастомизация: сервисы подстраиваются под клиентов

«До пандемии основными направлениями в бизнес-тревел были Европа и Китай, но сейчас границы закрыты, а переговоры перекочевали в Zoom. Выехать по бизнес-визе можно, но это трудно, и компании предпочитают не связываться с зарубежными командировками. Ездить стали меньше даже по России.

В таких условиях развивать веб-сервис только в бизнес-сегменте было бы сложно. Всё-таки B2B не даёт столько трафика, сколько B2C. Объединив два бизнеса, мы получили запас прочности — это помогло диверсифицировать доходы.

У крупных клиентов часто бывают нестандартные требования к закрывающим документам, приходится «допиливать» функционал сервиса под конкретные задачи. Например, компания хочет дать доступ к сервису всем сотрудникам, но чтобы они сначала оплачивали расходы сами и только потом передавали закрывающие документы. В первый раз мы потратили на реализацию подобной схемы три-четыре недели, теперь настраиваем за день.

Ещё мы работаем не только с частными компаниями, но и с госсектором, для этого участвуем в тендерах. Здесь тоже приходится проявлять гибкость и подстраиваться под требования заказчика — в этом сегменте они связаны в основном с отчётностью и взаиморасчётами. Основная часть наших клиентов — крупные компании из строительной и добывающей отраслей, IT-бизнес».

Топ-10 популярных авианаправлений с начала 2021 года,
по данным OneTwoTrip for Business


28,7%

Москва

10,6%

Санкт-Петербург

3,4%

Екатеринбург

3,1%

Казань

3,0%

Сочи

2,8%

Новосибирск

2,7%

Краснодар

2,4%

Симферополь

2,3%

Ростов-на-Дону

2,2%

Красноярск

Путешествия и работа объединяются

«Сегодня в Россию пришла тенденция, которая в Европе зародилась ещё до пандемии, — сочетание командировок и мини-путешествий, или bleisure, от слияния английских слов business и leisure. Когда ты полетел в Сочи, Крым или Краснодарский край, сходил на конференцию, провёл рабочие встречи и несколько дней посвятил отдыху — погулял по городу, посмотрел достопримечательности.

Конечно, если сотрудник едет в глухой регион, у него нет желания оставаться там подольше. Но на юге России многие хотят задержаться, особенно если погода хорошая. Склонность к bleisure зависит ещё и от возраста. Сотрудники до 35 лет любят совмещать командировки с мини-путешествиями, а в сегменте 40+ это встречается редко.

В сервисе OneTwoTrip for Business можно ставить лимиты сотрудникам, ограничивать число дней до заезда в отель, его звёздность, стоимость перелёта. Многие работодатели выставляют лимит один-два дня до заселения. Сотрудник может этим воспользоваться: если командировка начинается в понедельник — прилететь, например, в субботу. Пары дней как раз хватит, чтобы погулять по городу и посмотреть достопримечательности».

Бизнес-тревел ищет новые возможности

«Сейчас 97,5% бронирований через OneTwoTrip for Business приходятся на российские направления. Треть командировочных летит в Москву, меньше — в Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Общий поток сократился, но оживление на рынке уже заметно. Бизнес не может быть интровертом, которому комфортно вести переговоры из дома. Ему нужно путешествовать, находить новые контакты и развиваться. Поэтому, что бы ни случилось, этот рынок проявит гибкость и командировки будут.

Пока в Европе обсуждают, как сократить число бизнес-поездок и уменьшить за счёт этого выбросы углерода в атмосферу, российский рынок думает, как оптимизировать расходы, найти новых партнёров, расширить бизнес. И в этой прагматичности — его сила. Благодаря ей российский бизнес совсем скоро вернётся к трендам 2019 года».