СПЕЦПРОЕКТЫ 30 июля
Ушли в сеть: как онлайн-ретейл покоряет Россию
Текст
Антон Ширяев
Иллюстрации
Александр Черепанов
Всё больше россиян совершают покупки в интернете, а пандемия COVID-19 только усилила этот тренд. Вместе с «Юлой» Inc. разбирается в достижениях онлайн-ретейла в России за последние годы и перспективах сегмента eCommerce.
Покупатели уходят в интернет — это тренд одинаково справедлив и для России, и для остального мира. И скорость этой миграции постоянно возрастает. В 2019 году доля интернет-торговли в России составила 2%, хотя еще в 2019 году равнялась 1,7%. При этом рост b2c-продаж в заказах и в рублях ещё значительнее — 39% и 24% год к году соответственно. Общемировой рост лишь немногим скромнее. В последние 10 лет он составлял 15—20%.
Пандемия COVID-19 и карантинные меры, принятые во многих странах, могут выступить катализатором этих процессов. В то время как большинство магазинов во многих городах Европы, Китая, России и США были закрыты, покупатели вынуждены были совершать покупки в интернете. Это касается и тех людей, которые прежде не имели такого опыта.
По данным Data Insight, в период пандемии рынок онлайн-торговли в России вырос на 40% и достиг 60—65 млн человек. По итогам 2020 года аналитики агентства прогнозируют рост рынка на 20%.
Егор Данилов, директор по продукту «Юлы», рассказал, что чаще всего на этой площадке продают детские товары, детскую и женскую одежду, товары для дома и дачи, а также телефоны и планшеты. При этом средний чек достаточно большой — 3,4 тыс. руб. (без учёта сегментов «Авто» и «Недвижимость», где сумма, естественно, выше).
При этом офлайн-ретейл столкнулся с невиданным доселе кризисом. Из-за долговременного закрытия торговых точек многие ретейлеры потеряли до 90% своего оборота. Небольшие компании оказались на грани банкротства, а крупные сети столкнулись с необходимостью оптимизировать бизнес. Согласно исследованию Deloitte, 40% финансовых директоров ожидают спада операционной прибыли.
Единственным выходом для многих компаний может стать открытие нового направления бизнеса — онлайн-торговли. Однако с выходом в eCommerce у многих возникают проблемы. Прежде всего, это дополнительные инвестиции. Необходимо собрать команду специалистов, создать привлекательный и удобный онлайн-магазин, заполнить каталог, настроить онлайн-кассу. У маленьких компаний и индивидуальных предпринимателей нет на это ни средств, ни времени. Выходом для многих стала торговля через социальные сети, когда роль каталога играет аккаунт в Instagram. Однако возможности непрофильной площадки ограниченны, удобство пользования минимально, а продвижение магазина требует больших финансовых затрат.
Решением проблемы является b2b-площадка, оптимизированная по своему дизайну и функционалу для покупателей и продавцов. Такой сервис давал бы продавцам возможность сэкономить время и деньги на разработку и пользоваться готовым решением, а также избежать трат на продвижение. При этом сторонняя b2b-площадка одинаково удобна как для крупных ретейлеров с сотнями наименований товаров, так и для маленьких компаний, продающих не более десятка различных продуктов. Подобная площадка удобна для покупателя, ведь он получает возможность выбора из множества онлайн-магазинов, собранных в одном месте.
В 2020 году подобный проект запустил российский онлайн-сервис объявлений «Юла». Этот шаг стал логичным развитием сервиса, который давно перестал быть простой доской объявлений, а превратился для многих предпринимателей в инструмент развития бизнеса. Однако изначальный базовый функционал создавался прежде всего для частных пользователей, которые хотели продать свои вещи, поэтому в «Юле» решили создать на базе платформы полноценный онлайн-магазин для бизнесов. Причем ставка в «Магазинах» «Юлы» делается на быстром простом подключении и управлении магазином, чтобы любой предприниматель мог без труда разобраться, как работать с этим инструментом. В первую очередь «Магазины» рассчитаны на малый и средний бизнес, который или только выходит в онлайн, или ищет для себя удобные и понятные инструменты для продаж онлайн. Они дают доступ к платежеспособной аудитории и помогают выстроить продажи. И бизнесу для этого не надо инвестировать какие-то крупные суммы в развитие собственного сайта (SEO, инфраструктура и прочее), разбираться в настройках рекламных кабинетов и так далее.
1
Подключаете
услугу
После подключения услуги профиль пользователя автоматически обновится до «магазина», где будут указаны ваш логотип, название и товары. В любой момент вы можете легко поменять их в настройках.
2
Настраиваете
обложку магазина
Баннер — это лицо магазина. На нём можно разместить информацию о скидках, специальных предложениях и обновлении ассортимента. Самую важную информацию размещайте ближе к центру фото. Создать баннер можно в приложениях Word Swag, Over, Font Candy.
3
Добавляете
фото товаров
Выберите свободное, хорошо освещённое пространство. Уберите из кадра всё лишнее. Для товаров одной категории используйте одинаковый фон и расположение в кадре. Товар должно быть хорошо видно, а сама фотография должна быть качественной. Используйте фильтры Instagram или VSCO.
4
Меняете логотип
Главное правило хорошего логотипа — чёткое, понятное отображение информации. Собрать логотип можно в конструкторах вроде Wix или Canva.
5
Меняете название
и краткое описание
Из названия магазина должно быть понятно, какие товары в нём продаются. Избегайте лишней информации. В описании постарайтесь сформулировать, в чем уникальность вашего магазина и основная идея вашего бизнеса.
6
Работаете
со статистикой
Анализируйте статистику ваших товаров. При необходимости задумайтесь о том, чтобы сделать другие фотографии, изменить название или описание.
7
Управляете ассортиментом
своего магазина
В «Магазинах» «Юлы» можно загружать товары из специальных файлов с базой по аналогии с популярными маркетплейсами и легко управлять своими объявлениями в личном кабинете.
2020 год может стать переломным для всей индустрии eCommerce в мире и в России. Пандемия COVID-19 уже значительно поменяла потребительское поведение и привычки. Те, кто и раньше покупали в интернете, стали делать это чаще, а те, кто избегал онлайн-шопинга, открыли его для себя. Пандемия и локдауны стимулировали приход в электронную коммерцию ретейлеров, которые ранее работали исключительно офлайн. Коронавирусный кризис наглядно продемонстрировал, что присутствие в интернете — это не просто перспективное направление развития бизнеса, но и спасательный круг на случай непредвиденных ситуаций с торговыми точками.
В 2020 году стало очевидно, что предприниматели, которые не смогут адаптироваться к новой реальности, окажутся за бортом конкуренции.
Уже сейчас многие игроки рынка с трудом пережили режим самоизоляции, вынуждены сокращать персонал и закрывать убыточные точки, а некоторые небольшие компании и вовсе не пережили кризис. В дальнейшем ситуация будет только усложняться, а конкуренция — возрастать.
Свой позитивный эффект в развитии eCommerce в России даст и появление нового сервиса «Юлы». Отсутствие необходимости тратить большие силы и средства на открытие пусть и перспективного, но неизвестного направления стимулирует бизнес охотнее пробовать себя в онлайн-торговле. В любом случае мы ждём от сектора eCommerce продолжения уверенного роста и новых рекордов оборота и числа покупателей.