7 сентября 2022 • Спецпроекты • Партнерский материал
Текст: Наталия Владимирова
Иллюстрации: Олег Козлов
По результатам исследования «Работа.ру», большинство россиян (51%) в среднем работают на одном месте более пяти лет, 33% — три года и меньше. Но уже достаточно давно звучат заявления, что в ближайшем будущем нормой станет смена работы каждые два-три года. В условиях экономической нестабильности частая смена работы может обернуться дополнительным стрессом, в том числе и финансовым. Долгосрочные отношения снова приобретают актуальность.
Помимо уверенности в завтрашнем дне, lifelong job relationship дает и другие плюсы. По мнению экспертов Harvard Business Review, их несколько.
Для компании не менее важна стабильность в отношениях с работниками. Особенно если речь идет о сегменте рынка с высокой конкуренцией.
Финтех — высоко конкурентная среда, состоящая из более 300 банков, нескольких гигантов и сотни средних и малых компаний. Российская QIWI, которая начинает свою историю с 2007 года, — крупная компания, в которой работают около 2 тыс. человек.
«Оставаться конкурентным на этом динамичном рынке помогает определенная модель ведения бизнеса: мы стремимся чутко реагировать на тренды, всегда искать новые возможности, быть максимально гибкими. Мы часто заходим в те ниши, в которых до нас никто не работал, — объясняет Андрей Протопопов, генеральный директор QIWI. — Для поддержания данной бизнес-модели нужны особые люди, которые не боятся принимать решения и брать на себя ответственность, работать в условиях высокой неопределенности, экспериментировать, добиваться быстрого результата, фокусироваться на нем больше, чем на процессе. Такой человек быстро переходит от гипотез к практике и сам создает правила работы».
Система найма в компании и организационные процессы настроены так, чтобы «фитовые» сотрудники были успешны и всегда чувствовали себя комфортно. Поэтому культура компании стремится удерживать таких людей как можно дольше, а также не терять с ними связь и после ухода. В этом помогают три кита культуры QIWI:
По результатам исследования «Работа.ру», большинство россиян (51%) в среднем работают на одном месте более пяти лет, 33% — три года и меньше. Но уже достаточно давно звучат заявления, что в ближайшем будущем нормой станет смена работы каждые два-три года. В условиях экономической нестабильности частая смена работы может обернуться дополнительным стрессом, в том числе и финансовым. Долгосрочные отношения снова приобретают актуальность.
Помимо уверенности в завтрашнем дне, lifelong job relationship дает и другие плюсы. По мнению экспертов Harvard Business Review, их несколько.
Для компании не менее важна стабильность в отношениях с работниками. Особенно если речь идет о сегменте рынка с высокой конкуренцией.
Финтех — высоко конкурентная среда, состоящая из более 300 банков, нескольких гигантов и сотни средних и малых компаний. Российская QIWI, которая начинает свою историю с 2007 года, — крупная компания, в которой работают около 2 тыс. человек.
«Оставаться конкурентным на этом динамичном рынке помогает определенная модель ведения бизнеса: мы стремимся чутко реагировать на тренды, всегда искать новые возможности, быть максимально гибкими. Мы часто заходим в те ниши, в которых до нас никто не работал, — объясняет Андрей Протопопов, генеральный директор QIWI. — Для поддержания данной бизнес-модели нужны особые люди, которые не боятся принимать решения и брать на себя ответственность, работать в условиях высокой неопределенности, экспериментировать, добиваться быстрого результата, фокусироваться на нем больше, чем на процессе. Такой человек быстро переходит от гипотез к практике и сам создает правила работы».
Система найма в компании и организационные процессы настроены так, чтобы «фитовые» сотрудники были успешны и всегда чувствовали себя комфортно. Поэтому культура компании стремится удерживать таких людей как можно дольше, а также не терять с ними связь и после ухода. В этом помогают три кита культуры QIWI:
Удаленная работа
Вначале она была вынужденной, но потом многие компании поняли, что в ней есть свои плюсы, и оставили многих сотрудников, не привязанных к производству, на удаленке.
Диджитализация и геймификация
В удаленном режиме поддерживать связи сложнее, поэтому многие компании стали внедрять игровые механики во взаимодействие с сотрудниками.
Рост well-being направления
Высокий уровень стресса и неопределенности требует от работодателей ответной реакции по стабилизации эмоционального состояния своих сотрудников.
Большая прозрачность и гибкость
Работа в удаленном формате вызывает сложности в адаптации новых сотрудников, требует больше прозрачности в предоставлении информации.
Удаленная работа
Вначале она была вынужденной, но потом многие компании поняли, что в ней есть свои плюсы, и оставили многих сотрудников, не привязанных к производству, на удаленке.
Диджитализация и геймификация
В удаленном режиме поддерживать связи сложнее, поэтому многие компании стали внедрять игровые механики во взаимодействие с сотрудниками.
Рост well-being направления
Высокий уровень стресса и неопределенности требует от работодателей ответной реакции по стабилизации эмоционального состояния своих сотрудников.
Большая прозрачность и гибкость
Работа в удаленном формате вызывает сложности в адаптации новых сотрудников, требует больше прозрачности в предоставлении информации.
Каждый одиннадцатый программист считает, что работу можно менять ежегодно. Вообще тех, кто уверен, что работу нужно менять каждые три года или чаще, больше всего как раз среди ИТ-специалистов. Как выстраивать долгосрочные отношения в такой переменчивой среде? QIWI начинает выстраивать отношения с кандидатом с первых минут знакомства и не бросает их, даже если технически они окончены.
«Мы четко знаем, кто нам нужен. У нас есть профиль сотрудника, есть харды и софты. Навыки коммуникации, управления задачами. Софтовый профиль привязан к четырем ценностям, которые формируют основу культуры QIWI», — рассказывает Андрей Протопопов.
Польза — когда результат важнее, чем процесс. Для сотрудников важен смысл. Они должны понимать, для чего работают, и видеть ценность в том, что они делают.
Драйв позволяет быстро переходить от гипотез к действию. В компании нет бесконечных согласований и бюрократических барьеров. Сотрудники неравнодушны и относятся к делу как к собственному бизнесу. Такие люди заряжают себя и окружающих. Для этого важно иметь ресурс — здоровье и силы (за это тоже отвечает компания).
Мастерство. Когда в компании собираются ответственные и осознанные люди, им важно дать возможность для непрерывного развития. Люди здесь постоянно поднимают себе планку, ловят все тренды и даже опережают их. Чтобы достигать нового, компания дает доступ к самым прогрессивным инструментам и обучающим программам.
Командная игра. В QIWI люди важнее правил и процедур, здесь все строится на быстрых договоренностях и доверии. Социальный интеллект очень важен для успеха в компании.
«Когда рекрутеры и менеджеры QIWI общаются с кандидатами, они обращают внимание на наличие этих софтовых компетенций. Даже если человек имеет крутые хардовые скиллы, но у него нет нужных софтовых, он нам не подойдет», — заключает Андрей Протопопов.
На адаптацию в QIWI выделен отдельный период, во время которого новый сотрудник может освоиться, прочувствовать культуру и влиться в команду. У него обязательно есть наставник (бадди) — это коллега (не менеджер), который отвечает за погружение в работу. Наставников обучают в корпоративной школе. Кроме того, для новичков проводится серия адаптационных тренингов, работает специальный чат-бот с вопросами и ответами и есть план адаптации с системой обратной связи.
Чтобы удержать сотрудника в компании надолго и помочь ему добиться высоких результатов, важно создать для него среду, в которой он сможет реализоваться и достичь успеха. Особая атмосфера в компании складывается из множества факторов: гибкости в отношениях, комфортных условий работы, заботы о здоровье сотрудников, а также об их образовании и хобби.
«В QIWI бывших не бывает» — негласный слоган в компании. Если человек уходит из QIWI, связи с ним не теряются. Например, бывших сотрудников часто зовут на мероприятия компании — от традиционного летнего фестиваля до ивентов комьюнити. Это дает свои плоды — процент возвратов сотрудников достаточно высокий, особенно в ИТ.
«Lifelong job relationship в нашем случае — абсолютная прагматика, мы хотим, чтобы с нами работали как можно дольше и возвращались. Поэтому мы стараемся, чтобы люди оставались нашими QIWI People и после ухода из компании, и хотим обеспечить им все условия, если они решат вернуться», — заключает Андрей Протопопов.
Подход созвучен тому, который обозначили в Nielsen, изучая отношения компаний с экс-сотрудниками. Есть еще целых три причины, по которым lifelong job relationship — стратегия не только человекоориентированная, но и дальновидная.
Каждый одиннадцатый программист считает, что работу можно менять ежегодно. Вообще тех, кто уверен, что работу нужно менять каждые три года или чаще, больше всего как раз среди ИТ-специалистов. Как выстраивать долгосрочные отношения в такой переменчивой среде? QIWI начинает выстраивать отношения с кандидатом с первых минут знакомства и не бросает их, даже если технически они окончены.
«Мы четко знаем, кто нам нужен. У нас есть профиль сотрудника, есть харды и софты. Навыки коммуникации, управления задачами. Софтовый профиль привязан к четырем ценностям, которые формируют основу культуры QIWI», — рассказывает Андрей Протопопов.
Польза — когда результат важнее, чем процесс. Для сотрудников важен смысл. Они должны понимать, для чего работают, и видеть ценность в том, что они делают.
Драйв позволяет быстро переходить от гипотез к действию. В компании нет бесконечных согласований и бюрократических барьеров. Сотрудники неравнодушны и относятся к делу как к собственному бизнесу. Такие люди заряжают себя и окружающих. Для этого важно иметь ресурс — здоровье и силы (за это тоже отвечает компания).
Мастерство. Когда в компании собираются ответственные и осознанные люди, им важно дать возможность для непрерывного развития. Люди здесь постоянно поднимают себе планку, ловят все тренды и даже опережают их. Чтобы достигать нового, компания дает доступ к самым прогрессивным инструментам и обучающим программам.
Командная игра. В QIWI люди важнее правил и процедур, здесь все строится на быстрых договоренностях и доверии. Социальный интеллект очень важен для успеха в компании.
«Когда рекрутеры и менеджеры QIWI общаются с кандидатами, они обращают внимание на наличие этих софтовых компетенций. Даже если человек имеет крутые хардовые скиллы, но у него нет нужных софтовых, он нам не подойдет», — заключает Андрей Протопопов.
На адаптацию в QIWI выделен отдельный период, во время которого новый сотрудник может освоиться, прочувствовать культуру и влиться в команду. У него обязательно есть наставник (бадди) — это коллега (не менеджер), который отвечает за погружение в работу. Наставников обучают в корпоративной школе. Кроме того, для новичков проводится серия адаптационных тренингов, работает специальный чат-бот с вопросами и ответами и есть план адаптации с системой обратной связи.
Чтобы удержать сотрудника в компании надолго и помочь ему добиться высоких результатов, важно создать для него среду, в которой он сможет реализоваться и достичь успеха. Особая атмосфера в компании складывается из множества факторов: гибкости в отношениях, комфортных условий работы, заботы о здоровье сотрудников, а также об их образовании и хобби.
«В QIWI бывших не бывает» — негласный слоган в компании. Если человек уходит из QIWI, связи с ним не теряются. Например, бывших сотрудников часто зовут на мероприятия компании — от традиционного летнего фестиваля до ивентов комьюнити. Это дает свои плоды — процент возвратов сотрудников достаточно высокий, особенно в ИТ.
«Lifelong job relationship в нашем случае — абсолютная прагматика, мы хотим, чтобы с нами работали как можно дольше и возвращались. Поэтому мы стараемся, чтобы люди оставались нашими QIWI People и после ухода из компании, и хотим обеспечить им все условия, если они решат вернуться», — заключает Андрей Протопопов.
Подход созвучен тому, который обозначили в Nielsen, изучая отношения компаний с экс-сотрудниками. Есть еще целых три причины, по которым lifelong job relationship — стратегия не только человекоориентированная, но и дальновидная.