Спецпроекты • 18 октября 2022 • Партнерский материал
Армен Агаджанов, сооснователь платформы Qugo
Представим себе компанию, бизнес которой требует привлечения большого количества исполнителей на разнообразные услуги. Добавим ярко выраженную сезонность и широкую географию. Да, важно, что микрозадачи могут быть каждый день разные. Возможно, они даже не повторяются. Сложно? В таком описании легко узнать логистику, строительство, грузоперевозки, онлайн-образование, консалтинг, интернет-маркетинг и многое другое. Именно компании из этих сфер обеспечивают основной поток заданий, а значит, и доходов самозанятых.
Для тех компаний, которые появились во время действия нового налогового режима, приглашать исполнителей только на конкретные задачи — это норма. Для «старичков», кто начал зарабатывать еще до того, как появилась самозанятость, все дело в изменении философии бизнес-процессов.
Вообще, самозанятость — это идеальный рецепт для бизнеса в эпоху турбулентности.
Среди важных плюсов для крупного бизнеса — относительная простота документооборота. Неслучайно компании, использующие труд таксистов и курьеров, первыми перешли на новую модель взаимодействия. Все дело в том, что в этой сфере очень большая текучка. И не всегда уровень сознательности в поведении людей высокий: курьеры часто уходят по-английски. Если взял такого человека в штат, а он через неделю пропал, нужно потратить немало ресурсов, чтобы его уволить. В некоторых крупных компаниях текучка в месяц может составлять 80%, в абсолютных величинах — до 20 тыс. человек. Если организация при этом еще не перешла на ЭДО, то справиться с лавиной документов непросто. А ведь все эти документы надо еще получить от исполнителей, где-то хранить, а затем уничтожать. Поэтому большинство крупных компаний уходят в историю самозанятости — это значительно упрощает и удешевляет процесс обслуживания текучки.
Но эта модель не для всех. Счастье для бизнеса омрачается большим количеством правил, норм и ограничений. Государство можно понять: в любом хорошем деле могут быть «варианты». Склонные к нечистоплотному ведению бизнеса люди могут попытаться получить от нового налогового режима больше, чем предусмотрено законом. Задача проверяющих органов не допустить «переквалификации». Иными словами, бизнес не должен прятать под личиной работы с самозанятыми трудовые отношения с сотрудниками. Очевидная экономия может обернуться штрафами и взысканиями для недобросовестного предпринимателя.
На помощь приходят специальные решения. Можно отдать на аутсорс только часть процесса или же передать все полностью. В Qugo берут на себя весь комплекс взаимодействия. При этом не важно, какой статус для себя выбрал исполнитель, — самозанятость, физлицо без специального налогового статуса или ИП. На платформе Qugo есть решения для любого случая. Важно, что со стороны компании-заказчика с платформой, как правило, работает один человек на 2 тыс. исполнителей.
Qugo предлагает онбординг исполнителей «под ключ». Это значит, что с заказчиков снимают головную боль по организации всего документооборота и коммуникации с их исполнителями и даже помогают найти новых исполнителей на платформе. Если у исполнителя нет статуса самозанятого, в Qugo помогут пройти регистрацию. Платформа подключается к личному кабинету исполнителя в приложении «Мой налог». Исполнителю остается только подтвердить согласие принять заказ от клиента (можно настроить и автоматически), подписать в электронном виде акт после выполнения задания и ждать денег за оказанные услуги. Налоги платформа заплатит за него сама.
Проиллюстрируем на примере. Как правило, курьеры, желающие устроиться на временную занятость, вынуждены сидеть в очереди в офисе заказчика по три-четыре часа. В Qugo выстроили работу так, что оформление даже граждан из стран ЕАЭС происходит полностью онлайн с поддержкой по телефону за считанные минуты.
Для компании-заказчика все так же просто. Регистрация заказчика на платформе занимает не более двух-трех минут. По ИНН юридического лица система подтягивает всю информацию о заказчике, после чего профиль идет на модерацию. В этот момент устанавливается процент комиссии платформы — от одного до трех процентов в зависимости от предполагаемого объема проходящих через Qugo выплат и дополнительных услуг.
После того как заказчик зарегистрировался, ему необходимо пригласить в платформу своих исполнителей или создать в системе задание, на которое потенциальные исполнители могут откликнуться.
При регистрации приглашенного исполнителя автоматически формируется договор. Базовый шаблон договора — это рамочный договор сроком на один год, который не содержит какой-либо конкретики. Все детали — уже в приложении к договору, оно формируется к каждому заданию индивидуально, как и закрывающие документы — чек и акт.
После подтверждения выполнения задания, исполнитель получает SMS с приглашением подписать акт в электронном виде. После этого выплата автоматически отправляется на указанные самозанятым реквизиты. При работе с Qugo заказчик платит только согласованный процент с каждой трансакции, для исполнителей платформа полностью бесплатна. Никаких средств заранее на платформе резервировать не нужно. Пополнять счет заказчику можно непосредственно за пару часов до выплат.
Существующие в России сервисы для работы с внешними исполнителями предлагают и автоматизацию выбивания чека, и перечисление гонорара исполнителю, и уплату за него налогов на профессиональный доход. Как и в банковских услугах, тут нет уникальности: никто не предоставляет такое решение, которого нет больше ни у кого и которое сложно повторить. Все отличия — в сервисе, готовности идти от запросов клиента и удобстве для исполнителей.