Спецпроекты • 18 октября 2022 • Партнерский материал

Самозанятые специалисты: как с ними работать

Армен Агаджанов, сооснователь платформы Qugo


Самозанятость в России возникла в результате развития трудового и гражданского права на основе опыта зарубежных стран. Выгоды для исполнителей очевидны: самозанятые специалисты могут регулировать свою нагрузку, работать сразу с несколькими заказчиками, платят небольшие налоги и уверенно чувствуют себя в обществе, в отличие от официально не оформленных работников. Недаром Росстат фиксирует постоянный прирост самозанятых исполнителей. Но сейчас не о них. Вместе с Арменом Агаджановым, сооснователем платформы Qugo для работы с внештатными исполнителями, рассмотрели обратную сторону медали — компании, которые обеспечивают самозанятых задачами, то есть те, кто сейчас формируют этот рынок.

Экономия как приятный бонус

Представим себе компанию, бизнес которой требует привлечения большого количества исполнителей на разнообразные услуги. Добавим ярко выраженную сезонность и широкую географию. Да, важно, что микрозадачи могут быть каждый день разные. Возможно, они даже не повторяются. Сложно? В таком описании легко узнать логистику, строительство, грузоперевозки, онлайн-образование, консалтинг, интернет-маркетинг и многое другое. Именно компании из этих сфер обеспечивают основной поток заданий, а значит, и доходов самозанятых.

Для тех компаний, которые появились во время действия нового налогового режима, приглашать исполнителей только на конкретные задачи — это норма. Для «старичков», кто начал зарабатывать еще до того, как появилась самозанятость, все дело в изменении философии бизнес-процессов.

Если возможно внедрить в деятельность компании проектную работу, то сотрудничество с самозанятыми на проектной основе — это подарок в виде существенной экономии.

Вообще, самозанятость — это идеальный рецепт для бизнеса в эпоху турбулентности.

Заветный рецепт для обслуживания текучки

Среди важных плюсов для крупного бизнеса — относительная простота документооборота. Неслучайно компании, использующие труд таксистов и курьеров, первыми перешли на новую модель взаимодействия. Все дело в том, что в этой сфере очень большая текучка. И не всегда уровень сознательности в поведении людей высокий: курьеры часто уходят по-английски. Если взял такого человека в штат, а он через неделю пропал, нужно потратить немало ресурсов, чтобы его уволить. В некоторых крупных компаниях текучка в месяц может составлять 80%, в абсолютных величинах — до 20 тыс. человек. Если организация при этом еще не перешла на ЭДО, то справиться с лавиной документов непросто. А ведь все эти документы надо еще получить от исполнителей, где-то хранить, а затем уничтожать. Поэтому большинство крупных компаний уходят в историю самозанятости — это значительно упрощает и удешевляет процесс обслуживания текучки.

Счастье для бизнеса

Но эта модель не для всех. Счастье для бизнеса омрачается большим количеством правил, норм и ограничений. Государство можно понять: в любом хорошем деле могут быть «варианты». Склонные к нечистоплотному ведению бизнеса люди могут попытаться получить от нового налогового режима больше, чем предусмотрено законом. Задача проверяющих органов не допустить «переквалификации». Иными словами, бизнес не должен прятать под личиной работы с самозанятыми трудовые отношения с сотрудниками. Очевидная экономия может обернуться штрафами и взысканиями для недобросовестного предпринимателя.

Без погружения в специфику работы с самозанятыми бизнесу грозят следующие риски: переквалификация отношений в трудовые, доначисления налогов, блокировка счетов, и так далее. Важно быть уверенными, что все процессы со стороны компании во взаимодействии с временным персоналом выстроены правильно.

На помощь приходят специальные решения. Можно отдать на аутсорс только часть процесса или же передать все полностью. В Qugo берут на себя весь комплекс взаимодействия. При этом не важно, какой статус для себя выбрал исполнитель, — самозанятость, физлицо без специального налогового статуса или ИП. На платформе Qugo есть решения для любого случая. Важно, что со стороны компании-заказчика с платформой, как правило, работает один человек на 2 тыс. исполнителей.

Сила в простоте

Qugo предлагает онбординг исполнителей «под ключ». Это значит, что с заказчиков снимают головную боль по организации всего документооборота и коммуникации с их исполнителями и даже помогают найти новых исполнителей на платформе. Если у исполнителя нет статуса самозанятого, в Qugo помогут пройти регистрацию. Платформа подключается к личному кабинету исполнителя в приложении «Мой налог». Исполнителю остается только подтвердить согласие принять заказ от клиента (можно настроить и автоматически), подписать в электронном виде акт после выполнения задания и ждать денег за оказанные услуги. Налоги платформа заплатит за него сама.

Проиллюстрируем на примере. Как правило, курьеры, желающие устроиться на временную занятость, вынуждены сидеть в очереди в офисе заказчика по три-четыре часа. В Qugo выстроили работу так, что оформление даже граждан из стран ЕАЭС происходит полностью онлайн с поддержкой по телефону за считанные минуты.

Для компании-заказчика все так же просто. Регистрация заказчика на платформе занимает не более двух-трех минут. По ИНН юридического лица система подтягивает всю информацию о заказчике, после чего профиль идет на модерацию. В этот момент устанавливается процент комиссии платформы — от одного до трех процентов в зависимости от предполагаемого объема проходящих через Qugo выплат и дополнительных услуг.

После того как заказчик зарегистрировался, ему необходимо пригласить в платформу своих исполнителей или создать в системе задание, на которое потенциальные исполнители могут откликнуться.

При регистрации приглашенного исполнителя автоматически формируется договор. Базовый шаблон договора — это рамочный договор сроком на один год, который не содержит какой-либо конкретики. Все детали — уже в приложении к договору, оно формируется к каждому заданию индивидуально, как и закрывающие документы — чек и акт.

После подтверждения выполнения задания, исполнитель получает SMS с приглашением подписать акт в электронном виде. После этого выплата автоматически отправляется на указанные самозанятым реквизиты. При работе с Qugo заказчик платит только согласованный процент с каждой трансакции, для исполнителей платформа полностью бесплатна. Никаких средств заранее на платформе резервировать не нужно. Пополнять счет заказчику можно непосредственно за пару часов до выплат.

Существующие в России сервисы для работы с внешними исполнителями предлагают и автоматизацию выбивания чека, и перечисление гонорара исполнителю, и уплату за него налогов на профессиональный доход. Как и в банковских услугах, тут нет уникальности: никто не предоставляет такое решение, которого нет больше ни у кого и которое сложно повторить. Все отличия — в сервисе, готовности идти от запросов клиента и удобстве для исполнителей.