Спецпроекты • Социальная реклама • 14 августа 2023

Тульские самовары, чувашские украшения и огненное чудо Камчатки: как мастера развивают свои бизнесы по всей России

Текст: Наталия Владимирова


Николай Ашпин уже более 10 лет производит в Туле эксклюзивные коллекционные самовары, мастер-самоучка Сергей Самохин с Камчатки в пламени горелки придает стеклу уникальную форму, комбинирует его с местными материалами — вулканической лавой и черным песком. А Дина Трякова в маленьком селе в Чувашии изготавливает традиционные украшения и одежду и учит детей, сохраняя национальные традиции. Рассказываем истории трех мастеров, которые развивают свои бизнесы в России, в том числе благодаря поддержке Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

«Придворный фабрикантъ»: самовары, которые можно использовать по назначению


Мастерская художественного литья «Придворный фабрикантъ» уже 12 лет занимается производством эксклюзивных коллекционных самоваров и сувениров из латуни и меди. Мастерская работает в режиме полного цикла — от эскиза до готового изделия. Массовая продукция производится на современном оборудовании с применением новейших технологий, а коллектив мастеров сохраняет преемственность традиций тульского самоварного промысла, сложившихся на протяжении нескольких столетий. Для создания таких изделий в большей степени применяется ручной труд, за счет чего самовары становятся настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.

Самоварные тренды

Николай Ашпин, сооснователь и директор компании, родом с Дальнего Востока, но в Туле живет уже 25 лет и считает себя туляком. До открытия фабрики он занимался другими видами бизнеса, но все они были связаны с художниками и архитекторами.

Ситуация с самоварами в Туле, самом самоварном городе России, ему виделась далеко не идеальной — серийное производство выпускало простые штампованные самовары, а небольшие мастерские гаражного типа собирали и восстанавливали то, что могли, по деревням, селам и чердакам.

— Я увидел, что есть тренд на смену функционального предназначения самовара. Большие изделия на 7–10 литров мало востребованы. Зато есть спрос на небольшие самовары на подарок, которые легко увезти в багаже, — от стакана до трех литров. Я увидел этот рынок, и идея меня не покидала. Чтобы реализовать ее, пришлось серьезно погрузиться в тему. И 12 лет спустя могу сказать, что по крайней мере первый этап пройден, — рассказывает Николай Ашпин.

Как самовар продает себя сам

В «Придворном фабриканте» работают 10–12 мастеров художественного литья, на большие заказы (на праздники и Новый год) компания иногда привлекает сторонних мастеров. Найти их было непросто. Но помогают деловые партнеры из Санкт-Петербурга — Николай Ашпин отправляет к ним мастеров на обучение. Оказалось, что производство в Туле оптимально с точки зрения издержек, продажи при этом идут лучше в Северной столице.

Санкт-Петербург — один из двух крупнейших туристических рынков страны, но самовары от Ашпина представлены в большинстве российских регионов. Зачастую спрос на них превышает возможности мастерской, она не в состоянии справиться с заказами. Одна из причин — нежелание снижать качество производства.

— Покупая произведения прикладного искусства, люди должны получать совершенную по технике исполнения вещь, — говорит Ашпин. — Как говорят опытные мастера, самовар сам себя должен продать, то есть человек должен в него влюбиться и купить. Но цена должна оставаться доступной. Наша цель — вызвать удивление: как за такую разумную цену можно приобрести столь совершенные изделия?

Основа самоваров — классическое литье и классические пропорции. Но при производстве применяются новые технологические решения. Например, у фабрики интересный проект с прославленным российским художником-эмальером Николаем Вдовкиным. С ним «Придворный фабрикант» выпустили две тестовые серии самоваров в стиле яйца Фаберже с эмалевыми плакетками, посвященные двум темам — Санкт-Петербургу и материнству. Технологию планируют доработать и выпустить продукт на рынок до конца 2023 года.

Сейчас в линейке «Придворного фабриканта» более десятка моделей самоваров и около 30 разновидностей, а также другие сувениры.

Дизайн разрабатывает собственный дизайнер Людмила Галочкина, также компания делает коллаборации с другими художниками и активно ищет заинтересованную молодежь. Например, через Санкт-Петербургскую академию художеств и другие вузы.

— У нас много талантливых ребят, которым не хватает производственно-технологической базы, чтобы реализовать свои идеи. Мы надеемся стать такой базой в ближайшие год-два, — говорит Ашпин.

Сделано в Тульской области

«Фабрикантъ» активно участвует в выставках и программах национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Например, компания принимает участие в программе «Сделано в Тульской области» и в ярмарках.

Ярмарки — один из основных инструментов продаж для мастеров. На них съезжаются представители многих регионов, это прекрасная возможность познакомиться с ними лично и донести свои преимущества. В случае с самоварами — это возможность производства сувенирной продукции с символами региона, например с уссурийским тигром в Приморье или байкальской нерпой на Байкале.

Кроме того, посетители имеют возможность потрогать самовары, взвесить их в руках и почувствовать их качество на физическом уровне. Латунь сильно отличается по ощущению от более легких сплавов, из которых сделаны самовары ручного китайского производства. Также наглядно видно отличие ручной работы от штамповки. В большинстве сувенирных самоваров невозможно по-настоящему кипятить воду, самовары же «Фабриканта» можно использовать по прямому назначению.

Еще один интересный проект, в котором принимал участие «Придворный Фабрикантъ», — X Форум регионов России и Белоруссии, прошедший в конце июня в Уфе.

— Мы поняли, что сотрудничество возможно, что там тоже есть рынок, что есть мастера. Теперь в планах есть поездка в Минск, исследования уже на местности, — говорит Ашпин.

Самоварные кадры

Компания недавно получила статус предприятия народно-художественного промысла на региональном уровне, в плане — выйти на уровень федеральный, чтобы получить поддержку по приобретению оборудования и материалов.

Есть идея воспользоваться поддержкой национального проекта для проведения маркетинговых исследований, чтобы понять, какие новые изделия выпускать на рынок, и программой лизинга для приобретения грузопассажирского автомобиля для самостоятельной доставки изделий в Москву и Санкт-Петербург.

Также в планах на этот год — довести все изделия в разработке до уровня продаж, приобрести несколько новых станков и привлечь пять-семь молодых талантливых художников, чтобы создать устойчивую базу для дальнейшего развития бизнеса.

— У нас уникальный регион, здесь столько символов: Ясная поляна, Куликово поле, Поленово, самовар, пряник, гармошка, тульское оружие, Левша. По каждой из этих тематик можно создавать целые серии сувенирных изделий. Мне кажется, сегодня открываются просто огромные возможности для реализации талантов, — заключает Ашпин.

Муранское стекло родом с Камчатки


Самобытный камчатский мастер Сергей Самохин создает художественные произведения из стекла. Сергей работает в технике «лэмпворк» — из итальянского стекла высокого качества мастер изготавливает миниатюры, которые изображают зверей, персонажей мифов народов Камчатки или целые сюжеты.

История Сергея началась с детской любознательности. Он экспериментировал дома, вытягивая стеклянную нитку из бутылочного стекла на спиртовой горелке. Постепенно эксперименты переросли в серьезное увлечение и Сергей начал методом проб и ошибок изучать искусство изготовления миниатюр из художественного цветного стекла. Этот тот самый вид искусства, которым известен остров Мурано в Италии. Сергей также проводит образовательные мероприятия для детей, где рассказывает историю и принципы стеклодувного мастерства.

Изначально Самохин делал свои работы из вторсырья — бутылок и банок, сейчас это осталось как отдельное эко-направление, а для основного производства он использует итальянское стекло марки Moretti.

— Каждое изделие делается в пламени горелки на весу, и каждый раз получается уникальное. Его форма сильно зависит от настроения, — поясняет мастер. — Я учусь сам, смотрю на других мастеров, но не копирую.

Комар, ворон и другие шедевры

Около четырех лет назад Сергей сделал свое хобби бизнесом. Мастерскую назвал «Огненное чудо». Изначально он занимался изготовлением статуэток, но постепенно выяснил, что самое популярное и, следовательно, рентабельное изделие — подвески. На одно изделие уходит от восьми до 15 минут, но изготавливать их можно только при хорошем естественном освещении.

Одно из фирменных изделий «Огненного чуда» — «Сытый комар», крошечное стеклянное насекомое. Это настоящее произведение искусства камчатского Левши. Сергей возит комаров на выставки, они стали его фирменной работой. Еще одна уникальная работа Сергея — «Кутх Хрустальный», сказочный ворон, который, по корякской легенде, сотворил полуостров Камчатка.

Сергей также использует в работе черный вулканический песок знаменитого Халатырского пляжа на Камчатке. К нему он добавляет крошечную золотую рыбку. Сувенир, получивший название «Исполнение желаний», пользуется большим спросом у покупателей. А вулканическую лаву вулкана Толбачек разрезает на геометрические фигуры, припаивает к ним проушину, и получается еще один уникальный сувенир.

Со своими миниатюрами Сергей регулярно принимает участие в выставках, например зимней и весенней «Ладье» в Экспоцентре в Москве. Они неизменно вызывают восторг публики.

С участием в выставках и ярмарках помогает центр «Мой бизнес», созданный по Национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство», — рассказывает Сергей. — Также они помогли мне выйти на платформу eBay (сейчас она для нас закрыта) и разработать очень качественную упаковку для продуктов. В такую, например, мы упаковываем сувениры для различных правительственных делегаций.

Вышивка и украшения с чувашской душой


Дина Трякова живет в селе Новое Чурашево в Чувашии. Десять лет она проработала культорганизатором, участвовала в различных конкурсах и фестивалях, выступая в составе ансамблей и хоров в традиционной чувашской одежде.

В какой-то момент Дина поняла, что головные украшения, которые они используют, не соответствуют традиции — в них использованы неправильные цвета. Ее заинтересовала тема создания традиционных чувашских украшений из бисера, и она приняла решение учиться на мастера в Чувашском государственным институте культуры и искусства в Чебоксарах.

Уже на первом курсе, в 2016 году, она сделала свою первую работу — национальную чувашскую повязку на голову, масмак. Постепенно был создан полный костюм — одежда, обувь, украшения. Изделия производили впечатление, и люди начали обращаться с заказами.

Так постепенно это увлечение превратилось в бизнес, и два года назад Дина зарегистрировалась в качестве самозанятого предпринимателя. Она занимается как бисероплетением, так и традиционной чувашской вышивкой. А месяц назад решила полностью посвятить себя этому делу и уволилась с должности культорганизатора.

— Я долго к этому шла, но вижу, что спрос есть. Мне очень хочется сохранить чувашские украшения и головные уборы, чтобы традиции не пропадали и люди знали, что и как правильно использовать. Ведь у нас даже в соседних селах разные стили украшений. По форме головного убора можно легко определить, что я из села Новое Чурашево, — рассказывает Трякова.

Юные любители бисера и вышивки

Сейчас Дина работает из дома, но часто выезжает на мастер-классы. В местном Доме культуры два года назад она открыла кружок по бисероплетению и чувашской вышивке, на который ходят семь-восемь детей с первого по шестой класс. Это много, учитывая, что всего в селе около 1 750 жителей.

— Я рада, что набралось хотя бы столько! Есть кому передать традицию. Дети заинтересованы, им нравится, — радуется мастер.

Еще одно интересное направление для развития — свадебные наряды. Дина создала для своего дня рождения полностью белый традиционный наряд — от платья до головного убора. Поступило множество комментариев, что наряд отлично подходит в качестве свадебного. Пока что заказов не было, но Дина готова развивать это направление.

Шоперы и футболки из Чувашии

В прошлом году Трякова победила в номинации «Самозанятая года» конкурса «Молодой предприниматель Чувашии» с проектом национальных головных уборов и украшений. В целом она старается принимать участие во всех доступных мероприятиях.

— Ярмарки — отличная поддержка для мастеров, — рассказывает Дина. — Она дает возможность бывать в разных уголках России. У них всегда хорошая организация и дружеская атмосфера. Например, когда мы выезжаем на выставку «Ладья» в Москву, центр «Мой бизнес» оплачивает все: аренду жилья, питание, проживание, дорогу, стенд. Но не любому желающему, конечно. Нужно вначале пройти конкурс работ. Также благодаря им 1 июля мы съездили на праздник Всечувашский Акатуй в Москву, а 8 июля — в Татарстан на праздник Уяв. Они находят разные конкурсы и мероприятия, участие в которых очень хорошо помогает разиваться.

В планах у мастера — аренда собственного производственного помещения и расширение линейки, а также приобретение машинки с грантовой поддержкой, которая позволит делать модные у молодежи продукты — футболки и шоперы с печатным чувашским орнаментом.

— Сегодня молодежь проявляет интерес к национальному наследию, стремится его сохранить. Это нужно поддерживать! Мы должны знать и ценить свои корни, поэтому я планирую и дальше развивать мое небольшое производство, — заключает Дина Трякова.

Ближайший к Новому Чурашеву центр «Мой бизнес» открыт в Чебоксарах, и Дина часто туда заезжает. Такие центры есть в каждом субъекте РФ и работают по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство».

Социальная реклама. АНО «Национальные приоритеты», ИНН 9704007633, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4TW8

Узнайте обо всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.

Узнайте обо всех мерах поддержки бизнеса и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» на сайте.

Узнать