29 октября 2021 • Спецпроекты • Партнерский материал
Почему бизнесу стоит присмотреться к смартапам как к новому каналу продаж? Рассказывает SberDevices
Текст: Анастасия Стаханова
Иллюстрации: Мария Костевич
В конце сентября платформе SmartMarket исполнился год. С помощью SmartMarket пользователи, даже не владеющие языками программирования, могут создать, запустить и монетизировать приложения для семейства виртуальных ассистентов Салют от Сбера. Проще говоря, для бизнеса SmartMarket может стать еще одним каналом продаж и новым интересным форматом взаимодействия с аудиторией. Inc Russia разобрался, как все это работает.
Что такое смартап?
«С развитием техники меняется и формат взаимодействия с ней. Помимо привычных тапов и пультов все более востребованным становится управление голосом, которое совсем недавно казалось чем-то необычным. Но и только голоса иногда бывает недостаточно, поэтому все активнее развиваются возможности по управлению техникой жестами или даже мимикой. Виртуальные ассистенты Салют поддерживают все эти форматы, пользователь может взаимодействовать с ними так, как ему удобно. Мы даем внешним разработчикам и бизнесу возможность работать со всеми этими функциями уже сейчас — с помощью SmartMarket», — рассказывает Иван Смирнов, руководитель SmartMarket и NLP-Platform в SberDevices.
SberDevices — компания экосистемы Сбера, учрежденная в мае 2019 года в качестве Департамента блока «Технологии» Сбербанка. Это центр экспертизы по искусственному интеллекту в таких областях как понимание естественного языка, лицевая и голосовая биометрия, речевые технологии. Все это реализовано в умных устройствах компании: смарт-дисплее SberPortal, ТВ-приставке SberBox, медиацентре SberBox Top и других. Устройства, в свою очередь, объединяют виртуальные ассистенты Салют, для которых все желающие могут создавать смартапы.
Смартап — это приложение для виртуальных ассистентов Салют, с помощью которого их можно научить чему-то новому. Например, создать смартап магазина, в котором доступен голосовой заказ товара, или смартап с видеоуроками для детей. В настоящий момент в SmartMarket более 800 смартапов — как от компаний экосистемы Сбера (СберЗвук, Самокат, Okko и другие), так и от совсем небольших локальных бизнесов. Живут ассистенты Салют на умных устройствах Sber и в мобильных приложениях СберБанк Онлайн и Салют.
Смартапы закрывают множество задач. С их помощью можно автоматизировать систему поддержки, давать руководство по использованию своего продукта, разместить каталог продукции, сделать интеграцию управления с помощью голоса и жестов, поделиться экспертизой (например, как уложить ребенка спать) или создать свою игру.
Глобально приложения можно разделить на три группы, исходя из функционала: вспомогательные, развлекательные и бизнес-смартапы. Первые облегчают жизнь пользователей — например, знакомят с прогнозом погоды или помогают выучить новые иностранные слова. Вторые призваны разнообразить досуг — это различные игры, тесты и квизы. Наконец, третья группа решает бизнес-задачи смартапера, а пользователю предоставляет доступ к товарам и услугам.
Как создать смартап?
Важные преимущества смартапов — простота и быстрота их создания с помощью конструктора, который есть в SmartMarket. Создать простой смартап можно, не прибегая к услугам специалиста. Смартаперу доступны готовые шаблоны для покупки, оформления доставки, FAQ, инструменты для безопасного сбора контактных данных, отправка сервисных пушей и платежный сервис SmartPay с автоматической отправкой отчетности. Именно наличие встроенного платежного сервиса отличает SmartMarket от ряда других платформ. Можно создавать и более сложные смартапы с помощью фреймворков и no-code инструментов.
На простой шаблонный смартап, с учетом изучения всей документации, уйдет от одной недели. Последующие шаблонные приложения уже получится создавать быстрее. На более сложную креативную историю придется потратить от одного месяца. Если же предприниматель сразу привлечет к разработке специалиста, то на диалоговый смартап у того уйдет от одного дня, а на интерфейсный — от двух недель.
Как зарабатывать на смартапах?
Главное, что дает SmartMarket предпринимателям, — доступ к огромной аудитории. В настоящий момент в экосистеме Сбера более 100 миллионов пользователей, которых можно конвертировать в клиентов. Основных способов монетизации три. Первый — создать онлайн-магазин, в котором пользователи экосистемы Сбера смогут напрямую совершать покупки. Второй — продажа платного контента внутри приложения.
Монетизация через продажи товаров и услуг
Этим способом воспользовалась компания Elementaree — сервис по доставке продуктовых наборов. Благодаря смартапу заказать доставку можно с помощью виртуальных ассистентов Салют.
«Рынок виртуальных ассистентов сейчас выглядит очень привлекательно. Поэтому мы хотели представить Elementaree в одном из них. Выбрали ассистентов Салют от Сбера. Это целое семейство виртуальных ассистентов с разными характерами: Сбер, Афина и Джой.
На разработку приложения потребовалась всего неделя. Эти дни, пожалуй, можно назвать основными трудозатратами. В самом начале были небольшие сложности с подключением платежей. Пришлось привлечь поддержку SberDevices, и все быстро решилось.
Сейчас с помощью ассистентов Салют можно заказать несколько наборов Elementaree с доставкой по Москве. Надеемся, что скоро удастся расширить меню».
Монетизация через платный контент
Образовательный проект «Эра фараонов» от «Клаустрофобии» в игровой форме знакомит детей с историей и культурой Древнего Египта. Его целевая аудитория — пятиклассники, которые проходят историю Древнего мира в рамках школьной программы, но интересно будет играть и родителям — и вообще всем, кто интересуется темой. Смартап доступен на всех поверхностях с виртуальными ассистентами Салют.
Смысл игры в управлении Древним Египтом. Пользователь играет за фараона, его задача — отвечать на вопросы, встающие перед правителем, и сохранить государство до конца игры, не допустив его развала и завоевания противниками. «Эра фараонов» выполняет образовательную функцию: события в каждом периоде отражают культурную, научную и политическую составляющие реальной истории Древнего Египта. Если игрок хорошо знаком с ней, то сможет использовать знания для победы.
В игре есть четыре эпохи, которые соответствуют реальным периодам в истории Египта: Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство. В первую эпоху можно играть неограниченное количество раз, а три остальные — купить за 350 рублей пакетом.
Работа над игрой заняла полгода — для создания игры «Клаустрофобия» привлекла команду разработчиков Tortu. В процессе создания «Эры фараонов» команда направила в SberDevices несколько запросов. Например, добавить возможность использовать в смартапах собственные кастомные звуки. Все запросы получили положительный фидбек, и нововведения были реализованы.
Третий способ монетизации — участие в реферальной программе для SmartMarket. Механика программы максимально проста — вы приводите на SmartMarket новую компанию, она публикует смартап с возможностью монетизации, после чего вы получаете до 20% от комиссии SberDevices с каждого платежа внутри этого приложения. Программа действует для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (резидентов РФ).
Что же в итоге?
Смартап — это возможность для бизнеса выйти на платформу с огромной аудиторией. С их помощью компании и индивидуальные предприниматели могут создавать новые форматы взаимодействия с аудиторией, увеличить клиентскую базу, повышать лояльность существующих клиентов и напрямую зарабатывать, причем сразу двумя способами: непосредственно продавая товары и услуги через смартапы и участвуя в реферальной программе для SmartMarket. Важно помнить о большом потенциале роста этого рынка: SmartMarket существует всего год, и у него есть огромное поле для развития на русскоязычном пространстве.