Спецпроекты • 21 декабря 2022 • Партнерский материал
Текст: Наталия Владимирова
Иллюстрации: Любовь Дронова
Первым делом нужно понять и принять, что стресс и волнение — это нормально, их испытывают совершенно все люди, даже самые опытные. В психологии есть даже отдельный термин пейрафобия, описывающий страх сцены. Причем он считается одним из самых распространенных, им страдают, по разным оценкам, от 70% до 95% людей. Среди симптомов — потливость, учащенное сердцебиение, тремор губ, рук и ног, подташнивание, зажатость голосовых связок и другие. Но большинство публичных людей с ним как-то справляются, значит, сможете и вы.
«Если ты не волнуешься перед выходом на сцену, тебе нужно менять профессию. Даже если спектакль играется годами, десятилетиями — все равно это каждый раз заново. Это каждый раз непредсказуемо. Великую Ермолову держали трое — так ее трясло перед выходом на сцену. Но только она выходила, волнение улетучивалось. Наверное, так и должно быть», — сказал как-то в интервью народный артист России Борис Клюев.
Так что дайте себе поволноваться вдоволь перед публичным выступлением.
Второе: поверьте в то, что публика настроена доброжелательно. Ведь она уже здесь, на вашем выступлении, и как минимум знает его тему, а значит, заинтересована вас услышать.
И, наконец, третья часть предварительной работы — продумать все самые катастрофические варианты развития событий. Представьте, что может случиться, если все пойдет не так, и что самое страшное при этом произойдет с вами. Вы будете удивлены, насколько небольшими окажутся последствия практически любого вероятного развития событий.
Ничего страшного не случится, если вы ошибетесь, собьетесь или забудете тему своего выступления. Большинство наших страхов иррациональны, и простое их проговаривание помогает от них избавиться.
Не обращайтесь ко всей публике разом — найдите среди слушателей доброжелательные лица и обращайтесь к ним. Установите с ними зрительный контакт и во время выступления поочередно смотрите на каждого из них, чтобы не сложилось впечатления, будто вы разговариваете с одним человеком. Так поступают большинство актеров и публичных спикеров. И все они признают, что так работать гораздо легче.
«Ни одна импровизация не дается мне так хорошо, как та, которую я готовил три дня», — сказал Марк Твен, который был не только замечательным писателем, но и прекрасным оратором. Конечно, это не означает, что вам нужно выучить вашу речь наизусть, но если вы будете ориентироваться в своем материале как рыба в воде, то волнения во время выступления будет гораздо меньше. Оденьтесь в ту одежду, в которой будете выступать, и устройте генеральный прогон вашей речи перед любой публикой — камерой, соседом, мамой, — советуют актеры. Это повысит ваши шансы на успех.
Актеры не только знают свою роль назубок, но и оттачивают до совершенства любые движения тела и рук и, конечно, мимику. Понаблюдайте за собой во время разговоров — насколько активно вы жестикулируете? Чрезмерная жестикуляция может оттолкнуть слушателя, так как она может показаться ему излишне агрессивной и быть показателем давления. В то же время не стоит быть и полностью замороженным — жесты подчеркивают значение, выражают эмоции и привлекают внимание зрителей к важным деталям.
Мы совершенно по-разному воспринимаем речь других людей и свою собственную. Когда мы волнуемся, мы ускоряем свою речь, потому что любая заминка кажется драматической паузой «длиною в жизнь». В итоге речь смазывается, теряются акценты, портится дикция.
Для великого педагога и реформатора сцены Константина Станиславского умение держать паузу было одним из главных критериев актерского мастерства, и он даже отдельно учил этому актеров Художественного театра.
Чтобы понять, настолько ли пугающе долго звучат ваши паузы, запишите вашу речь на диктофон, который есть в любом телефоне. Поработайте не только над ритмом вашей речи, но и над силой голоса: вас должны услышать и в дальних рядах тоже.
Совет дышать кажется глупым только на первый взгляд. Казалось бы, как можно забыть делать вдохи и выдохи? Но вспомните: публичное выступление — это стресс, который провоцирует выработку адреналина. В итоге сердце бьется чаще, а организм спешит сделать вдох, еще не закончив выдох.
Большинство людей (до 70%) дышат поверхностным дыханием, тогда как публичным спикерам такой способ не подходит. Актеры учатся глубокому дыханию животом с первого курса учебы. Вам тоже стоит ему поучиться. Но прямо перед выступлением можно просто медленно подышать пару-тройку минут: сделайте глубокий вдох носом, а потом медленно выдохните через рот, сосчитав до 8–10. Это поможет привести ваше эмоциональное состояние в порядок.
Публичные выступления онлайн, например презентации для коллег, начальства или подчиненных, только на первый взгляд кажутся проще, чем выступления на живую аудиторию. Например, вы не можете видеть, насколько заскучала публика или как именно она реагирует на ту или иную вашу реплику. С сервисом видеоконференций SberJazz вы сможете гораздо эффективнее анализировать свои выступления. Все конференции можно не только записать (с активным шумоподавлением, которое убирает все ненужные звуки и даже эхо), но еще и автоматически расшифровать их в текст. В SberJazz также есть чат с реакциями эмодзи, которые позволят спикеру отслеживать настроение аудитории. Корпоративные лицензии требуются только для пользователей, которым нужны расширенные функции платных тарифов. Например, если в вашей компании 100 сотрудников, а платные функции нужны только для 20 из них, можно купить 20 лицензий, а остальных пользователей завести в систему по бесплатному тарифу.
Проработав зажатые мышцы, вы можете почувствовать себя гораздо легче и психологически, потому что расслабление мышц помогает снять возбуждение нервной системы. При этом не нужно лежать 20 минут в шавасане, есть способ экстренного расслабления, который практикуют многие актеры. Для этого нужно резко напрячься, а потом быстро сбросить напряжение. Один из самых эффективных способов — изучить прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону (это просто). Но если вы читаете эту статью за пять минут до выступления, сядьте на стул и резко сожмите все мышцы, которые вы можете осознать, сосчитайте до пяти, а потом расслабьтесь.
Сделайте артикуляционную гимнастику — эти упражнения используют все актеры:
Проработав зажатые мышцы, вы можете почувствовать себя гораздо легче и психологически, потому что расслабление мышц помогает снять возбуждение нервной системы. При этом не нужно лежать 20 минут в шавасане, есть способ экстренного расслабления, который практикуют многие актеры. Для этого нужно резко напрячься, а потом быстро сбросить напряжение. Один из самых эффективных способов — изучить прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону (это просто). Но если вы читаете эту статью за пять минут до выступления, сядьте на стул и резко сожмите все мышцы, которые вы можете осознать, сосчитайте до пяти, а потом расслабьтесь.
Сделайте артикуляционную гимнастику — эти упражнения используют все актеры: