18 декабря

Inc. Promo

Дизайнер Нелли Недре и художник Андрей Бергер о своем бизнесе, вдохновении и свободе быть собой

18 декабря

Inc. Promo

Дизайнер Нелли Недре и художник Андрей Бергер о своем бизнесе, вдохновении и свободе быть собой

Текст: Анна Ким

Фото: Иван Кайдаш

Можно ли заработать на искусстве? Как художнику построить успешный бизнес и найти баланс между коммерцией и творчеством? Совместно с девелоперской компанией «Донстрой» Inc. поговорил с основательницей марки одежды NNedre Нелли Недре и художником, одним из основателей агентства First Graffiti Agency, Андреем Бергером об их творческом пути, главных ценностях и источниках вдохновения в работе.

Великие истории начинаются с дома

«Символ» — это не просто жилой комплекс нового поколения, а место для развития своих талантов и раскрытия творческого начала. Богатая инфраструктура, концепция «город в городе», яркая бионическая архитектура и близость к центру Москвы предоставляют каждому возможность жить так, как действительно хочется. «Символ» состоит из трех кварталов. Они названы в честь ключевых ценностей, которые двигают людей — в том числе и героев этого материала — на великие свершения: «Смелость», «Свобода» и «Достоинство».

Смелость

Нелли: Дизайнером одежды мне захотелось стать в 7 лет. Я посмотрела с бабушкой сериал «Просто Мария» про девушку, которая ходила в красивом красном костюме и с золотыми сережками. Она была дизайнером, постоянно рисовала эскизы и проводила показы, совмещая это с бешеной любовной драмой. Глядя на нее, мне тоже захотелось стать дизайнером одежды. Бабушка с дедушкой поддержали мое увлечение и на Новый год подарили мне чемоданчик для рисования. После этого я начала безудержно рисовать девочек в одежде.

Андрей: В 2011 году с художником Маратом Данильяном я открыл первое в России граффити-агентство, которое так и назвали — First Graffiti Agency (FGA). Мы занимаемся коллаборациями — соединяем индивидуальные стили художников с ценностями брендов. Это когда художник со своими ценностями соединяется с ценностями бренда. У нас в штате нет художников, поэтому мне нравится думать, что мы работаем со всеми художниками мира, — к каждому проекту привлекаем наиболее подходящего человека.

Нелли: В Петербурге я 3 года работала при одном бренде одежды. Мне нравилась моя профессия, я много путешествовала по работе, но не радовалась тому, что делала. В какой-то момент поняла, что классическая схема про большие закупки в Китае — бездушная машина, в которой мне больше не хочется участвовать. Я начала описывать место, где хотела бы работать, представляла, как оно выглядит. Через полгода после описания идеальной работы у меня появилась своя студия.

Андрей: Нам всегда интересно работать с клиентами, которые открыты к новому. Можно относиться к росписям как к сухому оформительству: ты ставишь задачу, иллюстратор ее выполняет. Есть другой подход — в таком случае отношения художник-клиент выстраиваются более тонко и большую роль в этом процессе играет куратор, как связующее звено.

Квартал «Смелость» жилого комплекса «Символ» расположен рядом с детским садом, лицеем от МГТУ им. Баумана и новым городским парком «Зеленая река». Один из корпусов полностью отдан под квартиры с отделкой. Как и во всех квартирах жилого комплекса здесь потолки более 3 метров и панорамные окна с низкими подоконниками. Главная фишка квартала — эксплуатируемая крыша с открытыми террасами для всех жителей дома.

Достоинство

Нелли: Мы с командой работаем в таком режиме: есть марка одежды, образовательные программы, мой личный бренд, а еще мастер-классы. В перспективе я хотела бы создавать предметы интерьера из остатков ткани и делать новые продукты. Я считаю, что нужно жить в рамках циклической экономики, когда ты задействуешь все способы и средства, а не пытаешься заставить клиента покупать больше.

Мой отец всегда говорит: «Давайте сядем посчитаем». Этот совет мне очень помогает в жизни, потому что у меня часто бывает эйфория, в которой я начинаю делать какие-то совершенно не выгодные в производстве вещи. Если придумал идею — нужно ее просчитать и только потом приступать к реализации. Можно создать проект, кайфануть, но в итоге получить нерентабельность. Садиться и считать, прежде чем воплощать, — важная часть любого бизнеса.

Нелли: Я в индустрии уже больше 11 лет и понимаю, как можно сделать коммерчески выгодный продукт и зарабатывать на нем, сделать его дешевым, понравиться людям, сделать классную съемку и распродажи. Я знаю, как это сделать, но также осознаю, что это не будет соответствовать моим личным ценностям и клиентам.

Андрей: Для меня, как для художника, деньги не являются приоритетом. Мне интересно создание чего-то уникального, нового, что тронет сердца и умы других.

Нелли: Когда я создаю вещь, которая смотрится необычно, но при этом она простая и в ней удобно ходить, — вот это кайф. Но это требует времени. Иногда вещь делается 4 месяца, хотя крой может быть очень простым. Мы удлиняем, продаем, узнаем какому типу фигуры в ней не очень удобно, учитываем, что вещь должна идти разным людям. Мне нравится, что наши вещи подходят и худеньким девушкам, и plus size.

У меня молодой бизнес, так что иногда мне нужно оглядываться на законы, осваивать систему, которая существует. Иногда я придумываю вещи и понимаю, что они слишком прогрессивные для нынешнего времени. Бывает, что модель продается тихонечко, а через год происходит бум и люди говорят: «У вас просто идеальный пиджак!» А я его придумала уже 10 лет назад.

Когда у меня активный период на работе, я договариваюсь с собой. Например, сейчас у меня будет меньше выходных, но обещаю себе потом отключить телефон на два будних дня и отдохнуть с друзьями. Обычно я подсознательно понимаю свои физические возможности: что успею, а что нет. Это помогает сохранять баланс.

Андрей: Каждый наш проект абсолютно уникален. В этом заключается и самая большая сложность нашей работы, и интерес. В каждом новом проекте нам нужно выстраивать процесс с нуля, у нас нет поточных проектов или готовых схем.

В отличие от студийных художников, которые коммуницируют с подготовленной публикой, с теми людьми, которые приходят в музей, уличный художник взаимодействует со случайным зрителем, который вообще, может быть, не собирался начинать диалог с искусством, а просто шел по своим делам. Это требует очень ответственного подхода как художника, так и куратора, потому что своими проектами они как бы вторгаются в среду, где живут разные люди.

Динамика и мобильность — ключевое описание квартала «Достоинство». Он расположен на границе с ЦАО, с внутренней стороны Третьего транспортного кольца, всего в 1,5 км от Садового кольца и 5 км от Кремля. Главное преимущество квартала — малоэтажная застройка от 3 до 13 этажей. Квартал был введен в эксплуатацию в этом году, так что ключи от новой квартиры можно получить прямо в день покупки.

Вдохновение

Нелли: Моя задача в бренде — черпать идеи, я не могу сидеть на месте. Есть интернет, все можно посмотреть, но это не то. Когда ты едешь куда-то, видишь невероятную архитектуру и она каким-то образом рождает потрясающе простую вещь в голове.

Я разносторонний человек, и меня много что вдохновляет, например книги. Я могу прочитать какую-то историю, поймать образ и вдохновиться. Еще один важный источник — архитектура, это, по сути, самый развитый вид дизайна. Меня вдохновляют люди. Когда я путешествую, всегда смотрю на людей вокруг, вижу их стиль, что-то подмечаю в поведении. Искусство — это тоже большое вдохновение. Приехать куда-то и не сходить в музей современного искусства для меня было бы странно.

Нелли: Когда ты отдохнувший и вдохновленный, то начинаешь подмечать детали во всем. Например, в Петербурге закрашивают стены граффити квадратами, получается красота и ты думаешь, что это просто Pinterest, все цвета сезона собрали и надо использовать эти цвета в коллекции.

Половину времени я работаю дома, но вообще я человек, который живет везде. Сейчас — между Питером и Москвой. Очень часто в дороге, в кафе могу придумать какую-то вещь. Иногда идеи ко мне приходят в «Сапсане», поэтому я всегда ношу с собой все, чтобы можно было записать, зарисовать и отправить то, что придет в голову.

Андрей: Для меня, как для художника, источник идей — это город. У меня архитектурное образование, и мне интересно смотреть на город как на сосуд, который можно наполнить. Не на стены домов, а на пространство между ними. С появлением высказываний пространства начинают работать по-другому, получают новые прочтения, — и это то, с чем мне интересно работать.

Экологичность

Частью жилого комплекса «Символ» является новый городской парк «Зеленая река». Этим летом открылась его первая очередь, площадью порядка 2 га. Она включает в себя большое количество детских и спортивных площадок, беговые и велосипедные дорожки, столы для настольных игр, а также сцену и амфитеатр для просмотра кино, проведения лекций и концертов. В первой очереди парка высажено более 180 крупномерных деревьев, 3500 декоративных кустарников, около 6000 цветов. В перспективе парк протянется через всю территорию застройки и займет площадь порядка 10 га.

Нелли: Перестроиться на eco-fashion сложно с точки зрения экономики. Есть определенные правила функционирования индустрии: компания получает деньги, платит деньги, вкладывает их — и так по кругу. Сейчас мы приходим к тому, что компании дерутся, чтобы привлекать покупателей любой ценой, и нужно производить как можно больше, чтобы окупить затраты. Наша задача другая — мы хотим выстраивать качественные отношения с покупателями, ведь они нас выбирают.

Nnedre — одна из первых марок одежды, которая взяла курс на экологичное производство, поэтому нам бывает непросто. Когда ты являешься первопроходцем, тебе приходится все разжевывать, рассказывать и объяснять. В этом и есть переход на новую экономику и глубина отношений с клиентами. Они тебе доверяют.

В сентябре я была на обучении для стартапов сферы устойчивого развития в Вене. Там я познакомилась с девушкой, которая делает предметы интерьера из прессованных отходов. Трава, дерево прессуются, получается классная фактура, новые материалы. Я подумала, что можно то же самое сделать из остатков одежды. Из остатков кроя я уже делаю бустеры для йоги и собираюсь подарить своим подругам.

Андрей: Если говорить о таком фетишизированном объекте, как баллончик с аэрозольной краской, — это очень сложный инструмент. Вся система каждый год модифицируется и становится лучше, сама краска и ее состав тоже улучшаются. Сейчас, например, появилась краска полностью на водной основе. Абсолютно такая же краска, только с водой вместо растворителя и акрилом вместо токсичных красок. Все это движется к эко-френдли. И это сильно отражается на качестве работы, индустрия развивается.

Свобода

Нелли: Мне хотелось бы немного больше свободы. Я хочу расширять бренд. Сейчас у нас 2 магазина и около 20 человек в команде, мы небольшая марка, так что многим приходится сочетать в себе несколько профессий. Если бы мы были больше, то увеличили бы обороты и наняли больше сотрудников. Тогда я могла бы чаще заниматься креативом, а не менеджментом.

Свобода — это когда ты известен и можешь позволить себе творить как хочешь и когда хочешь, выходя за финансовые рамки. Независимость позволяет в любое время творить всё, что ты хочешь, но для этого марка должна повзрослеть. Границы, которые существуют сейчас в Nnedre, появились благодаря моему опыту как дизайнера и предпринимателя.

Мне кажется, что для моего поколения ритейлеров очень важна атмосфера, место, где ты открываешь свой магазин. Все бы хотели на главной улице, в центре, на Патриарших прудах или около Невского проспекта. Для меня важно, кто будет в соседнем магазине рядом со мной, я всегда ищу баланс.

Андрей: Свобода — абстрактное понятие. По сути, свобода самовыражения заканчивается там, где заканчивается свобода самовыражения или жизни другого человека.

Особенность нашего агентства в том, что даже к техническим проектам мы подходим с точки зрения созидания прекрасного. Мы хотим в каждом нашем проекте открывать что-то интересное и новое.

В квартале «Свобода» из своего двора вы попадаете прямо в парк. Ключевая особенность квартала — яркая бионическая архитектура от британских бюро LDA Design и UHA London. Благодаря малоэтажной застройке Таганского района, из окон квартир открываются прекрасные виды на город, а из некоторых можно даже увидеть кремлевские звезды. В этом году строительство квартала было полностью завершено, в продаже еще осталось небольшое количество лотов, среди которых есть квартиры с открытыми террасами и дровяными каминами.

Сила

Нелли: Успех для марки — это возможность реализовать задуманные проекты. Возникают сложности, но это не останавливает, не затрагивает так сильно, вы остаетесь устойчивыми на рынке — настолько у вас продуман бизнес. Также важно быть спокойным за своих сотрудников, поддерживать гармонию в команде, чтобы каждый занимался своим делом.

Я хочу, чтобы NNedre стал русским sustainable Uniqlo. Мне бы хотелось расширить число магазинов и делать отдельную, более дизайнерскую, но функциональную линейку. В будущем будет круто запустить линейку одежды для дома, предметов интерьера — NNedre Home. Мне бы очень хотелось вырасти до такого уровня.

Андрей: Чтобы быстро стать популярным, нужно найти срединную линию, которая поможет тебе и выразить себя, и сделать так, чтобы ты был интересен наиболее широкой аудитории.

Критерии успеха для стрит-арт-художника разные. С одной стороны, есть институциональное признание, когда ты имеешь вес в профессиональном сообществе: галереях, музеях, — получаешь премии или гранты. С другой стороны, есть арт-рынок, который живет по своим правилам. Есть еще и блогерский успех. Я все время мерцаю на грани всех этих миров. Я нейтрален, мне везде было бы интересно достичь успеха.

Для главных свершений у вас есть сейчас

Дух творчества и свободы, бионическая архитектура, собственный парк, богатая инфраструктура делают «Символ» одним из самых ярких и узнаваемых в столице. Для читателей Inc. действуют специальные условия на приобретение квартир в этом жилом комплексе. Узнайте о них здесь.