Спецпроекты • 24 января 2021
«Мало кто в мире может похвастаться такими технологиями»: Кирилл Степаненко, Московский метрополитен, — о цифровизации подземки, международных амбициях и планах на 2021 год
Спецпроекты • 24 января 2021
«Мало кто в мире может похвастаться такими технологиями»: Кирилл Степаненко, Московский метрополитен, — о цифровизации подземки, международных амбициях и планах на 2021 год
С каждым годом Московский метрополитен внедряет всё больше новых технологий в свою работу — за последнее время подземка обновила билетную систему, внедрила возможность оплаты проезда банковской картой, запустила умную систему видеонаблюдения с функцией распознавания лиц и Единый диспетчерский центр. Последний позволил увеличить эффективность принятия решений и принёс метрополитену награду за лучший цифровой проект на транспорте. О достижениях 2020 года и планах по цифровизации на 2021-й Inc.Russia рассказал начальник дирекции информационно-технологических систем и систем связи Московского метрополитена Кирилл Степаненко.
— Расскажите о новых решениях в московском метро. Насколько столичная подземка технологична по сравнению с другими метрополитенами?
— Московский метрополитен — один из самых технологичных в мире. Мы постоянно расширяемся и развиваемся, внедряем новые технологии в разные сферы своей деятельности и стремимся стать ещё более комфортными для пассажиров. C 2013 года мы реализуем долгосрочную программу «Цифровое метро», в рамках которой уже запустили несколько успешных проектов. Например, мы усовершенствовали систему оплаты проезда, запустили работу Единого диспетчерского центра (ЕДЦ), развернули умную систему видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, которая помогает сделать метрополитен безопаснее.
Например, если вы как пассажир увидели в вестибюле станции забытую сумку — можете не сомневаться, что Служба безопасности уже знает о ней благодаря интеллектуальному видеонаблюдению. Для нас это уже зарегистрированное событие, и есть чёткие инструкции, кто и что должен делать прямо сейчас, а значит, вы в безопасности.
Чтобы добиться максимального эффекта, было создано специальное подразделение, силы которого брошены на цифровизацию.
Оно получило название «Комплекс цифровой трансформации». В 2020 году его специалисты проанализировали цифровое развитие метрополитена и обновили программу «Цифровое метро», а также разработали единую для всего предприятия систему управления цифровыми проектами. Работа по цифровизации метрополитена сложная, поскольку столичное метро является крупнейшим транспортным предприятием России, но она дает хорошие плоды. Мы уже добились того, что по показателям надёжности и безопасности транспорта вышли в число лидеров. Наши пассажиры чувствуют себя в московском метро безопасно и комфортно. До конца 2023 года собираемся вывести Московский метрополитен в мировые лидеры по уровню цифровой зрелости.
— Расскажите подробнее об одном из проектов в рамках программы «Цифровое метро», например про Единый диспетчерский центр. Что это такое и какова его функция?
— ЕДЦ — масштабный проект, который начал работу в 2019 году. В его рамках мы на базе одного здания объединили диспетчерский персонал всех служб метрополитена, которые раньше сидели в помещениях в разных частях Москвы. Это диспетчерские службы движения, электромеханическая и эскалаторная службы, подразделение электроснабжения и ситуационный центр. Теперь, когда мы сформировали единое ядро управления столичной подземкой, вся важнейшая информация о работе систем метро стекается в одно здание. Это не только оптимизировало и упростило работу наших сотрудников, но и напрямую повлияло на комфорт поездок наших пассажиров.
Одна из главных задач ЕДЦ — централизованное управление инфраструктурой. Например, при слишком большом скоплении людей на входе в метро работники единого центра должны принять решение о переводе турникетов в реверсивный режим, запуске дополнительных эскалаторов или подаче резервного поезда. Если слишком много людей скопилось на платформах, нужно пустить дополнительные эскалаторы на выход. Например, сейчас нам удается избежать скопления пассажиров в утренние пиковые часы во время закрытия участка Калужско-Рижской линии. По утрам при необходимости мы открываем там турникеты. Ситуацию контролируют не только сотрудники на станциях, но и работники из ЕДЦ, в режиме онлайн.
Другая важная задача ЕДЦ — предупреждать отклонения в работе метро. Для этого сотрудники контролируют регулярность и качество обслуживания инфраструктуры. Мы гордимся тем, как реализовали идею единого центра.
В прошлом году он принес нам приз за «Лучший цифровой проект на транспорте» на национальной премии «Транспорт России — 2020».
— Но как именно ЕДЦ улучшил работу метрополитена и изменил подход к решению проблем?
— Давайте я поясню на конкретном примере. Московский метрополитен входит в тройку лидеров в мире по интенсивности движения, но до запуска единого центра преимущественно работал в аналоговом режиме. Что это значит? Диспетчеры связывались между собой по телефону. То есть в случае инцидента сотрудник докладывал об этом по внутренней связи, через цепочку телефонных звонков информация попадала к дежурному по метрополитену. Тот уже принимал необходимые решения, ставил в известность руководство и городские службы.
С запуском ЕДЦ у нас появился Центр организации перевозок (ЦОП), в котором работники в режиме реального времени на специальной видеостене могут отслеживать, например, прогнозы по пассажиропотоку, информацию о текущих отклонениях от нормальной работы метро. Там же диспетчеры могут видеть, где находится каждый поезд в данный момент, каково состояние контактного рельса, как работают светофоры на линии, и т. д. Таким образом мы обеспечиваем приход поезда на станцию точно в срок.
Если происходит нештатная ситуация, работники ЦОП видят двухпутную схему линий метро: система выделяет цветом участки, на которых зафиксировано отставание от графика движения. Дополнительно показываются сообщения от различных информационных систем.
При отработке инцидента диспетчер видит мнемосхему станции с указанием зоны, в которой произошел инцидент, а при необходимости даже карту города с местоположением пункта восстановительных средств — мобильной бригады, которая выезжает для помощи в устранении происшествия. Такая система реагирования показала себя очень эффективной.
Централизация мониторинга и группового управления инфраструктурой ускорила реакцию на нештатные ситуации в 10 раз — если раньше это занимало 10—15 минут, то теперь хватает 1,5 минуты.
Со стороны эта работа незаметна, люди не видят её. Но благодаря этому всё работает стабильно. Вы планируете маршрут из пункта А в пункт Б, и поездка на метро занимает ровно столько времени, сколько вы ожидали. Благодаря этой работе мы выдерживаем самые короткие интервалы между прибытием поездов, а если случаются нештатные ситуации — реагируем молниеносно.
— То есть с запуском ЕЦД сотрудники метрополитена стали быстрее решать проблемы и разбираться с нештатными ситуациями?
— Именно так, и не последнюю роль в этом сыграла наша система поддержки принятия решений, которая оперативно подсказывает людям оптимальный алгоритм действий в случае того или иного инцидента. В системе собрано уже около 130 сценариев возможных нештатных ситуаций, которые могут случиться в метро. Как только подобное происшествие имеет место, система автоматически предлагает диспетчеру корректную последовательность действий. Мало кто из наших коллег в мире может похвастаться подобной разработкой.
— Каковы планы Московского метрополитена по цифровизации на 2021 год? Планируете ли, помимо подземки, подключить к ЕЦД другой столичный транспорт?
— Единый диспетчерский центр уже сейчас осуществляет управление не только Московским метрополитеном, но также контролирует инфраструктуру и движение поездов Московского центрального кольца (МЦК), первых двух Московских центральных диаметров (МЦД).
В целом, нашим приоритетом на 2021 год остаётся развитие пассажирских сервисов. Ключевые проекты этого направления — создание новых элементов билетной системы для расширения возможности оплаты проезда в масштабах всего транспортного комплекса, а также модернизация устройств пассажирской автоматики. В текущем году мы приступим к внедрению системы автоматического управления — она обеспечит полную наблюдаемость и управляемость технологического оборудования в реальном времени.