Спецпроекты • Партнерский материал • 4 июля 2023

«Систэм Электрик»: в вопросах разработки и запуска новых продуктов мы намного быстрее глобальной компании

Текст: Феликс Лапин


В конце мая в Москве прошел «Инновационный Саммит», организованный компанией «Систэм Электрик» (ранее Schneider Electric в России). Основной темой мероприятия стала технологическая независимость в новых реалиях. Компания за довольно короткое время накопила серьезный опыт по локализации производственных мощностей и замещению иностранных технологий отечественными. В максимально сжатые сроки «Систэм Электрик» сумела переформатировать бизнес: перенастроить цепочки поставок из России и дружественных стран, оптимизировать производственные процессы и сохранить на прежнем уровне клиентский сервис. По словам генерального директора компании Алексея Кашаева, «трансформация в условиях турбулентности оказалась похожей на переборку работающего двигателя». Но компания устояла и преодолела кризис. В прошлом году выручка «Систэм Электрик» снизились на 30%, до 28,7 млрд руб., по сравнению с 2021 годом (он был рекордным для Schneider Electric в России и СНГ), но рост объема выручки за счет локального производства составил больше 20% год к году. По итогам 2023 г. компания рассчитывает на заметную прибыль.

Прежний формат в новых условиях

Innovation Summit (преемником которого стал Инновационный саммит) с 2017 года проводила Schneider Electric. За прошедшие годы саммит зарекомендовал себя как флагманское событие в сфере электроэнергетики и автоматизации. Нынешнее мероприятие, организованное уже российской «Систэм Электрик», сохранило высокую планку и оказалось не только выставкой достижений и местом для заключения контрактов, но востребованной площадкой для диалога между представителями крупного бизнеса и органов власти. Сотрудники компании, ее партнеры и заказчики активно выступали, спорили, делились наболевшим. После массового ухода иностранных компаний в 2022 году люди хотели увидеть, кто же остался, что сегодня представляет собой рынок электрооборудования и кто занял его свободные ниши. Безусловно, все это придало саммиту одновременно и неформальный, и деловой характер. За два дня мероприятие посетили более 3 тыс. человек.

Перестройка

Что касается самой «Систэм Электрик», несмотря на турбулентность, ее руководство считает расставание со Schneider дружеским. Материнская компания вела себя вполне цивилизованно, в отличие от многих западных корпораций, которые просто прекратили поставки своей продукции без предупреждения и перестали отвечать на звонки и электронную почту.

Приверженность ценностям и благодарность за опыт прежним владельцам «Систэм Электрик» сохранила даже в своем новом логотипе. А благодарить действительно есть за что: Schneider Electric стала поддерживать федеральную программу импортозамещения еще в 2015 году и, в целом, запустила процесс локализации собственного производства в России. Эту линию продолжило новое руководство, у которого большие планы на инвестирование в собственные российские производственные площадки. До 2025 года компания намерена вложить более 2 млрд руб. в развитие завода «Потенциал» в г. Козьмодемьянске, НТЦ «Механотроника» в Санкт-Петербурге и завода «ЭлектроМоноблок» в Ленинградской области.

Импортозамещение

Сегодня уровень локализации технологий «Систэм Электрик» по некоторым позициям достигает 90%. «В отличие от других компаний, которые позиционируют себя как российские, но не имеют производственных мощностей, мы используем контрактные производства с полным вовлечением нашей команды НИОКР», — отмечает Алексей Кашаев. По его словам, у «Систэм Электрик» утверждена программа перехода на отечественные компоненты, с ее помощью планируется достичь максимального уровня импортозамещения в очень короткие сроки.

Важнейшим вызовом при трансформации бизнеса стала замена зарубежных IT–систем на отечественные. Любая международная корпорация опирается на глобальные IT-узлы, имеется централизованная IT-команда. В Schneider Electric даже бухгалтерия была централизована и обслуживала все европейские подразделения, включая Россию. С научными разработками была та же история, российские подразделения пользовались глобальным НИОКРом. Но возникла потребность все делать локально, создавать свои компетенции. На сегодняшний день «Систэм Электрик» перешла на российский софт, штат собственных специалистов IT скоро дорастет до 60 человек. Есть отдельная компания Systeme Soft, размещенная в Иннополисе под Казанью. Последним шагом станет переход в июле с SAP на 1С.

Ускорение

Как ни странно, локальная российская компания с выручкой в 28 млрд руб. имеет серьезные преимущества для российских заказчиков перед глобальным игроком Schneider Electric с оборотом примерно в €29 млрд. Это преимущество прежде всего в том, что локальная компания лучше понимает, чего от нее требует местный рынок. Часто бывает, что продукт удовлетворяет 70% потребностей мировых заказчиков, но именно российские клиенты в этот процент не попадают и требуются доработки на локальном уровне.

Раньше для внесения изменения в продукт требовался долгий процесс согласования с головным офисом, который мог занимать годы. Теперь компания имеет возможность и ресурсы для быстрых решений. Например, для элегазового моноблока RME, производимого на заводе СЭЗЭМ, компании удалось в кратчайшие сроки разработать блок релейной защиты на замену продукта от Schneider Electric, который по функционалу даже лучше импортного аналога. Вся работа заняла восемь месяцев. В международной корпорации на это ушло бы от трех до пяти лет.

«Систэм Электрик» упростила структуру управления, кратно уменьшила число руководителей. Пересмотрели и количество конструкторских бюро. В результате сейчас в вопросах разработки и запуска новых продуктов «Систэм Электрик» намного быстрее Schneider.

И пусть весь мир подождет

Из-за санкций и ухода многих западных компаний с российского рынка, последний становится очень емким, практически безразмерным для отечественных производителей. Во всяком случае, на ближайшие годы. Поэтому основной фокус внимания «Систэм Электрик» направлен на внутренний рынок и страны СНГ, за которые традиционно отвечала российская структура международного бренда.

По словам представителя «Систэм Электрик», у компании уже есть продажи в страны дальнего зарубежья, но это пока не система, а исключение, не более 2–3% от российского объема. Управленческий ресурс компании ограничен, и лучше заниматься развитием продаж в Татарстане, чем, скажем, в Иране. Конкуренция со Schneider, возможно, и возникнет в странах СНГ, ну а почему нет? Компании вполне могут побороться друг с другом, а в итоге выиграют от этого клиенты.