Спецпроекты • Партнерский материал • 5 мая 2023
Владислав Ткачук, сооснователь дизайн-студии Synticate (специализируется на 3D и 2D, моушн-графике и AI-анимации)
В креативной сфере очень важно находить баланс между «бизнесовым» и «творческим». С одной стороны, мы привлекаем все более крупных клиентов и делаем амбициозные коммерческие проекты. С другой, уже несколько лет участвуем в выставках современного искусства, делаем NFT-арт и развиваем экспериментальную лабораторию, где прототипируем наши визионерские идеи.
У нас большие амбиции, и для нас важно предвосхищать тренды. Еще в 2019 году мы начали изучать нейросети — лингвистических ботов, зачатков ИИ — и тестить дипфейки. В итоге с осени 2022 года мы полноценно используем нейросети в работе: генерируем концепт-арты и визуализацию проектов, что позволяет очень сильно ускориться, а еще примеряем нейросети для генерации видеообразов в роликах.
До Synticate мы с сооснователем Ромой Цукановым трудились в другой студии. Но там нам обоим не хватало свободы и легкости. Мы хотели, чтобы в каждом ТЗ заказчика у нас было пространство для выражения собственного мироощущения. С тех пор как мы создали собственную студию, в основе всех наших проектов лежит наш взгляд на мир. Наши ролики работают не как классическая реклама: мы окружаем зрителя нашими идеями со всех сторон — и через графику, и через музыку, и через дополнительные смыслы. Например, в прошлом году мы сделали рекламный ролик для крупного немецкого онлайн-ретейлера одежды Zalando в нашем собственном стиле «мета-микс»: фотореалистичная девушка ездила по реальному городу верхом на полигональной лошади и собирала ачивки, как в игре. Мы верим, что с развитием AR-технологий мы начнем жить в мета-вселенной, игры станут нашей жизнью, а мета-ачивками мы сможем пользоваться в мире физическом. Всего за минуту мы смогли изложить свое видение будущего многомиллионной аудитории Zalando. И кто скажет точно, чего в этом больше — творчества или бизнеса?
Стас Коротецкий, сооснователь московской кофейной группы (Floo, Tine, «Сойка напела»), а также владелец бренда баночного кофе «Cool brew»
Первую кофейню мы с партнером открыли в декабре 2016 года в бывшей заводской котельной с большой дымоходной трубой. Отсюда и появилось название Floo — по транскрипции от слова «труба». После пандемии мы выкупили закрывающуюся кофейню, замаскированную под гастро-бистро, — «Сойка напела». А в 2022 году, пользуясь перестройкой рынка, запустили три микрокофейни под брендом Tine.
Несмотря на то что мы активно расширились в прошлом году, основа нашей бизнес-стратегии сегодня — не активный рост, а максимальное самообеспечение. У моего партнера Димы собственная компания по обжарке кофе The Welder Catherine, а также три небольшие фермы в Колумбии.
Зато мы полностью закрываем потребности наших кофеен в еде. Как правило, кофейни закупают выпечку и десерты у сторонних поставщиков или производят небольшое количество на месте. Мы же намеренно вынесли приготовление еды в отдельный бизнес-юнит: в прошлом году запустили полноценную фабрику-кухню, которая централизованно поставляет кулинарию, выпечку и десерты во все наши заведения. Там же мы варим и разливаем в специальные пакеты с кранами сиропы и другие заготовки для кофейных и чайных напитков. Это позволяет оптимизировать время сотрудников (бариста не приходится самостоятельно делать заготовки после смены) и стандартизировать качество. Кроме того, некоторые заготовки и блюда мы поставляем дружественным кофейням, например сети «Даблби».
Помимо общепита, у меня есть еще один бизнес: производство кофейного концентрата и кофе в алюминиевых банках. Баночный кофе мы продаем и под собственным брендом «Cool Brew», и под СТМ — для «Яндекс Лавки», интернет-магазина Tasty Coffee, датско-шведского производителя сыров Arla Natura, кафе при АЗС (например «Газпромнефти» под брендом G-Drive) и других.
Еще мы подумываем над тем, чтобы купить землю под небольшую овощную ферму, — чем черт не шутит! Они всегда нужны для сэндвичей и салатов, а вот цены на те же помидоры, особенно в несезон, кусаются. Ферма логично достраивает картину небольшого, но устойчивого бизнеса. Который развивает экспертизу внутри и наращивает вертикальную интеграцию.
Роман Цуканов, сооснователь дизайн-студии Synticate
Когда мы только запустились и рынок нас не знал, было непросто донести свои визионерские ощущения рекламным агентствам (зачастую именно через них приходят заказы от клиентов). Создавая работы, мы всегда описываем и упаковываем идеи в тритмент. Но в процессе достаточно серьезно перерабатываем или полностью меняем изначально предложенные идеи и визуал.
Сегодня к нам часто приходят именно за нашим видением и стилем. Если посмотреть на наши работы, можно заметить особую любовь к яркой анимации и ощущенческой графике. Хочется, чтобы наши проекты вызывали яркие эмоции или погружали в приятные размышления.
Нередко компании обращаются к Synticate как к арт-группе (мы вдохновляемся концепцией Solarpunk и создаем арты в стиле киберорганика). В таких проектах мы не исполнители, а художники, и четко даем клиентам понять, что, соглашаясь на наше видение, они отказываются от возможности вносить стилистические коррективы. По такой схеме мы работали и с очень крупными компаниями, например, делали для МТС проект в коллаборации с 25-художниками: каждый из них по нашим лекалам создал «лицо МТС» в честь дня рождения компании. Это целиком творческий проект, в котором клиент никак не вмешивался в ход креативного процесса.
Клиенты готовы довериться тебе, когда видят полную отдачу и созидательное отношение к любой задаче. А у нас очень крутая команда и особенный подход к найму людей. Наше креативное руководящее ядро — креативные директора, арт-директора, продюсеры и супервайзеры. Важно, что специалистов мы привлекаем на аутсорсе, и у этого есть причина. Если для проекта нужно нарисовать динозаврика, мы не поленимся и по всему миру будем искать специалиста, который рисует динозавриков лучше всех. И, без сомнений, найдем его.
Олег Теличев, управляющий бутиками бренда JNBY в России.
JNBY — интеллектуальный бренд дизайнерской одежды из Китая с 25-летней историей. Я пришел в бренд консультантом, когда мне было всего 18, и за годы дорос до управляющего магазинами. Суть моей работы — в правильной презентации бренда. Я не создаю вещи, но во многом именно от меня зависит, будут ли их покупать. Заказывая вещи из новой коллекции JNBY в Россию, я четко понимаю, какая из них придется по вкусу посетителям той или иной нашей площадки.
Управляя бутиками международного бренда, мы обязаны учитывать специфику покупательского поведения в конкретной стране и отслеживать, как меняется сам наш покупатель. Сегодня у нас активно покупают не только 20–30-летние, но и клиенты за 50. В основном это люди творческих профессий: театральные деятели, медийные личности. Им нравятся качественные вещи с авангардными акцентами, они не хотят слиться с толпой, наоборот — стремятся показать другим свою индивидуальность.
Помимо онлайна, одежда JNBY продается на «Хлебозаводе» и в универмаге «Цветной». И это принципиально разные площадки. Аудитория «Цветного» — креативный класс, максимально открытый к экспериментам и всему новому. Для этой аудитории в принципе не очень важна стоимость вещей: она смотрит на то, насколько вещь уникальна, сложно сконструирована и необычна.
На «Хлебозаводе» все иначе. Эта локация дальше от центра, и посетителей нашего магазина во многом определяет соседство бренда с другими — демократичными — заведениями «Хлебозавода». Тут меньше вещей с высоким ценником, ассортимент тоже подобран более осторожно — крой и конструкции более классические.
Стас Коротецкий, сооснователь Floo, Tine, «Сойка напела».
Сегодня в структуре нашей группы работают около 80 человек. За один только 2022 год с открытием трех новых кофеен штат бариста вырос вдвое.
Управлять растущей структурой в одиночку давно стало очень сложно. Замыкая все задачи на себе, ты сам себя топишь. Чтобы не быть вечным «специалистом по всем вопросам» и получить возможность освободится от рутинных задач, нужно дать возможность собственным сотрудникам развиваться. Когда они попробуют более сложные задачи, наберутся опыта и подрастут в профессиональном плане, ты сможешь делегировать им практически все.
Так, основные бизнес-процессы и финансы по ресторанному бизнесу я полностью делегировал операционному директору. А развитием группы с конца прошлого года вместо меня занимается менеджер проектов — она отвечает за новые продукты и креатив.
Сегодня я больше идеолог, хотя по-прежнему принимаю ключевые решения и накидываю идеи по развитию: как правило, выступаю «адвокатом дьявола». Например, недавно предложил ребятам создать Floo Camp: трехдневное летнее выездное мероприятие для адептов кофе, наших постоянных гостей и единомышленников. У нас очень преданная публика, и нам хочется делать для нее что-то новое. Например, прошлым летом бариста Floo организовала йогу на огромной крыше «Хлебозавода»: после занятия гости шли в кофейню на специально разработанный нами для этого дня легкий завтрак. Для команды такие, пусть даже небольшие проекты — тот самый вызов к развитию, способ сформировать новые нейронные связи.
Узнать больше о смартфонах TECNO!