Спецпроекты • Партнерский материал • 29 сентября 2023

Привлечь новых клиентов и использовать все каналы коммуникации: как работает малый бизнес в 2023 году

Текст: Новикова Анастасия

Фото: Getty Images


Простых времен для малого бизнеса не бывает. Предприниматели сталкиваются с разными вызовами: нужно бороться за клиентов, в зависимости от ситуации на рынке корректировать бизнес-план и стратегию, находить надежных партнеров и инвесторов. Иногда прийти к успеху может помочь случай, но чаще — надежные рабочие инструменты. В совместном проекте с оператором мобильной связи Tele2 рассказываем, как строит свою работу малый бизнес в 2023 году, с какими трудностями сталкивается и какие современные решения могут помочь ему расти и развиваться.

Время молодых

Несмотря на турбулентность на рынке, 2023 год стартовал с хороших цифр по регистрации новых компаний малого и среднего бизнеса. С января по апрель в России появились почти 1,2 млн новых юрлиц. Такие данные приводило Минэкономразвития.

Ведомство также отметило, что малый бизнес молодеет. Доля индивидуальных предпринимателей младше 25 лет растет с 2019 года. Четыре года назад их было 8%, в 2020-м — 9%, в 2021-м — 11,5%, в 2022-м — 12%. Сегодня молодые предприниматели реализуют более 121 тыс. проектов, а в 2019 году этот показатель составлял 85 тыс.

Еще одна тенденция — в России растет процент женщин в бизнесе. Причем предпринимательницами становятся даже молодые мамы. Всего женщинам принадлежат около 40% из 5,9 млн малых и средних предприятий в стране. По данным аналитического центра НАФИ, предпринимательницы в России наиболее активны в креативных сферах, в индустриях красоты и фешен, маркетинге и торговле.

Дефицит кадров

Несмотря на регистрацию новых компаний, предприниматели в России ощущают дефицит кадров. О нем говорят 25,9% владельцев компаний среднего и малого бизнеса в возрасте от 22 до 55 лет, опрошенных в рамках исследования предпринимательской платформы EntSpace.

Дефицит кадров также подтверждают данные сервиса по поиску работы HeadHunter.

С начала 2023 года суммарный спрос на сотрудников со стороны малого, среднего и микробизнеса вырос на 68%. Наибольшая доля открытых вакансий принадлежит малому бизнесу, где их число с начала года выросло на 25%.

Даже если кадры удалось найти и схантить, предприниматели жалуются на выгорание сотрудников, их медленную адаптацию к текущей повестке и жалобы на высокую нагрузку. И тут на помощь бизнесу могут прийти технологические решения.

Работать стабильно даже в условиях дефицита кадров будет корпоративная АТС от Tele2. Принцип ее работы предельно прост: компания приобретает виртуальную АТС и с ее помощью управляет всеми входящими вызовами. Например, можно настроить переадресацию между сотрудниками и отделами или приоритизировать очередность ответов.

Один из плюсов корпоративной АТС — клиент никогда не услышит «занято». Зато услышит звуковое приветствие, после чего свяжется с закрепленным за ним менеджером.

Если нужный сотрудник будет не в офисе, он всегда останется на связи, а клиент в случае необходимости может настроить расписание работы отделов и таким образом регулировать рабочее время.

Корпоративная АТС позволит повысить качество работы менеджеров, например за счет функции речевой аналитики. Диалоги менеджеров с клиентами автоматически преобразуются в текст, что позволит оценить качество коммуникации. А функция «Светофор» отметит цветом нежелательные слова и словосочетания.

Сокращение эмоциональных покупок

Представители малого бизнеса отмечают, что россияне стали делать меньше эмоциональных покупок. Клиенты тщательнее и осознаннее подходят к выбору товаров и услуг, будь то одежда, новый гаджет, абонемент в фитнес-клуб или курс по программированию.

Отсюда — падение выручки и необходимость расширять базу клиентов. А последнее всегда связано с поиском новых инструментов продаж и маркетинга.

В 2022–2023 гг. многие компании начали пересматривать каналы продвижения. Одним из новых инструментов стали таргетированные SMS-рассылки. При том, что в личной переписке люди все реже отправляют друг другу SMS, рассылка сообщений от компании по-настоящему эффективна. И один из факторов успеха — возможность максимально точно выбрать целевую аудиторию.

«SMS-Таргет» от Tele2 позволит искать новых клиентов среди более чем 48 млн абонентов мобильного оператора. Для этого используются свыше 120 параметров: пол, возраст, уровень дохода, интересы и привычки. А действующих клиентов предприниматели смогут оперативно оповещать о новых услугах и специальных предложениях.

Самостоятельно настроить рассылку получится, даже если раньше вы этого никогда не делали. А еще спрогнозировать бюджет на нее. Неиспользованные в текущем месяце SMS можно будет перенести на следующий период.

SMS-таргетирование позволяет избежать эффекта баннерной слепоты, когда пользователи на подсознательном уровне игнорируют рекламу во время посещения сайтов. А вот SMS читают 98% абонентов в первые минуты после прихода сообщения.

Внимание к образованию

Исследования выявили еще один интересный тренд — предприниматели в 2023 году стали уделять больше внимания новым знаниям.

Оказавшись в ситуации неопределенности и слома привычных способов работы, бизнесмены через образование стараются изменить мышление и по-новому посмотреть на будущее из той точки, где находятся сейчас.

Обучение и тренинги также помогают бизнесменам справляться со стрессом. А еще — спорт, хобби и обмен опытом с единомышленниками.

Предприниматели учатся работать и с новыми бизнес-инструментами. Например, такими, как «Бизнес-Чат» от Tele2. Он позволит собрать всю переписку с клиентами в одном месте и структурировать ее. Это существенно сэкономит время менеджерам, которым не надо будет переключаться между разными сервисами и программами. Кстати, никаких ограничений по количеству менеджеров, которых можно добавить к «Бизнес-Чату», нет.

Встроенная в чат CRM-система соберет и покажет информацию о клиентах. А оперативное консультирование потенциальных покупателей будет способствовать росту продаж.

«Бизнес-Чат» легко интегрировать с социальными сетями и мессенджерами, такими как Telegram, Viber, VK, и «Авито». Также через него можно отправлять напоминания и статусы заказов. А удобный чат-бот отработает сообщения в режиме 24/7.

Горизонт планирования

Многие бизнесмены и аналитики сходятся в том, что 2023 год — время неопределенности. Но и с ней предприниматели научились справляться. Один из способов — сокращение горизонта планирования. Если раньше он мог быть на год и даже на пятилетку, то теперь — на квартал.

Прогнозирование в 2023-м тоже не так популярно у предпринимателей, как раньше. 2022 и 2023 гг. научили тому, что нужно иметь план B, C и даже D, а еще лучше — «стресс-сценарий».

А вот что спланировать удалось, так это то, что пора вступать в фазу осмысленного маркетинга. Поэтому бизнесмены тестируют новые способы коммуникации и продвижения товаров и услуг и стараются узнать о клиентах как можно больше.

Реклама. ООО «Т2 Мобайл», ИНН 7743895280, erid: 25H8d7vbP8dKEmAdJLrWEz