Спецпроекты • Партнерский материал • 29 мая 2025
Екатерина Лошкарева
заместитель генерального директора по маркетинговым коммуникациям «Острова Мечты»
Согласно данным Федерации креативных индустрий, на сегодняшний день более 700 организаций в России уже реализуют собственные программы поддержки креативных предпринимателей. Лидеры по вкладу в экономику — ИТ, реклама и PR, а также гастрономия, которую в России неожиданно, но логично отнесли к творческим индустриям. Однако традиционные виды искусства — живопись, кинематограф, музыка, литература — пока остаются в тени. Им как раз и нужна дополнительная поддержка.
В феврале этого года «Остров Мечты» запустил бессрочный проект «Открытая сцена». Его суть проста: дать возможность начинающим артистам выступить перед тысячами гостей развлекательного кластера. За пять лет его посетили 19,6 млн человек — аудитория, о которой многие могут только мечтать.
Дважды в неделю любой желающий может выйти на профессиональную сцену: спеть, станцевать, сыграть на любимом инструменте, показать цирковой номер или театральную миниатюру. Для участников предоставляется все необходимое — звук, свет, сцена и даже информационная поддержка.
«Открытая сцена» — это не просто площадка, а возможность почувствовать себя звездой. Мы не требуем ни платы, ни идеального уровня подготовки. Выступить может любой независимо от возраста. Главное — желание творить и делиться этим с другими.
Для того чтобы оказаться на сцене, необходимо заполнить заявку на специальном лендинге на официальном сайте «Острова Мечты». После этого с артистом или его представителем связывается куратор, который будет помогать в организации выступления.
За несколько месяцев в проекте приняли участие более 1 тыс. человек, включая 108 творческих коллективов и 94 самостоятельных артиста. Для многих это стало отправной точкой в карьере: первый выход на большую сцену, первые аплодисменты, первый шаг к профессиональному росту.
Регулярные выступления на настоящей сцене — неотъемлемая часть пути любого артиста. Это бесценный опыт, который помогает преодолеть страх перед публикой, развить уверенность, артистизм и сценическую харизму. А главное — дает возможность получить искреннюю благодарность зрителей, их аплодисменты. Это мощный импульс для личностного и профессионального роста. А когда таких возможностей становится больше, рождается новое сообщество талантов, готовых создавать продукт нового уровня.
Еще в 2012 году музей современного искусства «Гараж» запустил программы финансовой поддержки для творческой молодежи. Программы ориентированы на художников, кураторов и исследователей, стремящихся реализовать собственные идеи и проекты в долгосрочной перспективе.
Одна из ключевых инициатив — программа годовой стипендии для художников и творческих коллективов от 18 до 35 лет. Участникам предоставляется возможность сконцентрироваться на исследовательской и художественной деятельности в течение года.
Отдельное направление — программа «ГАРАЖ.txt», запущенная в 2016 году, которая поддерживает исследователей современного искусства и культуры. Конкурс открыт для российских и зарубежных авторов, пишущих на русском языке. Победители получают гонорар и возможность опубликовать свои тексты в одноименной издательской серии музея «Гараж».
Летом 2024 года сеть кинотеатров «Москино» представила культурный проект «От идеи до премьеры». Цель инициативы — популяризация отечественной киноиндустрии через вовлечение широкой аудитории в реальные процессы кинопроизводства. В течение двух месяцев его участники прошли весь путь создания фильма — от замысла и сценария до съемок и премьерного показа на большом экране.
Проект стартовал с открытого конкурса историй, на основе которых профессиональные сценаристы, режиссеры и продюсеры разработали концепции трех короткометражных фильмов. Следующим этапом стал народный кастинг, собравший почти две тысячи заявок. В результате было отобрано 35 участников, которые получили роли в будущих картинах. Для одних участие стало воплощением давней мечты о кино, для других — случайным, но судьбоносным опытом.
Премьерный показ фильмов состоялся 24 августа в кинотеатре «Художественный». Проект «От идеи до премьеры» стал ярким примером того, как культурные инициативы могут не только открывать новые имена, но и формировать устойчивый интерес к кинематографу как живому и открытому для всех процессу.
Подобные программы — не только поддержка талантов и раскрытие их потенциала, это также инвестиции в своеобразный творческий стартап, в креативную экономику в целом, рост которой и зависит от тех, кто только начинает сегодня.
Поддерживая молодых артистов, художников, музыкантов и дизайнеров, бизнес создает условия, в которых рождаются новые смыслы, формируются уникальные творческие сообщества и запускаются устойчивые культурные практики.
Социальные проекты в креативной сфере — это всегда комплексная система мероприятий, а не единичные инициативы. Долгосрочные, продуманные проекты не только позволяют достичь серьезных результатов в рамках одного бизнеса, но и влияют на развитие креативных индустрий в масштабах страны.