Как стать ИП. Оформляем бумаги и получаем свидетельство о регистрации

Как стать ИП. Оформляем бумаги и получаем свидетельство о регистрации
Иллюстрация: Илья Кутобой

Пошаговый план, который поможет каждому совершеннолетнему россиянину зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Самостоятельно, без осечек и всего за три дня.

(Иностранцам и гражданам 14–17 лет нам тоже есть что предложить)


Вам предстоит:

заполнить и отправить заявление о регистрации ИП

оплатить пошлину

снять копию паспорта

через три рабочих дня прийти в налоговую за готовыми документами


1. Расскажите государству, чем планируете заниматься

В заявлении на регистрацию ИП вас попросят описать будущий бизнес с помощью формулировок Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Подготовьтесь заранее: ОКВЭД — документ большой и мудреный.


В РЕАЛЬНОМ МИРЕ


В МИРЕ ОКВЭД


Займусь установкой противопожарной сигнализации

80.20 — Деятельность систем обеспечения безопасности


Открою онлайн-магазин одежды

47.91.2— Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет


Найдите в ОКВЭД пункты, которые описывают ваш будущий бизнес. Скопируйте нужные цифровые коды и где-нибудь сохраните.

Если видов деятельности несколько или больше, выделите основной. Когда будете нанимать сотрудников, придется платить за каждого взносы «на травматизм» в Фонд социального страхования: от 0,2% до 8,5% от зарплаты, премий и других доходов. Чем выше риск основного вида деятельности по ОКВЭД, тем больше взносы.

Смелее:

Если что-то забыли — ничего страшного: внести изменения в регистрационные данные вы сможете позже. Достаточно заполнить заявление и передать его в налоговую.

Если выписали лишнее — тоже ничего страшного: вы имеете право на любое количество видов деятельности. В конце концов, никто не знает, чем вы займетесь завтра. Может, закроете автомойку и решите, что «13.10 — Подготовка и прядение текстильных волокон» — это судьба, а без «11.04 — Производство прочих недистиллированных напитков из сброженных материалов» жизнь теряет смысл.

Имейте в виду: ИП не имеет права заниматься некоторыми видами деятельности, например, продажей алкоголя или производством оружия.


2. Заполните заявление и оплатите пошлину

Проще всего это сделать на сайте Федеральной налоговой службы: вы вносите данные, а система заполняет бланк по всем правилам и отправляет в электронном виде куда нужно.

Зарегистрируйтесь. Это занимает пару минут. Правда.

Кликните по ссылке «Форма Р21001: Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».

Заполните заявление. Данные указывайте так же, как в паспорте, будто под копирку: если в графе «Место рождения» значится «гор. Москва», в заявлении так и пишите: «гор. Москва», а не «г. Москва», «город Москва» или «Москва».

В графу «Адрес места жительства» впишите тот, который отмечен в паспорте. Даже если живете в другом месте.

Если вы не знаете свой индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), система его подскажет. Тем, у кого ИНН нет, его присвоят и выдадут подтверждающую бумагу — вместе со свидетельством о регистрации ИП. В этом случае поле для ИНН в заявлении оставьте пустым.

В графе «Способ получения» отметьте «Выдать заявителю», иначе подать электронное заявление не получится.

Система предложит оплатить пошлину (800 рублей) — онлайн или в кассе банка. Сделайте это.

Документы в электронном виде налоговая также принимает через сайт «Госуслуги», однако это сложнее и дольше — срок регистрации увеличат до 5 дней.


3. Подготовьте бумаги

Пока налоговая обрабатывает ваше заявление, подготовьте некоторые документы. Возьмите их с собой, когда пойдете за свидетельством.

Паспорт. Его посмотрят и сразу вернут.

Копия паспорта. Обычно достаточно двух разворотов: с фотографией и отметкой о прописке. Но на всякий случай снимите копии со всех страниц.

Квитанция об оплате пошлины: оригинал, если вы платили через кассу банка, и распечатка, если онлайн.

Если вы планируете работать на упрощенке (а большинство ИП именно на ней), то лучше заодно подать уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН). Подготовьте два экземпляра: один из них сотрудники налоговой оставят себе, а на втором поставят отметку о принятии и вернут. Теоретически никто не мешает провернуть это позже, в течение 30 дней с момента регистрации ИП. Но откладывать не советуем: если забудете и не успеете, вы останетесь на общей системе налогообложения, а перейти с нее на УСН можно только раз в год, и там всё непросто.


4. Заберите документы и действуйте

Через три рабочих дня вас будут ждать в налоговом органе, в который вы подали заявление. Вы обязаны общаться с теми налоговиками, которые предназначены вам судьбой, то есть местом жительства по паспорту. При этом работать сможете в любой точке России.

Вам выдадут:

Свидетельство о регистрации ИП

Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в котором перечислены виды вашей деятельности по ОКВЭД

Свидетельство о присвоении ИНН, если у вас его не было.

Готово. Можете открывать шампанское — теперь вы предприниматель официально. Но много не пейте, вам еще счет в банке открывать.


Альтернативные способы стать ИП

Если нет времени на визиты в госучреждения — подайте документы почтой или с курьером

Заполните заявление на сайте Федеральной налоговой службы, как описано в пункте 2, скачайте созданный системой Excel-файл, распечатайте и подпишите. Или распечатайте шаблон заявления и заполните от руки черной шариковой ручкой.

Оплатите пошлину.

Заверьте у нотариуса копию паспорта и подпись на заявлении.

К этим документам приложите квитанцию об оплате пошлины и отправьте письмом с описью вложения в регистрирующий орган (в Москве это МИФНС № 46 по г. Москве).

Если вы прописаны в Москве, можете воспользоваться курьерскими службами Pony Express или DHL Express — у них со столичными налоговиками договор. В других городах опция не работает, зато работает «Почта России».

Плюс: Вы имеете право не приходить в налоговую вообще и получить готовые документы почтой по адресу прописки.

Если живете в другом городе — попросите кого-нибудь подать документы за вас

Оформите у нотариуса доверенность на этого доброго человека — друга, родственника или сотрудника юридической компании. Присутствие доверенного лица необязательно — достаточно предоставить нотариусу его паспортные данные.

Далеко не уходите: заверьте у нотариуса копию паспорта и подпись на заявлении. Вместе с квитанцией об оплате пошлины передайте документы своему представителю.

Он, вооруженный доверенностью, отвезет всё в налоговую или, если так удобнее, в Многофункциональный центр (МФЦ).

Плюс: Вы имеете право не приходить в налоговую вообще и получить готовые документы так же, как подавали заявление, — через представителя.


Подготовлено при поддержке юридической компании «Шеховцов и партнеры»