Переключиться • 29 ноября 2025
6 книжных рекомендаций от руководителя профиля «Геймдизайн» Школы дизайна ВШЭ Анатолия Казакова
6 книжных рекомендаций от руководителя профиля «Геймдизайн» Школы дизайна ВШЭ Анатолия Казакова

Анатолий Казаков — руководитель профиля «Геймдизайн» в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Он 20 лет проектирует образовательные программы и прикладные игры, за это время сделал несколько десятков игр для корпоративных университетов, образовательных форумов и онлайн-курсов. Включен в список 100 Most Creative Russians в категории видеоигр и софта.
В новом выпуске рубрики «Поделиться» он рассказал о пяти классических книгах — от древнекитайской «Книги Перемен» до «Техники актера» Михаила Чехова — которые помогают ему смотреть на бизнес-ситуации иначе, чем предлагают стандартные учебники.
Анатолий Казаков — руководитель профиля «Геймдизайн» в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Он 20 лет проектирует образовательные программы и прикладные игры, за это время сделал несколько десятков игр для корпоративных университетов, образовательных форумов и онлайн-курсов. Включен в список 100 Most Creative Russians в категории видеоигр и софта.
В новом выпуске рубрики «Поделиться» он рассказал о пяти классических книгах — от древнекитайской «Книги Перемен» до «Техники актера» Михаила Чехова — которые помогают ему смотреть на бизнес-ситуации иначе, чем предлагают стандартные учебники.

Никколо Макиавелли
Разбор механики власти через интересы, страхи и лояльности. Макиавелли показывает, как работают отношения в иерархиях: почему одни действия укрепляют позицию правителя, другие ее разрушают, и как предвидеть реакции людей в конфликте интересов. На исторических кейсах описывается политическая механика без украшений, за что книга прослыла аморальной.
Помогает разбирать управленческие решения, типовые ошибки лидеров и реальные мотивы партнеров и конкурентов. Важно читать не как руководство к действию, а как инструмент диагностики, ведь паттерны из книги воспроизводятся в любых системах — от маленькой студии до совета директоров.
«Я читаю Макиавелли не ради цинизма, а ради прозрачности систем. Хорошо было бы работать только по стратегии ”голубого океана”, но часто есть и токсичные начальники и коллеги-подхалимы. Оптика Макиавелли быстро показывает, где в команде или структуре скрыты узлы напряжения. В новой фирме я сначала действую так, будто все остальные живут по законам Флоренции XVI века, и постепенно вычеркиваю лишние паттерны. Это экономит мне месяцы наблюдений».

Карл фон Клаузевиц
Исследование войны как процесса, где столкновение воль, случай и неопределенность важнее красивых схем. Клаузевиц вводит понятия «трения», «тумана войны» и «центра тяжести», чтобы описать, как кампании расходятся с планами, учит coup d’oeil — способности схватывать ситуацию и принимать решение при неполной картине.
Клаузевиц описывает встречу теоретических построений с реальностью, объясняет, почему стратегии ломаются, где система сбоит, как строить планы при недостатке информации. Привычная стратегическая риторика во многом растет из этой книги.
«Клаузевиц предлагает метод, сближающий планы и реальность. Его подходы переносятся в бизнес без метафор, например, сразу видно, куда давить бессмысленно. Продавливая свою идею, либо отступиться, либо найти слабые места оппонентов и протащить ее обходным, растянутым маневром. От природы напористый, этот навык я начал развивать благодаря прусскому военному пенсионеру».

Дитрих Дернер
Исследование о том, почему люди системно проваливают управление сложными динамическими системами — городами, экологическими проектами, производством. Через серию экспериментов Дернер показывает типовые ошибки: запоздалые реакции, игнорирование обратных связей, линейное мышление в нелинейных системах, упрощение. Книга разбирает конкретные кейсы провалов и объясняет их механику.
Кейсы из книги напрямую применимы в управленческих ситуациях и позволяют диагностировать свои и чужие ошибки раньше, чем они обернутся катастрофой. Учит видеть динамику системы, предвидеть отложенные эффекты и учитывать скрытые зависимости. Идеальна для разбора руководящих решений как проверка на системное мышление.
«Я очень рад, что его переиздали, потому что моя настольная версия изрядно потрепана — купил больше двадцати лет назад. Дернер беспощаден. Он не поучает, не делает выводов, только показывает, как работают решения в экспериментах. Например, циничная цифра — в кризис серьезно проверяются меньше 10% управленческих решений. Теперь чужие решения я считаю свободно летящими и закладываю это в свою игру, а свои, наоборот, обвешиваю обязательными проверками».

Роже Кайуа
Исследование игры как основы культуры, а не просто досуга. Кайуа строит матрицу игровых форм — соревнование, случайность, притворство, подчинение правилам — и показывает, как они проявляются не только в детских забавах, но и в спорте, ритуалах, политике и на рынках.
Помогает рассмотреть игровые механики там, где их обычно не замечают — в корпоративной культуре, переговорах, управлении командой. Кайуа рассказывает, какие игровые режимы люди используют неосознанно и как эти режимы можно применять или обходить.
«Я взялся читать Кайуа как профессиональную литературу по геймдизайну, а закончил схемой мотиваций для своих сотрудников. Кайуа не учит делать игры — он показывает, как мы играем в реальной жизни. Что заставляет человека притворяться, импровизировать и рисковать. Да, Кайуа сакрализует игры, считает, что в жизни они портятся. Но на 50 лет раньше Вербаха он объяснил, что подчиненные соревнуются за KPI, переговорщики блефуют — без слова “игра”, но это те же мотивы».

Михаил Чехов
Описание метода актерской игры, где роль строится через работу воображения и тела, а не только через психологический разбор. Чехов вводит «психологический жест», работу с воображаемыми центрами и атмосферой, чтобы актер мог входить в нужное настроение и транслировать понятный характер.
Это про то, как держать лицо и голос в зависимости от ситуации. Помогает настраивать себя под задачу, менять тональность разговора, управлять впечатлением. Это практическая надстройка над стратегией: переводит понимание того, что нужно сделать, в конкретное поведение.
«Чехов — это не про сцену, а про интерфейс к людям. Он оспорил Станиславского — система Чехова стала гораздо интуитивнее. Техники Чехова дают возможность сменить состояние перед разговором, тонко управлять тем, как тебя считывают окружающие. Теперь я точно знаю, как проведу пять минут перед сложными переговорами, а если этих пяти минут на настройку нет, лучше опоздаю».

И-цзин
Древнекитайский классический текст о том, как меняются ситуации и конфигурации сил. Типовые состояния мира и переходы между ними описывают 64 гексаграммы через набор метафор. Комментарии дают пищу для размышления о выборе, последствиях и моменте действия.
Инструмент для выхода из тупика, когда логический анализ плохо работает. Гексаграмма ломает привычный ход мысли, включает образное мышление. Сила тут не в точности интерпретации, а в том, что одну и ту же гексаграмму можно прочитать по-разному.
«И-цзин для меня не про мистику, а про сброс инерции. Выпавшая гексаграмма выключает туннельное зрение. Иногда я начинаю день с броска монет, чтобы проверить, совпадает ли мой настрой с рабочим, а уж во время стратегической сессии использую всегда, прося каждого найти свою трактовку для выпавшей им гексаграммы».