Бенджамин Харди — доктор индустриальной и организационной психологии в Клемсонском университете. Этим летом в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» выходит его новая книга «Гибкая личность», в которой он рассуждает о том, что такое «личность». Это набор привычек и черт характера? Это совокупность опыта, достижений и ошибок? Это образ мысли? Харди утверждает, что отнеся себя к какому-то типу личчности, вы сознательно ограничиваете свои возможности, вместо того чтобы действовать так, как того требуют конкретные обстоятельства и цели. А ведь именно цели формируют нашу личность здесь и сейчас. Именно цели — формируют наше будущее.
Видение того, где и кем вы хотите быть, — лучшее, что у вас есть. Сложно попасть в цель, не имея таковой
Пол Арден
Вся правда о личности
Проведя четырнадцать лет в тюрьме, Андре Норманн отправился в Гарвард, решив помогать людям. Перемены, произошедшие с Андре, были неожиданны и невероятны, но причина, по которой он оказался в тюрьме, еще более удивительна.
Андре попал в тюрьму, потому что бросил играть на трубе.
Оглядываясь в прошлое, он сделал вывод, что именно тот момент, когда он в четырнадцать лет отказался от музыки, стал ключевым и перевернул всю его жизнь.
«В тюрьму сажают не негодяев, — говорил Андре моим детям, сидя в нашей гостиной, — а слабаков».
Норманн вырос в Бостоне в квартале для темнокожих, и у парня почти не было шансов вырваться из губительной среды — общества трудных детей. Однако, по счастью или по воле провидения, в шестом классе учительница музыки разглядела в нем способности.
Учительницу звали миссис Эллис, и она заинтересовала мальчика, который учился у нее с шестого по восьмой класс, игрой на трубе. И чем дальше, тем сильнее Норманн старался не подвести миссис Эллис, которая больше, чем кто-либо, проявляла к нему любовь и неподдельный интерес. На других уроках Андре почти ничего не делал, но для любимой учительницы старался изо всех сил. Ему было не все равно. Его талант трубача активно развивался те несколько лет, которые мальчик провел рядом с миссис Эллис. Это было единственным делом в его жизни, и оно давало здоровый и творческий выход его эмоциям. Именно ради этого Андре все-таки посещал школу. На какое-то время музыка стала определяющей характеристикой его личности. Именно на этом фундаменте он строил свои надежды на будущее. Она давала ему чувство собственного достоинства и целеустремленность.
Когда Андре собирался переходить в старшие классы, миссис Эллис предусмотрительно подготовила документы, чтобы его взяли в хорошую школу. В новой школе с углубленным изучением предметов руководителем ансамбля работал ее супруг мистер Эллис. Ей казалось, что муж поддержит Андре и мальчик сумеет хорошо окончить школу и миновать разные сложности, которые ждали его на пути.
Андре не был согласен с миссис Эллис, но в итоге учительница победила. Андре уважал ее, потому что она была на его стороне и вступалась за него перед другими учителями, которые ничего особенного в этом подростке не видели.
Однако Андре так и не сумел оправдать надежд и ожиданий миссис Эллис. Пересказывая эту ситуацию мне, Норманн отметил, что в нем на тот момент как будто уживались две личности. С одной стороны, он был ребенком, который любил музыку. С другой — ему хотелось стать крутым и не выглядеть занудой.
Ребята в ансамбле казались Андре ботаниками. Играть ему нравилось, а вот их взглядов он не разделял, проводить с ними свободное время не любил и совсем не хотел быть таким, как они. Он общался с теми, кого считал «крутыми парнями». А крутость выражалась в том числе и в том, что они были хулиганами.
Андре проучился в старшей школе несколько месяцев, когда «крутые» друзья заявили ему, что их уже тошнит от трубы. «Если ты тусишь с десятью баскетболистами, не надо таскать с собой бейсбольную биту, — сказал мне Андре. — Они этого не поймут».
«Выброси этот ужасный чехол или не приходи к нам больше», — сказали «крутые парни».
Это было сложное решение, но, поддавшись давлению, Андре выбросил в мусорный бак трубу, а вместе с ней ту часть себя, которая любила музыку. Теперь он остался только «крутым парнем». В тот момент это означало, что он будет вести себя как другие подростки, совершать преступления вместе с друзьями. Труба, как своего рода цель в жизни, перестала для него существовать.
Оставшись без цели и личности, связанной с ней, Андре не нашел больше причин посещать школу. Парню больше не нужно было разрываться, и он полностью погрузился в криминальный мир, став частью соответствующей социальной группы. Со временем он уже видел себя человеком, который может унизить или даже убить другого, чтобы получить желаемое. Именно таким он и стал.
Восемнадцатый день рождения Андре встретил в тюрьме, где сидел за ограбление наркодилера.
В первые шесть лет за решеткой Андре постепенно стал жесток к окружающим. Он гармонично встроился в опасную тюремную среду. Юный заключенный быстро понял, что в преступном мире есть своя иерархия и место в ней зависит от твоей жестокости, от того, сколько вреда ты причинил другим.
«Тебе нужно победить толпу, как в фильме „Гладиатор“, — сказал он мне. — Надо, чтобы она была на твоей стороне. Все зависит от того, кто ты и как себя подашь. Ты хорош ровно настолько, насколько тебе удалось показать себя в последней битве».
Андре начал пробиваться в бандитскую элиту тюрьмы, обретая все более высокий статус. Однажды он пронес в спортзал ножи, чтобы сначала убить восемь выбранных заключенных, а затем всех, кому это не понравится. Андре знал, что получит пожизненный срок уже за одно убийство, поэтому подумал: «Почему бы не добавить еще несколько». Он хотел еще больше повысить свой статус в тюремной иерархии.
В спортзале он ранил нескольких человек.
«Ни один не умер, всего лишь несколько покушений на жизнь», — сказал он мне с некоторым облегчением.
После этого Норманна перевели в одиночную камеру на два с половиной года и добавили еще десять лет. Зато он стал третьим в тюремной иерархии. К этому он и стремился, а лишние годы за решеткой и одиночное заключение стали своеобразными знаками тюремного достоинства, символами его растущего статуса и славы.
Цель сформировала его личность, личность — действия, а действия сделали его тем, кем он был и кем становился. Именно так и развивается личность.
Однажды, ближе к концу своего одиночного заключения, Андре вышел в зону отдыха на ежедневную часовую прогулку. И в это время товарищ начал ему рассказывать, что кого-то из его банды недавно зарезали в другой тюрьме во время бунта.
Эти новости разозлили Андре, и он стал вынашивать план убийства всех, кто связан с этим бунтом. «Моего друга зарезали белые, — подумал он, — поэтому я убью всех белых в моем отсеке одиночных камер».
Андре мыслил радикально, видел все исключительно в черно-белом цвете, причем в прямом и переносном смысле. Раз его друзей убили белые, то и винить надо белых, и их же наказать. «Если бы моих товарищей убили мексиканцы, я бы попытался убить мексиканцев», — сказал он мне. Черно-белое мышление Андре отражали традиционные и общие взгляды на личность. Мы делим людей на типы, категории и игнорируем нюансы и контекст. Мы подкрепляем свои предрассудки. Мы намеренно или неосознанно игнорируем то, чего не хотим видеть.
В отсеке одиночных камер, где сидел Андре, оказалось семеро белых. Все они тоже были членами преступных группировок, занимавших какое-то место в иерархии. Безусловно, убей он всех семерых, он занял бы в ней первую строчку. Это был его шанс. Цели и перспективы стали осязаемыми.
«Как только он замолчит, я пойду и убью этих парней. И стану первым», — думал Андре, слушая рассказ товарища о бунте.
Но прежде чем его собеседник замолчал, с Андре случилось непредвиденное. До него на каком-то более высоком духовном уровне вдруг дошло, каким будет результат его действий и к чему он придет, добившись поставленной цели. У него не было других объяснений случившемуся, кроме божьего откровения. Настолько это было сильно:
В тот день Бог подарил мне момент из «Волшебника страны Оз». В конце той истории Дороти осознает, что Волшебника не существует. Это всё дым и зеркала. Мистификация. До того момента я думал, что стану королем вселенной. Теперь же я понял, что буду королем пустоты. А это ничто.
Парень, который рассказывал Андре о бунте, заметил, что тот выпал из разговора: «Эй, что происходит? Ты слушаешь меня?» А Норманна резко осенило, что попытки стать первым в тюрьме равнозначны погоне за Волшебником страны Оз. Дорога из желтого кирпича вела в никуда.
Его жизнь буквально промелькнула у него перед глазами, и Андре засомневался в своих целях и на эмоциональном, и на духовном уровне. Он думал о результате: будет ли тот (неважно, его личное будущее или вообще все, что он за собой повлечет) стоить тех усилий, которые придется приложить.
С этого поворотного момента, усомнившись в себе и своих целях, Андре начал жить осознанно. И у вас подобный опыт наверняка был. Подумайте сейчас о своих целях, о том, к чему вы стремитесь.
Доктор Стивен Кови однажды сказал: «Если лестницу не приставить к правильной стенке, то каждый шаг быстрее приблизит нас к неправильному месту». Уверенность, к которой вы стремитесь, и сила, которую ощущаете внутри себя, не смогут вырваться наружу, если вы идете к неверной цели.
Где заканчивается ваша дорога из желтого кирпича? Куда вы движетесь прямо сейчас? На что опирается ваша лестница и где вы окажетесь, когда доберетесь до «верха»?
В тот день Андре никого не зарезал. Он вернулся в камеру, сел на нары и подумал: «Если я не стану королем среди никого, что еще я могу делать?»
Ему пришлось пересмотреть всю свою жизнь. В последние годы он мечтал стать первым. Теперь слово «первый» не значило ровным счетом ничего. Ему нужна была новая цель.
Для начала Андре решил, что хочет выйти из тюрьмы. Ему больше не хотелось там оставаться. Но затем он подумал, что просто «выйти» недостаточно: 75% бывших заключенных снова возвращались в тюрьму. Урок нужно повторять до тех пор, пока не запомнишь. Вместо того чтобы «выйти на свободу», Андре поставил перед собой цель «стать успешным».
«Откуда берутся успешные люди? — подумал он и решил: — Из университета. Если я поступлю туда, я тоже стану успешным».
Андре вырос в Бостоне и знал название только одного вуза — Гарварда. Сидя в камере и размышляя о своей жизни и о будущем, что ждет его после откровения, он решил поступить в Гарвард.
Университет в жизни Андре занял то же место, что когда-то занимала труба.
Это была цель, к которой стоило стремиться. Как и в случае с трубой, он мог построить новую личность вокруг идеи Гарварда — ту, которая направляла бы его поведение, помогала выбирать друзей и принимать решения. Он зациклился на своей цели, она стала смыслом его жизни. У него появилось то, над чем стоит работать и вокруг чего строить новую жизнь, своего рода проект, о котором можно мыслить конструктивно.
Та единственная цель, новая идея, вытащила Андре из тюрьмы и позволила ему стать новым собой. В итоге именно она сформировала его личность
На то, чтобы выйти из тюрьмы, у Андре ушло еще восемь лет. Все это время он вел довольно бурную деятельность, новая цель придавала ему силы, и все, чем он занимался, имело к ней отношение. Андре самостоятельно подтянул навыки чтения и письма, изучил право и научился контролировать эмоции. Его наставником стал ортодоксальный раввин, который помог Андре осознать, что происходит в его жизни и как он к этому пришел. Андре понял, что значит прощать, брать на себя ответственность за себя и за работу, что такое помогать другим.
«Раввин научил меня быть человеком», — сказал мне Андре.
Новая цель стала для него своего рода маяком, в свете которого и он сам, и его окружение выглядели иначе. Он уже не обращал внимания на деструктивные силы и концентрировался на возможностях идти к цели.
После выхода из тюрьмы Андре был наглядным примером того, как после заключения человек меняет жизнь. Он добился известности и выступал с речами по всему миру, даже в престижных вузах, таких как Массачусетский технологический институт и Гарвард.
Он начал заниматься исследовательской работой в Гарварде в 2015 году, через шестнадцать лет после освобождения. Сейчас университет финансирует его проекты по сокращению массовых беспорядков и преступности в США. Норманн — публичный оратор, уважаемый во всем мире. Он помог тысячам людей справиться с наркозависимостью и изменить жизнь к лучшему.
История Андре наглядно показывает всю правду о личности. Его личность формировалась благодаря цели: сначала это была игра на трубе, затем трон короля преступного мира, а потом — Гарвард. Каждый раз это был разный Андре.
Ваша личность — результат, а не причина. В первую очередь вас формируют ваши цели, а также самовосприятие и поведение, которые определяют их. У большинства людей личность становится результатом реакции на события, обстоятельства и давление общества. Она не создается намеренно. Она не ставится под сомнение. Ее не выбирают.
Когда вы планируете, куда идти, то становитесь тем, кем хотите быть. Можно сойти с дороги из желтого кирпича. Перестать быть тем, кем вы были до сих пор. Совсем не обязательно ваше прошлое определяет то, кто вы есть сейчас. Ваши поступки не должны быть согласованы с тем, каким вы были и какой вы есть. Вы можете измениться. Коренным образом.