Переключаться • 26 февраля 2024

Искусство слушать: как понять своего собеседника

Искусство слушать: как понять своего собеседника

Текст: Наташа Покровская

Фото: alpinabook.ru


Умение построить диалог так, чтобы собеседник понял вас, а вы — его, необходимо каждому: от гендиректора корпорации до менеджера среднего звена. При этом слушать не менее важно, чем грамотно выражать свои мысли. О том, как действовать, чтобы вынести из общения максимальную пользу, рассказывает телеведущая, эксперт по публичным выступлениям и модератор бизнес-мероприятий в школе управления «Сколково» Вероника Хранеко в своей книге «Меньше слов: Как управлять диалогом и раскрыть любого собеседника». Книга вышла в феврале в издательстве «Альпина PRO». Inc. публикует ее отрывок.

Ученые подсчитали, что 45% времени в течение дня мы слушаем. При этом усваиваем мы не больше 60–70% из сказанного собеседником. И если для ежедневной коммуникации эти цифры кажутся вполне приемлемыми, то для модератора или интервьюера такой уровень восприятия грозит профессиональной неудачей. Тем более что слушать ему приходится в разы больше обычного.

Позиции в диалоге

В нашем с вами случае слушать — это не про «просто помолчать», а про внутренние процессы, которые происходят, пока вы усваиваете и обрабатываете внешний аудиоматериал. Насколько вы готовы по-настоящему понять другого человека или просто слушаете его, чтобы ответить?

Слушающий может занимать три разные позиции, при необходимости переключаясь между ними:

  • я слушаю тебя — то есть то, что ты говоришь и показываешь мне;
  • я слушаю себя — свой внутренний диалог и реакции;
  • я слушаю нас — воспринимаю наше взаимодействие как единое целое, осознаю то третье пространство, которое сформировалось между нами. Я вижу, что в него приносит и как его заряжает каждый из нас, и понимаю, как мое следующее вложение повлияет на его свойства.

Кстати, о третьем пространстве — мне кажется, это невероятно интересная тема. Его становление начинается с того, что я осмысляю себя и свое состояние, затем смотрю на то, что говорит и делает собеседник, и чувствую отклик. И только потом у меня появляется понимание некой среды, которую мы только что создали вместе. И тогда я решаю, что именно хочу в эту среду привнести: например, больше живости и энергии или, наоборот, покой и расслабленность.

Третье пространство и восприятие

Фишка концепции третьего пространства в том, что вам больше не надо стараться повлиять на собеседника и его состояние напрямую — это вообще утопическая затея. Однако вы можете это делать, работая с пространством между вами.

К тому же, третье пространство помогает абстрагироваться при возникновении острых моментов или конфликтных ситуаций и не воспринимать на свой счет колкости или агрессию — все это остается между вами, но лично на вас не направлено.

Возвращаемся непосредственно к слушанию. Как вы думаете, чем мы слушаем? Разве только ушами? Я, например, не из тех, кто получает информацию о мире лишь с помощью слуха. Мне критически важно видеть собеседника, следить за его внешними проявлениями.

Итак, чем же мы слушаем?

  • Глазами: о чем говорят мимика, жесты, поза? Соответствуют ли они произносимым словам или расходятся с ними?
  • Ушами: какие эмоции я слышу в голосе человека? Меняется ли его тон по сравнению с обычным? Как звучат фразы: громко или тихо, быстро или медленно?
  • Разумом: что сходится, а что нет? Есть ли пробелы и нехватка информации? Кажется ли что‐то мне странным и бессмысленным?
  • Сердцем: какие эмоции я разделяю и с чем резонирую? Испытывал ли я тоже что‐то подобное?
  • Интуицией: что скрывается под всем сказанным?

Слушать по-разному

Чтобы распознать не только слова, но и все, что спрятано за ними, человек использует четыре вида слушания.

Критическое слушание мы чаще всего применяем при первом знакомстве, когда рассматриваем собеседника, сверяясь со своим внутренним Я, и оцениваем, насколько можем ему доверять. Это активная аналитическая работа мозга с постоянной отсылкой к нашему прежнему опыту и паттернам, этакое внутреннее резюме и систематизирование услышанного.

Именно тогда мы решаем, «покупать» идеи и мысли визави или нет, стараемся предугадать, как он будет развивать главную тему, взвешиваем его утверждения, адекватность объяснений и доказательств, определяем истинную цель собеседника, выстраиваем собственную линию одобрения и возражения.

Обычно в этой фазе я как интервьюер или модератор высчитываю, какой вопрос задам дальше, куда направлю ход беседы или к какому сказанному слову подцеплюсь для логичного продолжения.

Нерефлексивное слушание можно также назвать умением правильно молчать. Внешне оно выглядит пассивным, ведь вы практически не вмешиваетесь в монолог гостя, однако требует максимальной сосредоточенности и большого физического и психологического внимания. В этой точке вы уже оба знаете, что двигаетесь на одной волне, так что просто даете время для развития разговора, следите за ходом мысли и создаете необходимую энергетическую поддержку для поиска правильных формулировок и нужных слов.

Знаете такие ситуации, когда в присутствии другого рождаются новые идеи и решения? Вот это оно, то самое «подумать об кого‐то». Вы не вмешиваетесь, но поддерживаете внутренне и мысленно, держите фокус и центр внимания.

Рефлексивное слушание или то самое пресловутое активное слушание превращает ваш разговор в диалог с уточняющими вопросами, комментариями и всевозможными жестами участия. Этот тот самый момент, когда вы становитесь собеседником, не покидая при этом своей роли внимательного слушателя.

Вы не рассказываете встречных историй и не высказываете своего мнения, но все равно говорите: уточняете, перифразируете, резюмируете то, что слышите. Рассказчик ощущает поддержку с вашей стороны, и ему становится легко. Вы как бы подбадриваете его, помогаете найти нужное слово, если он его не может вспомнить, и тем самым максимально раскрепощаете. Вы показываете свою вовлеченность и принимаете участие в действии. В результате получается своего рода сотворчество.

Существует еще четвертый вид слушания — эмпатическое, или, как его иногда называют, терапевтическое. Речь идет о сопереживании чувствам, которыми с вами делится собеседник. Если хотите, назовите это слушанием сердцем. Вам как интервьюеру надо будет откликнуться на высказанные другим человеком откровения, разглядеть его истинное лицо, контейнировать эмоции. Бывает, что для этого не нужны слова — достаточно и одного внимательного теплого взгляда.