20 мая скончался Ники Лауда — трехкратный чемпион «Формулы-1», успешный спортивный менеджер и предприниматель. Inc. вспоминает жизненный путь человека-легенды, который выжил в смертельной аварии, основал 3 авиакомпании и которому команда Mercedes обязана своими победами на трассах за последние 5 лет.
Ники Лауда родился в 1949 году в Вене. Его отец, успешный промышленник, увлечения сына гонками не одобрял. Профессиональную спортивную карьеру юноше пришлось начинать на банковские кредиты — место в команде стоило недешево. Он дебютировал в 1971 году в составе March, хорошо показывал себя 2 сезона и в 1973 году перешел в BRM. Хотя команда в целом была не очень удачной, личные результаты Лауды впечатлили Энцо Феррари, подписавшего с ним контракт на сезон 1974 года. К слову, Ники сумел рассчитаться с долгами, лишь заключив эту сделку.
Первой гонкой Лауды за Ferrari стала Гран-при Аргентины, где он занял 2 место, сразу же оправдав доверие Энцо. На Гран-при Испании и Нидерландов в том же сезоне Лауда принес Ferrari победы — первые с 1972 года, — чем окончательно завоевал всеобщее внимание. По итогам сезона Ники занял 4 место — достойный показатель для новичка.
У Ники были все шансы во 2 раз стать чемпионом на следующий год — он одержал 5 побед и вдвое опережал по очкам ближайшего конкурента. Комментаторам казалось, что исход чемпионата предрешен и Лауда станет первым за последние 15 лет обладателем 2-х чемпионских титулов подряд. Это бы неизбежно случилось, если бы фаворит турнира не попал в серьезную аварию на германском Нюрбургринге.
Из-за неисправности в задней подвеске машина Ники сорвалась с трассы на втором круге. Болид встретился с ограждением, загорелся и вылетел обратно на трассу — навстречу машине отстававшего Брета Ланджера. Тот сумел быстро покинуть болид после страшного столкновения, Лауда же оказался зажат между обломками. Извлечь его удалось не сразу — он получил обширные ожоги и надышался токсичного дыма, из-за чего в больнице впал в кому. Первые часы после аварии состояние Ники было настолько плачевным, что врачи мало сомневались в летальном исходе. Однако он не только выжил, но и вернулся на трассу в том же сезоне, пропустив лишь 2 гонки.
В первом же выступлении после возвращения Лауда финишировал 4-м, и сумел набрать немало очков, придя к финишу 3-м в Гран-при США. У него оставался шанс стать чемпионом, займи он хотя бы 2 место в последней гонке — Гран-при Японии. Но из-за сильного дождя уже после 2-х кругов Лауда решил выйти из гонки, чтобы не рисковать. По итогам, в чемпионате он завоевал 2 место, лишь на очко отстав от Джеймса Ханта из команды McLaren.
Знаменитой аварии 1976 года и противостоянию Лауды и Ханта посвящен вышедший в 2013 году фильм Рона Ховарда «Гонка», получивший 2 номинации на «Золотой глобус».
Свой первый чемпионский титул Лауда завоевал уже в следующем сезоне. При этом первые 4 гонки он не поднимался выше 5 места, но затем пересел на новую машину — Ferrari 312 T — и обошел всех всухую в 3-х Гран-при подряд. Суммарно же в этом чемпионате у него было 5 первых мест.
Печальный день для «Формулы-1»
«Для нас навсегда останутся примером его интерес к жизни, прямолинейность и смелость, — говорится в официальном заявлении семьи Лауды. — Вне публики он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедом. Нам всегда будет его не хватать».
«Сегодня печальный день для “Формулы-1”, — заявили в Scuderia Ferrari. — Ferrari с глубокой печалью узнает о смерти своего друга Ники Лауды, 3-кратного чемпиона мира, двух со Скудерией. Ты навсегда останешься в наших сердцах и в сердцах фанатов. Чао, Ники».
«Все в команде глубоко опечалены тем, что скончался наш друг, коллега и чемпион мира, — заявили в McLaren. — Ники навсегда останется в наших сердцах и в нашей истории».
«Ники навсегда останется одной из величайших легенд нашего спорта, — отметил глава команды Mercedes Тото Вульф. — Он был примером героизма, человечности и честности — как на трассе, так и за ее пределами. Его уход оставляет в “Формуле-1” пустоту».
После той аварии Лауда согласился лишь на одну пластическую операцию — восстановление век, —утверждая, что остальные повреждения не сильно влияют на качество жизни. А многочисленные шрамы на голове он прятал под красной кепкой, ставшей фирменным элементом его публичного имиджа и … востребованной рекламной площадкой. Более 20 лет за привилегию размещаться на кепке знаменитого гонщика платил итальянский молочный бренд Parmalat, в 2002 году его сменила немецкая торговая марка Viessmann, а в 2007 году это место досталось швейцарской компании Oerlikon. С 2011 года на красной кепке рекламировалась инвестиционная компания Aabar, последним же спонсором с апреля 2015 года был австрийский концерн Novomatic group.
Второй титул чемпиона мира Ники получил в сезоне 1977 года. При этом он одержал лишь 3 победы, а в последних 2-х гонках вообще не участвовал, однако в целом настолько стабильно занимал 2 места, что опередил ближайшего соперника на 17 очков.
В середине сезона Лауда объявил, что покидает команду Ferrari, — отношения с менеджментом испортились после решения Ники не испытывать судьбу на «Фудзи Спидвей», стоившего ему победы. Следующие 2 года гонщик выступал за Brabham-Alfa Romeo, и если в чемпионате 1978 года был четвертым, то в 1979 году занял лишь 14 место. В тот сезон Лауда объявил, что завершает карьеру гонщика.
Отойдя от соревнований, Ники решил пойти по родительским стопам и основал собственный бизнес — авиакомпанию Lauda Air. Однако дела пошли не очень хорошо. Запустить столь масштабное предприятие с нуля и без опыта с наскока не удалось, на несколько лет Лауда увяз в организационных вопросах и даже юридических разбирательствах.
Соскучившись по трассе, Лауда решил возобновить карьеру и в 1982 году подписал контракт с командой McLaren. Возвращение вышло не очень неудачным — Ники победил лишь в 2-х гонках, в 6 не смог прийти к финишу из-за технических неполадок, а в одной был дисквалифицирован. В итоге он занял лишь 5 место. Следующий сезон стал провальным, поскольку команду продолжили преследовать неудачи и накладки с машинами. Лауда занял 10 место — он сходил с трассы в 7 гонках, а самым высоким результатом стало 2 место в Гран-при США-Запад.
Сезон 1984 года принес Ники третий чемпионский титул, однако в целом оказался противоречивым. Лауда 6 раз выбывал с трассы в шести Гран-при, и победил он с отрывом от соперника лишь в половину очка. Следующий год оказался одним из самых худших — и последним — в гоночной карьере Ники. Не сумев из-за проблем с болидом закончить 11 гонок и заняв 10 место, он вновь заявил об уходе, на этот раз окончательном. Суммарно за всю карьеру Лауда участвовал в 171 гонке «Формулы-1» и выиграл 25.
В том же 1985 году Lauda Air наконец начала полноценно функционировать, запустив ближние чартеры из Вены и услуги предоставления бизнес-джетов. После гоночного сезона Ники полностью сконцентрировался на управлении бизнесом. На этот раз он оказался настолько вовлечен, что прошел курсы пилотирования авиалайнеров и лично управлял самолетами на некоторых рейсах.
В 1987 году компания получила лицензию на регулярные перевозки, а в 1990 году — и на международные рейсы. Первыми дальними направлениями Lauda Air стали Сидней, Мельбурн, Дубай и Майами. Впоследствии к ним добавились Северная Африка, Карибы и Юго-Восточная Азия.
В 1999 году Лауда продал контрольный пакет компании Austrian Airlines и практически отошел от управления. В 2003 году он сбыл остатки своей доли и выкупил Aero Lloyd Austria. Переименовав компанию в Niki, в 2004 году он вышел на сделку об альянсе с Air Berlin, которой досталось 49,9% бизнеса. Niki стала выполнять рейсы в 10 европейских стран, Египет и Россию. Лауда лично пилотировал некоторые из них — как правило, утренние во Франкфурт и Цюрих.
В 2011 году Лауда продал свою долю в компании. Несколько лет он отдыхал от авиабизнеса, и вернулся в него в 2016 году, купив у знакомого миллиардера Amira Air, специализирующуюся на бизнес-джетах. Ники переименовал ее в Laudamotion (ныне название сокращено до Lauda) и 2 года довольствовался управлением деловыми рейсами. В начале прошлого года он выкупил активы обанкротившейся под сторонним управлением Niki и на их основе наладил международные пассажирские рейсы.
Параллельно с ведением бизнеса Лауда продолжал активно участвовать и в жизни «Формулы-1». В начале 1990-х он выступал консультантом команды Ferrari, с 2001 по 2002 год возглавлял команду Jaguar, затем долгое время работал комментатором соревнований на немецком телеканале RTL. В 2012 году Лауда стал неисполнительным директором команды Mercedes. Именно он переманил из McLaren Льюиса Хэмилтона — одного из лучших гонщиков современности, что принесло Mercedes победы в пяти чемпионатах подряд с 2014 по 2018 годы.
У Ники не раз возникали серьезные проблемы со здоровьем. Он перенес пересадки почек (1997 и 2005 гг.). В июле прошлого года Лауда попал в больницу с тяжелой инфекцией легких и перенес их трансплантацию. После этого он практически отошел от дел, в августе 75% его авиабизнеса выкупили ирландцы из Ryanair. В январе этого года Лауда попал в больницу с тяжелой пневмонией. Спустя 4 месяца он скончался у себя дома в Вене, в окружении родных.