Переключиться • 14 июля 2022
Боль, преодоление, катарсис. Почему все стоят на гвоздях и зачем за это платить?
Боль, преодоление, катарсис. Почему все стоят на гвоздях и зачем за это платить?
Автор: Виктория Скребцова
Фото: Anastasiia Chipysheva, Anastasiya Mihailovna / Getty Images
В последнее время в предпринимательских кругах всё чаще говорят о гвоздестоянии как об эффективном способе борьбы со стрессом. Количество поисковых запросов со словосочетанием «стояние на гвоздях» за последний год в России, согласно Google Trends, увеличилось в 3,7 раз, «доска Садху» — в 3 раза. В одной только Москве, по данным сервиса Profi.ru, больше 1,6 тыс. преподавателей этой практики, в Санкт-Петербурге — еще около 1 тыс.
Inc. поговорил с адептами стояния на гвоздях и рассказывает, откуда растут ноги этой практики, почему она подходит не всем и как правильно встать на гвозди, если вы все-таки решились.
Гвоздестояние — древняя индийская практика осознанности, во время которой человек работает с психикой через взаимодействие с телом. Считается, что стояние на гвоздях способно освободить сознание от навязчивых мыслей, принести одновременно энергию и расслабление. Во время практики используют так называемую доску Садху — деревянную поверхность со вбитыми в нее острием вверх гвоздями. «Садх» в переводе с санскрита — добродетельный или даже святой человек, который посвятил себя достижению мокши — согласно буддистскому мировоззрению, выходу из круговорота рождений и смертей и освобождению от страданий.
Гвозди во время практики не протыкают кожу: вес человека распределяется по ним равномерно. После практики на стопах остаются характерные отметины, которые обычно убирают коротким самомассажем. Доски различаются по степени сложности. Чем больше расстояние между гвоздями, тем сложнее на них стоять. На базовой доске гвозди расположены в 8 мм друг от друга, в доске второго уровня — в 10 мм, на самой сложной — в 12 мм. Но это — базовая классификация: в реальности разновидностей гораздо больше, в том числе с подвижными (так называемые динамические доски) или посеребренными (считается, что они обладают антисептическими свойствами и меньше подвержены коррозии) гвоздями.
Встать на гвозди можно самостоятельно (например дома) или в сопровождении мастера. В практиках гвоздестояния мастера также называют проводником, а практикующего — доверителем.
У гвоздетерапии несколько целей, говорит проводник Полина Ивченко:
Но главная — помочь человеку понять, какие установки мешают ему достигать своих целей, и отпустить эти установки, отмечает Ивченко. По ее словам, своими вопросами и комментариями проводник создает для доверителя условия, при которых тот учится самостоятельно приходить к ответам.
Проводник Ксения Певченко советует становиться на гвозди при нерешенном внутреннем запросе или желании побороть страхи, особенно если их сложно озвучить даже самому себе. Так, сама Певченко впервые встала на гвозди во время сложного развода.
Четкой корреляции по возрасту доверителей опрошенные Inc. мастера не прослеживают. Разброс довольно значительный — от 18 примерно до 70 лет. Некоторые практики не работают с несовершеннолетними, другие могут попросить у них письменное разрешение от родителей.
К Ксении Певченко чаще всего приходят люди в возрасте 23–25 и 35–40 лет. «Я связываю это с тем, что примерно в этом возрасте люди переживают кризисы самоопределения: двадцатилетние сталкиваются с обрушением ожиданий от взрослой жизни, тридцатилетние — с так называемым кризисом среднего возраста», — говорит она.
Основа гвоздестояния — философия акупунктуры. Адепты метода верят, что на теле человека расположено множество активных точек, стимуляция которых может улучшить его физическое и психическое состояние, а также повлиять на работу внутренних органов. Собственно акупунктурой называется воздействие на точки иглами, а массаж этих зон — акупрессурой. Гвоздестояние сочетает в себе оба типа воздействия. Многие приверженцы гвоздестояния считают стопы компактной проекцией всего тела, так как на них расположены много нервных окончаний, якобы связанных со всеми внутренними органами.
Важно оговориться: убедительных медицинских исследований практики гвоздестояния нет, и большинство научных работ в этой области касаются в основном акупунктуры. Доказательная медицина признает пользу акупунктуры и акупрессуры в некоторых случаях — например при лечении депрессии, мигрени, хронических болей в шее и спине. Однако предупреждает, что введение игл или воздействие на «активные точки» (в доказательной медицине нет определения этому понятию) должно сочетаться с другими методами лечения и не исцеляет само по себе. А перед тем как практиковать акупрессуру, специалисты советуют проконсультироваться с врачом (о противопоказаниях стояния на гвоздях мы расскажем ниже).
Существуют два базовых подхода к практике гвоздестояния.
Первый — классическое гвоздестояние: во время него внимание сфокусировано на ощущениях тела и попытках найти баланс между дискомфортом и расслаблением. «Вставая на гвозди, человек испытывает боль. Боль — триггер для выхода подавленных эмоций. Человек начинает кричать, плакать или, наоборот, смеяться. У некоторых реакция сопровождается тактильной стимуляцией — постукиванием кулаками по груди или массированием рук», — описывает типичную процедуру вставания на доску Ксения Певченко. Постепенно тело начинает привыкать к стрессу и расслабляться. В итоге мышечная зажатость — один из признаков эмоциональной подавленности — уходит. Дело эндорфинах, которые вырабатываются, в том числе в ответ на боль.
Второй подход называется гвоздетерапией, когда гвоздестояние совмещают с психологическими практиками. «Гвозди — раздражающий фактор, который как бы отвлекает психику. В этот момент человек более открыт и уязвим, у него меньше сил на „додумывание“ и рационализацию, он более искренен», — объясняет Певченко. По ее словам, в данном случае гвозди — просто инструмент для «большего раскрытия психики». Сама Певченко начинала как психолог, а гвоздестояние практиковала самостоятельно. Совместить две практики Ксении предложила одна из клиенток. «Мы обе заметили, насколько результативнее прошла сессия. И с тех пор я занимаюсь только гвоздетерапией», — говорит она.
Гвоздетерапия, как правило, подразумевает индивидуальные практики, некоторые мастера также проводят занятия для пар. В классическом гвоздестоянии главная задача проводника — поддержать доверителя эмоционально и физически: помочь пережить эмоциональный пик, удержаться на гвоздях и не сойти до момента, после которого наступает расслабление. Во время гвоздетерапии проводник может использовать методы гештальт-терапии, эриксоновский гипноз (когда человек остается в бодрствующем состоянии, но фокус внимания направлен не во внешний мир, а во внутренний — на воспоминания и фантазии) или, например, тета-хилинг (вид медитации, при котором человек якобы способен силой убеждения влиять на состояние своего организма; не признан клинической психологией).
Также проводники используют EMDR-терапию и терапию психосоматических расстройств. Певченко объясняет: психика человека, который находится в постоянном стрессе, постепенно перегружается и, будучи не в состоянии справиться самостоятельно, отдает эту работу телу. «Тело умеет справляться со стрессами с помощью блоков, зажимов, болезней. Некоторые блоки человек может не замечать. Но когда он встает на гвозди, самому телу, которое переняло от психики порцию стресса, становится некуда этот груз прятать», — говорит проводник. После резкого напряжения, вызванного болью, тело неизбежно начинает расслабляться, а блоки — уходить.
Впрочем, доказательная медицина относится к понятию психосоматики очень осторожно: лишь семь заболеваний специалисты относят к классическим психосоматическим (например язвенный колит, бронхиальную астму, ревматоидный артрит, и т. д.). Специалисты также подчеркивают, что физиологически выраженные симптомы (например повреждение органов) нельзя вылечить только психотерапией, необходимы и медикаментозные методы.
Первым делом нужно проверить список противопоказаний к гвоздестоянию. О них проводник или студия должны предупредить клиента еще на этапе брони. На гвоздях запрещено стоять:
Обычно проводники также не работают с людьми, проходящими лечение у психиатра, за исключением отдельных случаев. Ксения Певченко, например, также не ставит на гвозди онкобольных и людей с заболеванием крови: мало изучено, как усиленное кровообращение может сказаться на их состоянии, объясняет она.
В среднем практика длится от 40 минут до двух-трех часов. Ксения Певченко всегда делит ее на несколько этапов — знакомство, подготовка и техника безопасности, разогрев, основная часть и медитация в конце.
⚫️ Знакомство и техника безопасности
Все практики гвоздестояния, с которыми поговорил Inc., подчеркивают важность предварительного разговора. В этот момент человек проникается к мастеру доверием (отсюда и слово «доверитель»), морально настраивается на работу. Затем мастер обычно объясняет технику безопасности: поэтапно, описывая каждое движение, объясняет, как именно человек будет вставать на гвозди и спускаться. Если мастер не инструктирует доверителя, это опасный звоночек, считает Ксения Певченко.
⚫️ Психологическая и физическая подготовка
Важный этап подготовки — медитация, во время которой человек формулирует свое намерение на практику. Мастера считают, что с четким намерением человек способен перестоять момент наиболее острой боли и приблизиться к состоянию расслабления. Намерение может быть любым — от «услышать себя и лучше понять свое тело» до «определиться, стоит ли принимать деловое предложение».
Дальше многое зависит от включенности в процесс проводника. «Как только человек встал на гвозди, я сразу начинаю терапию — он фокусируется на работе со мной в этот момент, а не на отвлекающих ощущениях», — говорит Ксения Певченко. Поддержка и разговор помогают простоять хотя бы 20 минут — по мнению проводника, именно столько обычно требуется, чтобы тело начало расслабляться, а сам человек — психологически раскрываться.
«Гвозди сразу показывают, что с тобой. По тому, как ты к ним подступаешься, как реагируешь на стресс и боль — закрываешься и молчишь или кричишь и материшься, — понятно, как человек реагирует на трудности в реальной жизни», — говорит актер Филипп Дробышев, который уже несколько лет активно практикует гвоздестояние и поставил на доску несколько сотен доверителей. По его словам, преодоление себя через боль помогает чувствовать и вести себя более свободно. «Меняя свои реакции во время стояния на гвоздях, ты учишься управлять ими и в любых других ситуациях. На гвоздях ты можешь создавать свою совершенную реакцию на стресс».
⚫️ Продолжительность
В среднем доверители-новички Ксении Певченко стоят на гвоздях от 30 до 40 минут. Более опытные доверители — до часа. Стоять дольше мастер не рекомендует: к этому моменту тело устает, а ощущения притупляются. При этом проводник подчеркивает: время не главное. Наоборот, при постановке «рекордов» практика проходит сложнее: человек чаще смотрит на время, не может сосредоточиться на себе и расслабиться. Такое, по мнению мастера, свойственно групповым практикам, во время которых проводник не успевает поддержать человека в нужный момент.
После практики мастера советуют хотя бы несколько минут интенсивно массировать ноги, чтобы восстановить кровоток. А затем полежать в шавасане — позе глубокого расслабления, которую йоги обычно практикуют для снятия напряжения после физической нагрузки. Некоторые мастера могут сопровождать шавасану игрой на поющих чашах, чтобы снова ввести доверителя в легкое медитативное состояние. Заключительный этап — обсуждение своих ощущений: вербализация опыта обычно полезна и самому доверителю, и мастеру, считает Певченко.
⚫️ Результат
«Если человек встает на гвозди с определенным намерением, то боль почти моментально склоняет его к решению, к которому он на самом деле уже внутренне давно пришел — но не мог самому себе в этом признаться», — считает Ксения Певченко. Другой вариант — когда человек в процессе практики почти не эмоционирует, уже через несколько минут начинает расслабляться и постепенно входит в глубокое медитативное состояние: «из головы уходят абсолютно все мысли, и человек находит себя в пустоте. Из этой пустоты ответы про свое состояние, предназначение и свои действия приходят как будто бы сами». Довольно часто в этот момент, по словам Певченко, человек испытывает «вселенскую благодарность — просто за то, что он есть».
Существует две стратегии стояния на гвоздях — «перетерпеть» и «расслабиться».
Некоторые практики встают на гвозди ежедневно, хотя бы на несколько минут. Этот вариант считается сложным: заставлять себя терпеть боль каждый день смогут далеко не все. Филипп Дробышев каждое утро стоит на гвоздях по 5–10 минут: идея ежедневного превозмогания себя ему очень нравится. Главное — в каждую практику постараться дойти до принятия: момента, когда боль перестает ощущаться. И как только этот рубеж пройден, по его мнению, стоять больше не имеет смысла.
Второй метод — стоять реже, но дольше. По мнению Ксении Певченко, стоять через расслабление гораздо более экологично по отношению к телу и психике. В стоянии на время («еще один подход», «еще пять минут») больше от спорта, чем от духовных практик, и с проработкой травм или страхов он плохо совместим, считает она.
«Если вы встаете раз в полторы-две недели, настраивайте себя на интервал хотя бы в 20–30 минут. За это время вы успеете почувствовать и пережить неприятные ощущения и достичь медитативного состояния, которое при стоянии в 5–10 минут по утрам, конечно, почти невозможно», — советует проводник. И добавляет: если стоять на доске стало просто, ее нужно менять на более сложную.
У гвоздетерапии показанной регулярности нет. Главное — вставать именно «по внутреннему запросу». Конкретная цель (например, я хочу подняться по карьерной лестнице и занять такую-то должность) придает мотивации стоять, а ощущения от практики, в свою очередь, помогают принимать нужные решения в реальной жизни без страха и импульсивности. «Биохимически и психологически мостик между запросом и результатом заключается в том, что, когда у тебя проблема и ты не видишь выхода, стресс в форме боли от гвоздестояния помогает переключить внимание на физическое и взглянуть на свой вопрос свежим взглядом», — говорит Певченко.
При выборе проводника Филипп Дробышев советует прежде всего обращать внимание на его личность: «Гвоздестояние — это про доверие, даже про некую спонтанную близость. Вы должны разрешить другому человеку сопровождать вас в этот интимный момент. И открыться вы сможете только тому, кто вызывает у вас доверие». С ним согласна Полина Ивченко: к ней приходят либо по рекомендациям, либо «потому что людям нравится мой образ и моя история». Полина долгое время была предпринимательницей, училась в «Сколкове», а затем два года жила на Бали, где и познакомилась с гвоздестоянием. Также она практикует веганство и сыроедение, преподает йогу.
Разброс в цене по рынку также большой. Опрошенные проводники оценивают его в диапазоне от 1,5 тыс. до 30 тыс. руб. за практику. Гвоздетерапия стоит дороже гвоздестояния: цены на индивидуальные занятия по Москве обычно стартуют от 5 тыс. руб. Чем дольше длится практика и чем больше форматов в себя включает (медитация до и после, разогрев, аккомпанирование поющими чашами или барабаном), тем выше ценник. Дешевле всего обойдется часовая практика классического гвоздестояния в группе. Практика у Филиппа Дробышева стоит 5–7 тыс. руб. в зависимости от времени (час или два часа). Одно индивидуальное часовое занятие Полины Ивченко стоит 3,5 тыс. руб.: она считает, что практика должна казаться человеку доступной, «чтобы ему не было жаль расстаться с этой суммой». К практикам, которые она проводит в городских парках, любой может присоединиться бесплатно.
У Ксении Певченко другой подход: 2,5 часа ее практики стоят 15 тыс. руб. А начинала она с 600 руб. за занятие. По словам мастера, цена проверяет самого человека на серьезность его намерения, отвращает от мысли о том, что гвоздестояние — просто новый вид досуга. Также некоторые мастера берут стопроцентную предоплату. «Пока мои практики стоили дешевле 5 тыс. руб., переносил занятия едва ли не каждый третий. Мне это было тяжело: перед каждой практикой я настраиваюсь, психологически сильно вкладываюсь в саму работу. Но как только цена выросла, „торг“ сразу пропал: люди серьезнее относятся к своему времени и сами прилагают максимум усилий, чтобы окупить занятие», — объясняет Певченко.
Встать на гвозди самостоятельно получается не у всех — к этому нужно быть готовым. «80% людей, которые ко мне приходят, — это те, кто никогда не стоял на гвоздях вообще. Остальные либо пробовали с другими проводниками, либо однажды купили гвозди, но не смогли», — говорит Ксения Певченко.
Клинический метод работы с посттравматическими расстройствами и другими последствиями травмирующих событий. Признан классической психотерапией.