Сегодня многие компании переживают кризис, а сотрудникам сложно не отвлекаться на думскроллинг новостей. Люди специально листают плохие новости практически до изнеможения, чтобы не упустить ничего важного, — и это сильно сказывается на их работоспособности. Зачастую сотрудникам сложно справиться в одиночку с потоком информации и стрессом, и в таком случае нужно привлекать специалистов. Ксения Шаравьева, менеджер по внутренним коммуникациям и HR-проектам в «Авито», рассказала, как российские компании прибегают к помощи внешних и штатных психологов и что стоит учесть при выборе специалиста.
Зачем компаниям специалисты психологической поддержки
Пандемия увеличила спрос на психологов — за два года количество обращений россиян к специалистам выросло в 2,2 раза. И сейчас уровень стресса еще выше, что сказывается в том числе и на работоспособности, — сотрудникам все сложнее сохранять продуктивность. К сожалению, руководители и эйчары не обладают компетенциями, чтобы оказывать психологическую помощь. Конечно, поддерживать сотрудников морально — правильно, но эту задачу всегда лучше доверить специалистам. В России штатные психологи пока не популярны, однако уже есть компании, которые сотрудничают с сервисами психологической поддержки, такими как «Ясно», «Понимаю», YouTalk, или нанимают корпоративных психологов в штат.
Например, PWC в России пользуется сервисом «Понимаю». У каждого сотрудника компании есть постоянный доступ к платформе, где они могут получить аудио- или видеоконсультацию со специалистом. PWC важно, чтобы команда всегда оставалась в ресурсе, сохраняя продуктивность и эмоционально стабильное состояние.
«Авито» тоже сотрудничает с программой поддержания благополучия «Понимаю». В рамках этой программы команда может получить консультации психолога по любым вопросам, а также консультации со специалистом по здоровому образу жизни, юридические и финансовые консультации. У нас открытая культура, поэтому у сотрудников много каналов, где они могут поделиться переживаниями. Коллеги посещают онлайн-сессии по медитации — они проходят два раза в неделю — и занятия йогой в студии.
Кстати, такие же практики есть и в «СберЗдоровье» — можно посетить совместную тренировку в студии или помедитировать онлайн. Их сотрудникам доступны прямые эфиры от специалистов — на них узнают, как фильтровать информацию, общаться с близкими и сохранять спокойствие в нынешней ситуации.
Мы изначально не рассматривали вариант корпоративного психолога, поскольку руководители подразделений считают, что в деле психологической поддержки важно дать сотрудникам выбор — не только специалиста, но и формат, который был бы им близок.
Однако есть компании, которые нанимают штатных психологов, один из таких примеров — «1С-Битрикс». Руководитель объяснил сотрудникам, почему важно обращаться за помощью к специалистам, — и эксперимент сработал. Сначала желающих было немного, а некоторое время спустя запись к психологу была на три недели вперед и компании пришлось взять его в штат. Из результатов — улучшилось общее моральное состояние в коллективе, а HR-менеджеры стали отмечать, что наличие корпоративного психолога стало важным пунктом у соискателей.
Подобные практики есть и в «Мегафоне». Помимо консультаций с психологом в рамках ДМС, в компании есть проект «МегаПоддержка». Он подразумевает, что сотрудники с помощью корпоративных сервисов могут записаться на очную консультацию со специалистом, — сессии проходят прямо в офисе.
В «Лаборатории Касперского» можно не только отдохнуть в отдельной комнате для расслабления, но и поиграть на музыкальных инструментах, например на барабанах и гитаре. Снять напряжение в течение дня или после можно и у одного из четырех массажистов.
Издержки корпоративных психологов
Зачастую психологов приглашают в компанию решить конкретные проблемы, например сгладить конфликты между сотрудниками (с которыми, согласно опросу, сталкивались 85% кадров), проконсультировать по найму важного менеджера или выявить стресс и тревожность у команды. Поэтому если компания небольшая, у нее нет огромного кол-центра или отдела по работе с клиентами в тысячу человек, то нанимать корпоративного психолога будет слишком дорого.
Помощь приглашенного или штатного корпоративного психолога не может строиться по одной модели — все зависит от компании и сложности задач. Зачастую специалисты сами предлагают план сотрудничества, но решающее слово остается за руководством. Сейчас корпоративные психологи все больше внедряют несколько практик одновременно, например коучинг, арт-терапию, индивидуальные или групповые занятия (если это необходимо).
Тем не менее, даже находясь в компании недолго, не говоря уже о штатной позиции, корпоративные психологи всегда должны придерживаться правил. И главное из них — неразглашение личной информации. Корпоративные психологи часто сталкиваются с проблемой недоверия со стороны коллектива. Сотрудники боятся, что их переживания и трудности станут предметом всеобщего внимания. Но вообще у психологов есть этический кодекс Российского психологического общества — он составлен на основе закона «О защите персональных данных», Всеобщей декларации прав человека и других документов. И хорошие психологи его соблюдают.
Особенность работы корпоративного психолога в том, что он поддерживает близкий контакт с руководителями подразделений: он не рассказывает, что именно говорил сотрудник на консультации, но предоставляет срез психологического анализа и предлагает варианты помощи.
Чек-лист для руководителя
В период турбулентности главное — не замыкаться в себе, а поддерживать общение с окружающими, будь то психолог или команда. Оставаться наедине с самим собой важно, но в одиночку будет крайне сложно побороть тревожные мысли. Поэтому компаниям стоит поддерживать своих сотрудников самостоятельно или прибегать к помощи специалистов.