К философии стоиков часто обращаются именно в периоды трудностей и невзгод, так как сама ее суть заключается в умении сопротивляться внешним обстоятельствам. Поэтому даже спустя две тысячи лет стоицизм продолжают переосмыслять, вычленяя из него полезные принципы и находя им подтверждение в психологии. Подробно об этом говорится в книге Маркоса Васкеса, преподавателя и создателя одного из самых известных испаноязычных подкастов о здоровье и фитнесе Radio Fitness Revolucionario «Стоики побеждают. Ментальные тренировки для преодоления жизненных трудностей». В конце сентября книга вышла в издательстве «Альпина Паблишер», Inc. публикует отрывок из нее.
Теперь пришло время заняться стратегиями, которые помогут не сойти с пути, несмотря на трудности. На пути вы столкнетесь со множеством препятствий, которые будут нарушать планы и порождать желание все бросить. Именно в такие моменты вам больше всего нужны принципы стоицизма.
Как мы видели, стоики считали преграды не плохим, а нейтральным явлением, которое можно использовать, чтобы стать сильнее и продемонстрировать самодисциплину.
Мы обратим особое внимание на три главных препятствия, которые мешают добиваться целей: неудачи, искушения и критика.
Прежде чем продолжать, вы должны понять, что потерпеть неудачу — это нормально. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Стоики понимали, что путь самосовершенствования труден, и подчеркивали важность правильного реагирования на ошибки. Однако начинать нужно не с внешних действий, а с самосострадания.
Совершая ошибку, мы часто чувствуем себя неудачниками, начинаем ругать себя. Если мы, например, съедаем что-то не очень полезное, то начинаем казнить себя, но это только ухудшает ситуацию. Это повышает уровень стресса и заставляет искать способ успокоиться, например съесть еще что-нибудь такое. И так по кругу.
Правильнее сделать наоборот: вместо самобичевания подумать о самосострадании.
Совершая ошибку, нужно действовать по одной и той же схеме: простить себя, извлечь урок, двигаться дальше. Мы должны критиковать только свое поведение, но не самих себя.
Отказавшись от самоуничижения, вы сэкономите энергию, которую сможете потратить на работу над своим поведением, а это самое главное.
К тому же чаще всего наши ошибки не так велики, как нам кажется. Мы склонны преувеличивать их роль, что вызывает чувство вины и сожаления. Чтобы побороть эту естественную склонность, нужно научиться объективно оценивать свои ошибки, используя ряд техник, с которыми мы познакомимся далее.
А еще неудачи — не только часть процесса, но и лучший учитель. Нужно перестать считать их чем-то плохим, ведь это просто нейтральное (хотя и не предпочитаемое). Вместо того чтобы казнить себя за каждую ошибку, подумайте, какого прогресса вы добились.
Прощение не означает отказа от ответственности или игнорирования ошибок. Нужно просто учиться на своих ошибках, и вовсе не обязательно при этом испытывать душевные страдания.
Сохраняя спокойствие, мы сможем сконцентрироваться на том, как исправить ситуацию.
Стоики рассказывали о своих ошибках и о том, как они исправляли их: ответственно, но без стыда. Они напоминали, что жизнь можно в любой момент начать с чистого листа.
Принципы стоиков справедливы всегда, даже если вы сбились с пути. Всегда можно вернуться к ним и начать сначала.
Смотрите на неудачи как на способ выявления своих слабых мест, того, в чем нужно совершенствоваться. Используйте эти новые знания, чтобы скорректировать свое поведение. Вернитесь к целям, вспомните, почему они важны для вас.
Допустим, однажды вечером вы пришли домой с работы, не нашли, из чего приготовить полезный ужин, и поэтому заказали пиццу. Похудеть это не поможет, но и концом света не станет. Вместо того чтобы чувствовать себя виноватым, подумайте, почему это случилось. В чем ваша главная ошибка? Плохая подготовка. Что можно сделать, чтобы свести к минимуму риск повторения этой ситуации? Планировать рацион на неделю и заранее покупать продукты. Результат — 0% вины, 100% ответственности.
Меняться трудно даже тогда, когда все идет по плану, и тем более трудно, когда все идет не так: проблемы на работе, разрыв отношений, травма, болезнь.
Именно в такие тяжелые времена высока потребность в хорошей жизненной философии. Рассмотрим ряд уроков стоиков, которые помогут вам не только справиться с проблемными ситуациями, но и выйти из них победителем.
Примите реальность
Первый шаг — это принять действительность, объективно оценив ситуацию. Сохраняйте спокойствие и поймите — что бы с вами ни произошло, с какой бы трудностью вы ни столкнулись, это нормально. Многие прошли через это, и нет никакого смысла жаловаться на то, что происходит постоянно. В конце концов, все внешнее — это нейтральное и мы не должны позволять ему отрицательно влиять на нас. Трудности — это непредпочитаемое нейтральное, которого мы стараемся избегать, но принимаем, когда оно случается.
Марк Аврелий говорил, что желание прожить жизнь без невзгод — это все равно что желание видеть только зеленый цвет. Как глаз способен воспринять целый спектр цветов, так и мы должны воспринимать весь спектр жизненного опыта.
Невозможно прожить жизнь, не испытывая боли или гнева, это естественные реакции, которыми нельзя управлять. Но мы должны немедленно использовать инструменты эмоционального регулирования, которые предлагают нам стоики, чтобы остановить спираль негативизма.
Эти эмоции и действия, которые они обычно вызывают, зачастую вредят нам больше, чем изначальное событие.
По большому счету, приняв плохое решение под воздействием эмоциональной реакции, вы обретете еще больше проблем. Если, проколов колесо по пути на работу, вы расстроитесь и из-за этого плохо проведете презентацию, виноваты будете вы, а не шина.
Мы часто расстраиваемся из-за событий, которые в долгосрочной перспективе не имеют никакого значения. Вместо того чтобы злиться, нужно просто принять и забыть их.
Чтобы суметь принять, нужно научиться противостоять искушению начать винить кого-то. После нежелательного события мы обычно начинаем искать его причину и обвинять всех, включая себя: если бы он не то…, если бы я не это…
Помните, что чувство вины рождает гнев, одну из самых разрушительных эмоций. Извлекайте уроки из своих ошибок и ошибок других, но не мучайте себя прошлым.
Вдобавок нужно понимать, что счастье в большей степени зависит от нашего душевного состояния, чем от того, что происходит с нами. Мы часто ставим условия для счастья: «Я буду счастлив, когда решу эту проблему». Вряд ли. Когда вы решите эту проблему, возникнут другие.
Жизнь — это череда проблем. Для стоика счастье идет изнутри, оно не зависит ни от чего внешнего. Нужно достигать спокойствия в неидеальном настоящем.
Выражая разочарование, мы высвобождаем эмоции, но это не решает проблему и не приносит улучшения. По сути, наши жалобы только ухудшают ситуацию. Вы только зря тратите энергию, которую можно было бы использовать.
Взгляните на мир под другим углом
Стоики умели взглянуть на вещи с разных сторон и старались найти наиболее подходящий ракурс. Они предлагали ряд подходов, улучшающих наши представления о вещах.
Прежде всего стоики напоминали о незначительности нашего существования, о том, что наша планета — лишь крупица в масштабах вселенной, а мы сами — песчинки на этой планете. Им нравилось размышлять о быстротечности всего сущего и о том, как одни поколения сменяют другие. Как ни странно, именно незначительность уменьшает наши проблемы. Что бы ни мучило нас, в конечном счете оно не имеет никакого значения. Попробуйте представить, будет ли ваша сегодняшняя проблема так же мучить вас через 10 дней, 10 месяцев, 10 лет.
Если через 10 лет это уже не будет важно, можно перестать переживать уже сейчас. Эта проекция во времени может ослабить ощущение приближающейся катастрофы.
Также стоики предлагали рассматривать проблемы как способ оттачивания философии. Сталкиваясь с новой проблемой, попробуйте применить к ней свою философию. Большинство беспокоящих нас вещей незначительны: опоздали на встречу, разбили стакан, пролили молоко, сломалась машина… В случае с каждой мелкой проблемой пытайтесь отыскать связь между стимулом и реакцией, снижая отрицательный эффект событий. Считайте, что это плата за развитие вашей способности противостоять неприятностям. Научившись справляться с маленькими проблемами, вы сумеете преодолевать и серьезные трудности, когда они встретятся на пути.
Еще одна рекомендация стоиков по преодолению трудностей — представить, как бы мы реагировали, случись такое с кем-то другим. Когда события случаются с другими, мы смотрим на них иначе. Когда это происходит не с тобой, проще быть объективным. Подумайте, как бы вы отреагировали в этом случае, и возьмите эту реакцию на вооружение.
Подумайте также, существует ли проблема прямо сейчас. Если вы не испытываете физическую боль, то прямо сейчас все в порядке.
Многое из того, в чем мы видим проблемы, — на самом деле просто страхи, связанные с тем, что может случиться через несколько минут или через несколько лет. Тревожьтесь о проблемах по мере их возникновения.
Если же вы страдаете от физической боли, то у стоиков есть стратегии, позволяющие отстраниться от нее. Марк Аврелий страдал от приступов боли и рассказывал в письмах о приемах, которые помогают справиться с ними.
Например, он представлял, что боль ограничена определенной частью тела, и старался не думать о ней как о чем-то всеобъемлющем. Также он делил время на маленькие отрезки и убеждал себя, что в каждое мгновение нужно потерпеть лишь немного, ведь рано или поздно боль пройдет. Он понимал, что природа никогда бы не создала такой боли, которую разум не способен вынести.
Эпиктет сильно хромал из-за жестокого обращения, когда был рабом. Но он не тратил время на размышления об увечье и о боли, связанной с ним. «Хромота — недостаток ног, а не разума», — говорил он и принимал ее как то, что ему неподвластно. Он знал, что, думая о боли, мы лишь усиливаем ее.
Боль и все остальные проблемы нужно отделить от самого себя. Мы же часто сваливаем все тревоги и боли в один котел, что приводит к полному душевному раздраю и позволяет проблемам из одной сферы жизни проникать в остальные. Чтобы избежать этого, мы должны применять принцип «разделяй и властвуй». Оцените свои проблемы одну за одной и наметьте решения для каждой из них.
Мы гораздо сильнее, чем нам кажется. Природа подготовила нас к великим трудностям, но мы должны поверить в свои способности. Стоики считали разум великим огнем, поддерживать который может что угодно.
Даже в минуты отчаяния вы должны верить в свою способность преодолеть препятствие. Подумайте о тех людях, которые прошли через такое же и справились. Они ничем не отличаются от вас. Но, кроме веры в себя, вы должны также планировать действия.
Что конкретно вы можете сделать для улучшения ситуации? Кто был в таком же положении и может помочь вам в этом процессе?
Чем скорее вы перейдете от жалости к себе к действиям, тем скорее избавитесь от отрицательных эмоций. Утверждение о том, что вы можете справиться с неприятностями, это не самообман. Если ситуация совсем плоха, признайте это, но не впадайте в отчаяние.
Американец Джеймс Стокдейл был пилотом во время Вьетнамской войны и много лет изучал стоицизм. Его самолет сбили 9 сентября 1965 года; спускаясь на парашюте, он думал: «Я покидаю мир технологий, чтобы оказаться в мире Эпиктета». Семь лет ему пришлось провести в военной тюрьме и терпеть постоянные унижения и пытки. Благодаря своей философии Стокдейл не только выдержал пытки, но и стал лидером лагеря, вдохновив тысячи заключенных. Десятилетия спустя, будучи свободным человеком, он утверждал, что больше всего в лагере страдали оптимисты, те, кто надеялся, что их отпустят до Рождества, до лета или до какого-нибудь другого момента. Когда их ожидания не оправдывались, они впадали в отчаяние. Лучше всего держались те, кто фокусировался на том, как прожить еще один день.
Примите ситуацию, какой бы сложной она ни была, но поверьте также в свою способность преодолеть ее. Храните надежду, просто справляйтесь с проблемами день за днем, не важно, сколько времени это займет — месяц, год или десятилетие.