Разобраться • 20 ноября 2024
Кейс: как получить нулевую текучку за 2 года на примере отдела дизайна
Кейс: как получить нулевую текучку за 2 года на примере отдела дизайна
Текст: Дарья Бучакова, дизайн-директор маркетплейса Flowwow
Фото: Evie S., Unsplash
Есть мнение, что дизайнеры, как и другие digital-специалисты, часто меняют работу. Они выгорают от однотипных задач, рутины или же «вырастают» и ищут компанию с новыми проектами и более высокой зарплатой. Как не допустить текучку кадров в сферах, связанных с творчеством, разобралась для Inc. дизайн-директор маркетплейса Flowwow Дарья Бучакова.
Дарья работает в дизайне восемь лет, из них ― более трех в Flowwow. За это время она прошла путь от начинающего специалиста до директора департамента в компании и два года назад начала активный наем. Сегодня в ее дизайн-команде пять направлений, 30 сотрудников и ни одного заявления на увольнение за все время. У этого феномена есть несколько закономерностей.
Сотрудники продуктивны, счастливы и не хотят увольняться, прежде всего если им нравится работать друг с другом. Первый шаг в создании команды с минимальной текучкой ― на этапе собеседования убедиться, что человек легко вольется в коллектив.
Адаптация в новой команде ― это всегда стресс, большие объемы информации и страх сделать что-то не так. Облегчить процесс помогает онбординг, и для дизайнеров он в особенности должен быть интерактивным и вовлекающим. Дело в том, что в этой профессии почти все ― визуалы по типу восприятия. Презентации с графикой и мемами дизайнеров вовлекают больше, чем сухие таблицы и гайды.
Главная задача онбординга ― показать человеку, что все ему рады. В Flowwow дизайнера постепенно погружают в правила и формальности компании, всегда начиная знакомство с дружелюбного приветствия ― онлайн-экскурсии по офису. На первом звонке новичок может застесняться, поэтому вдогонку компания отправляет ему презентацию о коллегах по мотивам сериала «Офис».
Без чек-листов и описания процессов никуда. Они тоже есть, но с допустимой дозой неформальности.
Сотрудники проводят на работе большую часть дня, и важно наполнить это время не только новыми задачами, но и положительными эмоциями. С этим помогает неформальное общение ― организуйте для коллег место отдыха, где они могут обсуждать что-то помимо работы. Начать можно с самого простого ― с онлайн-чата.
Например, в Flowwow сразу после знакомства новому сотруднику дают ссылку на Telegram-чат, куда можно прислать мем, поделиться своей болью или просто написать, чтобы пообщаться. Причем, если кто-то решит уйти из компании, сотрудника не обязательно удаляют из беседы.
Неформальное общение может пойти на пользу, например, во время генерации идей. В Flowwow дизайнеры из разных направлений вместе организуют мозговые штурмы, чтобы эффективнее решать задачи в сложных проектах. Сотрудники шутят и общаются, а в результате находят ответ на тот или иной вопрос. Важно в этом процессе показать, что руководитель не строгий надзиратель, а коллега ― просто с другим функционалом. Так, в главном офисе маркетплейса «живет» картонная копия руководительницы (Дарьи Бучаковой. — Прим. ред.) ростом в 180 см, которую часто приносят на общие созвоны и брейнштормы. Она неплохо разряжает обстановку и позволяет всем расслабиться в сложные моменты.
Не так давно компания запустила масштабный ребрендинг. Для дизайнеров это был не самый простой период. В момент работы над такими проектами концентрация внимания зашкаливает, а нагрузка увеличивается. Команде удалось пройти через это безболезненно, и в этом помогло правило: постоянно быть на связи, благодарить друг друга и помогать. Руководство лично давало коллегам обратную связь, советовалась с ними, включало их в процесс и на общих встречах всегда подчеркивало роль каждого. Любой, в том числе и тот, кто не работал над ребрендингом, мог сказать, что ему не нравится. Это давало поддержку и понимание важности каждого.
У дизайнера должен быть свой профиль, который поможет ему держать фокус на задачах. Даже в рамках одного направления полезно выделять узкий вектор, например рынок B2C или B2B. Специалист делает свою работу лучше и быстрее, когда сосредоточен на конкретной задаче и знает ее со всех сторон.
Бывает, что сотрудник устает от похожих задач. На этот случай полезно вводить еженедельные встречи, на которых каждый может рассказать о своей загрузке, проявить инициативу или предложить себя в других проектах. Важно просить работников всегда говорить честно, стараться прислушиваться к их замечаниям и советам. Нельзя упираться в стереотип «дизайнер = исполнитель», ведь этот специалист не просто рисует картинку по ТЗ. Он имеет свою экспертизу, чаще всего понимает задачу лучше и может делать процессы в компании эффективнее.
Для дизайнера абсолютно нормально предложить себя для другой роли в команде. Все пять направлений в дизайнерском департаменте Flowwow появились из внутренней мотивации коллектива предлагать что-то новое, решать задачи и расширять свою зону ответственности.
Дизайнерский мозг сильно нагружен. Он постоянно обрабатывает огромное количество разнообразного визуала, и без периодической разрядки рутина победит и начнется выгорание. Рестарт можно организовывать по-разному: давать кардинально другие задачи, отправлять в отпуск или на обучение. Начать можно с малого: провести внутренние воркшопы для сотрудников. Например, кто-то из коллег научился работать с генерацией изображений в нейросети Midjourney или прочитал классную книгу об UX-дизайне. Отлично, пускай расскажет об этом коллегами за чашкой чая на онлайн-звонке!
Но особенно хорошо работают программы, которые развивают дизайнера в смежных сферах. Например, курс в «Британской высшей школе дизайна» по креативным подходам в бизнесе. Он о том, как создавать визуал, который принесет пользу клиентам и компании. Сюда же можно отнести курсы по ораторскому мастерству. Часто кажется, что дизайнер ― это человек, который тихонько себе рисует макеты. Но ему, так же как и маркетологу, важно аргументировать и продавать свою идею, и здесь без софт-скилз не обойтись.
Дизайн ― это не та сфера, где от выбора неверного цвета в логотипе произойдет катастрофа. Важно давать человеку свободу, разрешить ошибаться и накапливать свой опыт. Откажитесь от привычки заходить в задачи сотрудников, проверять их работу и исправлять ошибки. У многих начинающих руководителей есть соблазн контролировать все процессы, чтобы сохранять качество. Но у этого решения есть одно плохое последствие ― люди начнут делать все однотипно и перестанут проявлять инициативу.
Если ошибка очевидна и ее невозможно обойти, лучше задать универсальный вопрос, а что думаешь, если… ― и предложить что-то переместить и изменить. Всегда важно выбирать совещательный, а не назидательный тон. Руководитель тоже может ошибаться, и важно давать возможность дизайнеру высказать свое видение.
То же касается и работы с правками от заказчиков. Необходимо научить команду вдумчиво работать с комментариями. Любую правку заказчика нужно сначала сверить с ТЗ и, если что-то действительно не учтено, ― исправить. В остальных случаях нужно задавать вопросы, ведь дизайнер не просто исполнитель, но и соавтор решений.
Всем, кто сейчас начинает формировать свой департамент, следует заложить в голове план развития на ближайшие два-три года. Оцените, сколько задач есть сейчас и как сильно они умножатся, когда компания вырастет. Временами в вашем отделе будет все меняться, а направления ― расширяться. И важно в этом потоке новых процессов и идей сохранить намеченную структуру ― нанимать дизайнеров, которые ускорят процессы и разделят нагрузку коллег, а не наоборот. Из такого отдела не захочется увольняться.