Если вы хотите выучить иностранный язык или усвоить сложную тему, попробуйте потренировать свою память с помощью флэш-карточек. Этим методом поделился исследователь фонда Y Combinator Майкл Нильсен (он еще и автор книг на такие сложные и запутанные темы, как квантовые вычисления и нейронные сети). Его советы быстро набрали популярность среди стартаперов Кремниевой долины. Рассказываем об этом методе подробнее.
Впервые Нильсен стал использовать флэш-карточки два года назад (он использовал приложение Anki, но существует множество других вариантов). С тех пор ему удалось освоить информацию с более чем 9 тысяч карточек, которые он просматривал, параллельно занимаясь будничными делами: стоя в очереди за кофе или находясь в транспорте. По словам Нильсена, каждый день на просмотр карточек у него уходит в общей сложности около 20 минут.
Результаты впечатляют. Майкл пользовался карточками, когда хотел понять принцип работы искусственного интеллекта в логической настольной игре Го на примере программы AlphaGo — вещь не из простых. Он по несколько раз читал одну и ту же статью, а затем выносил важные для понимания отрывки на карточки и просматривал их до тех пор, пока не усваивал материал полностью. Таким же способом он запомнил содержание небольшой книги.
Нильсен прибегает к этому методу, когда нужно запомнить ориентиры и места в районах, где он бывает нечасто. Исследователь уверяет, что единожды выученная по флэш-карточкам информация остается в памяти навсегда.
Задавайте правильные вопросы
Правила Нильсена просты: если какое-то знание поможет ему сэкономить в будущем 5 минут — стоит записать это на карточку. Потому что в целом на заучивание материала таким образом уйдет примерно столько же времени. «Просмотр карточки не займет и пяти минут, а информация останется в памяти надолго, то есть нужны считанные минуты, чтобы запомнить что-то навсегда», — утверждает Нильсен.
Почему этот метод эффективен и подойдет всем? Повторение по карточкам задействует несколько значимых аспектов работы мозга, а именно:
Повторение с перерывами. Нильсен уверен, что именно благодаря нормированию он преуспел в освоении материала. Исследования много раз подтверждали: мы лучше воспринимаем информацию, когда не просто повторяем ее, а рассчитываем время для отдыха между занятиями и даем мозгу возможность обработать данные.
Например, у того, кто впервые решит прокатиться на гироскутере, поначалу, скорее всего, не будет никакой уверенности в движениях. Но стоит лишь взять 15-минутный перерыв и снова вернуться к делу, как мозг тут же адаптируется к ситуации и систематизирует опыт первого «заезда». Внезапно управление этим сложным транспортным средством может превратиться в довольно простое занятие.
Повторение помогает удержать информацию в памяти, а повторение с перерывами дает мозгу время ее усвоить. Эта полезная комбинация помогает выучить и запомнить данные почти любого типа.
Активное вспоминание. Лучше, чтобы на верхней стороне карточки был вопрос, а на оборотной — ответ (если вы пользуете приложением, он может быть скрыт). И не торопитесь ее переворачивать! Когда вы читаете вопрос — делаете мысленное усилие, чтобы вспомнить ответ, и только потом смотрите на оборотную сторону карточки.
То усилие, с которыми вы копаетесь в собственной памяти, и есть активное вспоминание. Оно способствует обучению куда больше, чем простое чтение текста или выбор предложенных ответов в тесте.
Метапознание. Так называют процесс размышления о познании, который тоже способствует лучшему усвоению материала (доказано исследованиями). В описании к приложению Brainscape говорится: заучивая что-то по флэш-карточкам и проверяя ответы, мы постоянно задаемся вопросом, насколько близки были к записанному на обороте. Знали мы это или просто угадали?
Попытка понять, откуда нам известен правильный ответ — тоже форма метапознания, которая помогает знанию укорениться в памяти. И это еще одна причина начать пользоваться карточками для изучения всего, что вам до этого не давалось.
В одном из твитов Нильсен пишет, что флэш-карточки «систематизируют память и не дают ей работать по принципу случайного знания». Сейчас он уверен, что может легко заучить необходимый материал. «Теперь запомнить что-то — лишь вопрос выбора», — написал Майкл.