Разобраться • 08 декабря 2021
5 ошибок CEO SETTERS EDUCATION
Александры Жарковой
5 ошибок CEO SETTERS EDUCATION Александры Жарковой
Текст: Наталия Владимирова
Иллюстрации: Любовь Дронова
Александра Жаркова создала вместе с друзьями креативное агентство SETTERS в 2015 году, практически сразу после выпуска из университета. В 2016 году из агентства вырос образовательный проект SETTERS EDUCATION — курсы в сфере маркетинга, коммуникаций, менеджмента и креативных индустрий, а также конференция «КОЛЛЕГИ», «SE Лекторий», блог SETTERS EDUCATION. За пять лет существования проекта его студентами стали более 26 тыс. человек. В 2020 году выручка составила 45 млн руб. Среди корпоративных клиентов — «МТС», Audi, L’oreal, «КРОК», «Ростелеком», Pernod Ricard Rouss, Leroy Merlin. Как и любой молодой предприниматель, Жаркова строила бизнес методом проб и ошибок. О пяти из них она рассказала Inc. Russia.
1
1
Потратила 1,5 млн рублей на ремонт офиса
Компания очень быстро растет, поэтому мы часто меняем офисы — нигде не задерживались дольше 10 месяцев. В конце 2019 года очередной офис (350 кв.м) в Санкт-Петербурге стал нам мал, мы решили взять помещение на вырост, потому что надоели постоянные переезды: пытаешься навести уют, но мысль о том, что мы скоро отсюда уедем, не дает создать классную атмосферу.
Всю осень компания искала тот самый офис — в Петербурге с этим не так просто, — нашли очень крутое помещение 1,1 тыс. кв. м. Мы думали, что EDUCATION будет развиваться офлайн, то есть нам понадобятся лекторий, переговорки. Переехали в офис в начале декабря и начали ремонт. Были планы закончить его за первую половину 2020 года, но случилась пандемия, все ремонтные работы заморозились. Вернулись к ним мы только сейчас.
За эти полтора года много что изменилось, появился бренд re-feel, образовательный проект перешел в онлайн, лекторий стал не нужен. Сейчас мы все ломаем и перестраиваем заново, потому что планировка стала не актуальной. Мы потратили 1,5 млн руб. на ремонт впустую, еще и оплатили четыре месяца простоя, хоть и со скидкой, но вышло около 3,5 млн руб. От помещения все же решили не отказываться, потому что — возможно, это покажется глупым — верим, что все вернется.
2
2
Запустила магазин мерча, не рассчитав рентабельность
В конце 2018 года мы решили попробовать сделать собственный магазин. SETTERS EDUCATION тогда работал офлайн, и мы делали для студентов разный мерч — стикеры, ручки и другие брендированные штуки. Этот мерч очень всем нравился, и мне постоянно писали в директ с вопросами, где это можно купить. У меня возникла гипотеза, что собственный магазин может стать классной площадкой для коллабораций с брендами.
Так мы запустили свою линейку мерча, не подумав о рентабельности. Каждый выделял на офлайн-точку свое свободное время, поэтому процесс запуска затянулся на целых полгода. Мы тогда еще не умели учитывать стоимость внутренних часов работы сотрудников, которые были вовлечены в этот проект, а ведь все было сделано in house — сайт, дизайн, копирайтинг. Когда мы решили посчитать себестоимость, у нас упала челюсть.
Мы запустились, многое раскупили, но проект требовал больших трудовых и денежных вложений и не приносил достаточно прибыли и мы от него отказались. У нас есть планы перезапустить магазин в будущем, с того момента прошло 2,5 года, появился опыт.
3
3
Не проводила границу между личным и рабочим
В первые годы я очень сильно привязывалась к людям и не умела проводить границу между рабочим и личным. Тогда казалось, придя в SETTERS однажды, все будут работать всю свою жизнь, ведь у нас так классно. Если человек принимал решение уходить, я принимала это слишком близко к сердцу, тратила на это лишние эмоции, переживала.
Это влияло на мое самоощущение и ресурс как руководителя. Сейчас, как и в любой другой компании, у нас есть текучка, люди уходят в здоровом режиме. Я понимаю, что мы все взрослые люди и несем ответственность за свою жизнь и никто не подписывался работать в одной компании вечно.
4
4
Пыталась играть в крупную корпорацию и наняла директора по маркетингу. Даже двух
Мы решили, что нам надо играть по правилам крупных компаний, таких как Skillbox, Geekbrains. Мне казалось, что мы с ними на одном уровне, но при этом у нас нет директора по маркетингу. Этот эксперимент занял девять месяцев, у нас сменились два директора. Мы ожидали, что кто-то придет и что-то радикально изменит. Это в корне неверно. К изменениям должна быть готова вся команда, один человек не может закрыть все дырки и сделать так, чтобы все заработало.
Помимо выплаченных окладов этим кандидатам, мы заплатили гораздо более высокую цену, которая включает в себя часы сотрудников, которые пытались выстроить коммуникацию с новым человеком, — все проектные команды, собрания, бесконечные созвоны. В итоге мы отказались от директора по маркетингу, потому что поняли, что это не наш масштаб. Мы — не корпорация, и в этом наша сила, мы можем быть быстрее, гибче, меняться без долгих согласований, плотно работать с нашим комьюнити. А наш объем работы прекрасно закрывает маркетинг-команда.
5
5
Ждала от всех развития
Мне долгое время казалось, что все должны к чему-то стремиться и хотеть расти. Если не развиваешься — с тобой что-то не так. Мой подход влиял на атмосферу в компании. Я реагировала очень резко: «Почему это ты не хочешь этому учиться? Почему не хочешь попробовать взять на себя больше ответственности?» Ставила галочки, выносила суждения.
Несколько лет назад я поняла, что есть огромное количество людей, которым нормально там, где они есть, и их нельзя за это винить. Не все хотят побеждать и к чему-то стремиться.
Сейчас у меня гораздо больше эмпатии, я пытаюсь понять человека. Я пришла к выводу, что люди, которые выстроили себе комфортные границы, могут делать свою работу отлично и гарантировать качество.
Мы самостоятельно несколько лет делали in house нашу конференцию «КОЛЛЕГИ». Но в этом году решили нанять подрядчика. Мы думали, что мы расскажем, что надо делать, они все сделают, мы заплатим. Все красиво и здорово, мы разгрузим время и займемся другими задачами. Мы нашли клевых ребят, но произошел полный рассинхрон в ожиданиях и в темпе работы. У нас оказался разный подход. Спустя два месяца нам пришлось расстаться с контрагентами и заняться организацией конференции самим.
Прочитайте также