Менторство — очень распространённая в мире предпринимателей практика, которая в последнее время набирает популярность и в России. Но найти своего бизнес-наставника — особенно в России — не так-то просто. Выясняется: чтобы найти ментора, надо, чтобы у вас уже был хотя бы один ментор, который познакомит вас с другими. В вышедшей недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» книге «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень» Александр Кравцов, работающий с топ-менеджерами крупных компаний, рассказывает, зачем предпринимателю нужны наставники и где их искать. Inc. публикует отрывок.
На вопрос «где найти ментора» Google выдает более 600 тыс. ссылок с рекомендациями. Существуют десятки ресурсов, которые обещают помочь вам найти подходящего ментора. Или даже подобрать ментора в соответствии с вашими запросами. Нельзя сказать, что они совершенно бесполезны. Популярное приложение для знакомств Tinder зарабатывает сотни миллионов долларов ежегодно. Если через посредников можно найти даже пару для создания семьи, разве такой подход не сработает в поиске ментора? Сработает. Но, как и в случае со знакомствами в Tinder, — только для определённых людей и только в достаточно узком сегменте запросов.
Ни один сервис не сможет решить задачу, для которой, собственно, и нужен ментор, — построить вертикальную связь. Никто не сделает это за вас.
Существует пять основных сценариев, при помощи которых можно решить эту задачу. Успех может принести любой из них. Но реализация каждого последующего требует все бóльших усилий, при этом шансов на успех с каждым разом становится все меньше. Поэтому переходите к следующему сценарию, только если уверены, что полностью исчерпали все возможности предыдущего.
Сценарий 1
Обратитесь к ментору
Чем выше поднимается человек в социальной пирамиде, тем более прочные барьеры выстраивает, чтобы отделиться от нижних уровней. Но и сам сталкивается с возрастающими трудностями при подъёме. Но движение вверх состоит именно в том, чтобы пробивать эти барьеры, строить вертикальные связи. Чем больше таких связей, тем быстрее происходит подъём.
Вертикальные связи — это тросы, на которых перемещается социальный лифт. Самостоятельно пробить этот барьер снизу трудно, особенно если действовать напролом. Но барьер легко пробивается в направлении сверху вниз — достаточно только захотеть. Вопрос лишь в том, чтобы это желание вызвать. Поэтому лучше всего искать ментора, когда у вас уже есть ментор.
Ментор по определению находится на более высоком уровне пирамиды, и как минимум одна вертикальная связь у вас уже есть. Само её наличие существенно облегчает вам самостоятельное построение новых связей: статус и репутация ментора помогут вам, даже если он не выступает в качестве активного «донора» нового контакта. Но лучше всего — если ментор принимает активное и деятельное участие в поиске для вас нужного человека.
В этом случае решается сразу несколько задач. Во-первых, с высоты своего опыта он видит, кто нужен именно вам, чтобы двигаться дальше. Во-вторых, его стратегический нетворк значительно шире и качественнее вашего. Следовательно, поиск подходящих кандидатур происходит намного быстрее и легче. В-третьих, ментор выступает своего рода «спонсором» вашей связи, вкладывая в неё своё влияние и репутацию. В результате связь устанавливается быстрее и становится прочнее. Наконец, если следующего (или дополнительного) ментора вам подбирает нынешний, очевидно, он постарается избежать конфликта интересов. А это позволит вам сохранить продуктивные и рабочие отношения или безболезненно расстаться, если они исчерпали себя.
У описанной тактики есть своего рода ограничение. Контакты, которые вы можете получить от своего ментора, как правило, представляют уровень ментора или ещё более низкий. Соответственно, задача, для которой данная тактика наиболее эффективна, — это формирование пула менторов, «персонального совета директоров». Получить кого-то, качественно превосходящего вашего наставника, таким образом не удастся. Тем не менее наличие такого «совета наставников», у каждого из которых своя сфера компетенций, может быть столь же мощным инструментом вашего роста, как и ментор более высокого уровня. Дело не только в том, что рост существенно ускоряется. Развиваясь сразу по нескольким направлениям, вы увеличиваете свой потенциал и становитесь более привлекательны как ученик. В том числе для наставников и покровителей более высокого уровня.
Чем быстрее вы растёте, тем больше ваша привлекательность в качестве ученика. Таким образом, если вы хотите обзавестись новым ментором, то наиболее простая, комфортная и эффективная тактика — обратиться к ментору, с которым вы работаете в данный момент.
Нетрудно заметить, что у этого способа есть один, но весьма существенный недостаток. Для того чтобы он сработал, у вас должен быть хотя бы один ментор. Проблема в том, что у большинства людей их нет вообще. Тем не менее я считаю необходимым сказать о менторе — чтобы вы знали, что делать, когда он у вас появится. Кроме того, не исключено, что ментор у вас все-таки есть, но вы пока этого не осознаёте.
Проанализируйте своё окружение: возможно, в нём есть люди, в отношении которых верны отмеченные выше критерии — превосходство и близость. Вам нужен тот, кто обладает существенно более высоким статусом: находится на более высокой ступени карьерной лестницы или на более высоком уровне мастерства в целевой сфере деятельности, имеет авторитет и влияние в социальной группе или сообществе, в которое вы стремитесь попасть, и т. д. При этом между вами есть доверие: вы оба готовы вкладываться в поддержание этой связи, не ожидая немедленного и эквивалентного возмещения. Поздравляю вас, если в вашем окружении найдётся хотя бы один такой человек. Вы в шаге от победы.
Сценарий 2
Создайте близость
Найти в вашем списке контактов тех, кто удовлетворяет хотя бы первому критерию ментора — превосходству, не так уж и трудно. Подлинную трудность составляет второй критерий — близость. Контакт — это ещё не связь. Связь — это ещё не близость.
Допустим, в вашем окружении есть люди, чей статус существенно превосходит ваш. У вас пока нет с ними близких, доверительных отношений, но вы регулярно контактируете. Контекст при этом не имеет большого значения. Главное — это происходит регулярно. Иными словами, у вас есть связь, но нет близости. Прежде всего составьте список таких людей. Затем ответьте на важный вопрос: с кем из них вам хочется сблизиться? Не «нужно». Не «целесообразно». Не «полезно». Именно «хочется». Это важно. Близость базируется на эмоциональной связи, на «химии», а не на прагматических соображениях. Чтобы возникла «химия», нужно желание хотя бы с одной стороны. Тогда есть шанс, что оно возникнет и у другой. Затем приступайте к сближению.
Наиболее эффективная стратегия в долгосрочной перспективе — «отдавать». Иными словами, «авансировать» ваши отношения. Конкретные способы могут быть разными, главное — придерживаться основополагающего принципа: отдавая, ведите себя так, будто вы уже сблизились.
1. Поддерживайте социальный контакт при любой возможности, но не будьте назойливы. — Проявляйте искренний интерес к человеку, но не будьте фамильярны.
2. Демонстрируйте уважение, но сохраняйте достоинство.
3. Оказывайте знаки внимания, но не переходите грань дозволенного.
4. Поддерживайте этого человека и помогайте в его делах, если это возможно и уместно.
Иными словами, демонстрируйте расположение и симпатию, но не нуждаемость. Нуждаемость — это демонстрация потребности, которая воспринимается как приглашение к сделке. Его можно принять или отвергнуть без каких-либо последствий. Это не создает взаимных обязательств. Демонстрация симпатии, напротив, создает моральную потребность ответить тем же. И если есть предпосылки к ответной симпатии, рано или поздно она возникает. Именно этот механизм лежит в основе формирования любых личных связей, которые базируются на близости: дружбы, любви и менторства. Но помните, что этого недостаточно.
Ваша задача — не только вызвать ответную симпатию, но и продемонстрировать, что вы подходите на роль протеже. Покажите, что умеете слушать и слышать. Что можете понять и принять услышанное. И, наконец, что умеете применять полученные знания. Проще говоря, покажите, что этот человек уже является вашим ментором.
Итак, ваши победные шаги в этом сценарии таковы:
1. Выявить потенциальных менторов — найти в своём окружении тех, кто обладает стратегическим превосходством и с кем вы регулярно общаетесь.
2. Произвести сближение путем авансирования отношений.
Сценарий 3
Установите контакт
Но что делать, если в вашем окружении нет людей, которые подходят на роль ментора? Или есть, но сблизиться с ними не получилось? Ваша стратегия в этом случае будет состоять из трёх последовательных ходов. Первый ход — проанализировать «дальний круг» вашего нетворка и выявить людей, которые обладают превосходством и могут быть интересны как потенциальные менторы, но с ними у вас нет регулярных контактов.
Если такие люди определены, переходите ко второму ходу — созданию формата регулярного общения. Проще всего организовать формальный контекст — деловой или профессиональный. Например, если вы работаете в одной организации, но не пересекаетесь по работе, то при желании без труда сделаете так, чтобы подобное пересечение возникло. Немного сложнее найти точки регулярного пересечения, если у вас совпадает сфера профессиональных интересов. Конференции, школы, курсы, клубы, профессиональные объединения — практически в любой сфере немало соответствующих возможностей. Но с точки зрения вашей конечной цели — достижения близости — формальные отношения недостаточно эффективны.
Этика формальных отношений предусматривает сохранение дистанции, что противоречит идее близости. Более серьёзный недостаток заключается в том, что, оставаясь в рамках предписанных социальных ролей, сложно узнать человека как личность. Учитывая, что в какой-то момент формальные отношения всё равно придется переводить в неформальные, могут возникнуть большие проблемы. Можно запросто испортить формальные отношения, так и не построив неформальные. Или построить, но лишь для того, чтобы понять, что вы ошиблись в человеке.
Именно поэтому наилучшая тактика — сразу строить неформальные отношения. В этом случае вы основываетесь на общих интересах и увлечениях, что не только минимизирует риск перехода ваших отношений в формат «сделки», но и позволяет быстрее получить максимально полное представление о личности вашего партнёра. Если вам удалось наладить регулярное общение, следующая задача — узнать человека лучше и ответить на три ключевых вопроса:
1. Этот человек действительно обладает стратегическим превосходством в интересующей вас сфере? Или хотя бы в какой-то другой близкой сфере? Иными словами, не ошиблись ли вы в своей оценке уровня потенциального кандидата в менторы?
2. Существует ли возможность сближения?
3. И самый важный вопрос: хотите ли вы с ним сближаться? Есть ли в этом не только целесообразность, но и желание?
Если ответ положительный, делайте третий ход — переходите к достижению близости. Итак, вам нужно сделать три шага:
1. Проанализировать ваш дальний круг, выявить тех, кто обладает стратегическим превосходством, но с кем у вас нет регулярного контакта.
2. Если такие люди найдутся — установить с ними контакт и задать формат регулярного общения.
3. Если получилось — произвести сближение, авансируя отношения.
Сценарий 4
Чужой ментор
Стартовые позиции, которые мы рассматривали выше, исходили из допущения, что в вашем окружении есть люди, которые обладают первым критерием ментора — стратегическим превосходством. Это небезосновательное допущение. Ситуации, когда вы не знаете ни одного такого человека, имеют, скорее, теоретический характер. Кто-то обязательно найдётся. Другое дело, что их наличие ещё не гарантирует результата. Сколько бы ни было потенциальных кандидатов, всегда есть вероятность, что ни один из них не подойдёт вам в качестве ментора. Или подойдёт, но не понравится. Или понравится, но результат ваших попыток сблизиться окажется отрицательным. Можно ли что-то сделать в этом случае?
Данная стартовая позиция является, пожалуй, самой сложной. Но и она далеко не безнадежна. Четвёртый сценарий опирается на тех, с кем у вас есть близость, но у кого нет превосходства над вами. Если в вашем окружении нет людей, обладающих стратегическим превосходством, или ни один из них не может быть вашим ментором, остается обратиться к тем, кто находится с вами на одном уровне. В первую очередь к тем, кто демонстрирует высокие темпы роста. Разумеется, сами они не могут быть вашими менторами. Но не исключено, что менторы есть у них. Ваша задача — сделать так, чтобы их менторы стали и вашими.
Сложность в том, что придётся проанализировать гораздо большее количество людей, чем в вышеописанных сценариях. Предметом анализа в данном случае являются не сами люди, а их социальные связи и взаимоотношения, — это требует очень хорошей осведомлённости об их жизни. Стоит помнить также, что ментор — большая редкость, поэтому шансы встретить его в любом случае невелики. Даже если вы определите подходящих кандидатов, вам придётся решить две задачи — выстроить контекст регулярного общения и произвести сближение.
Правда, последний шаг будет сделать проще — поможет наличие общих знакомых, с которыми у вас обоих есть неформальные дружеские отношения.
Итак, вам нужно сделать четыре шага:
1. Проанализировать людей вашего круга и уровня — особенно тех, кто демонстрирует высокие темпы роста. Выяснить, нет ли у них менторов.
2. Если менторы есть — выяснить, подходят ли они вам.
3. Если подходят — выстроить формат регулярного общения.
4. Если получилось — произвести сближение.
Сценарий 5
«Мне повезёт!»
Увы, но может случиться так, что ни одна из описанных выше стратегий не принесёт результата. В этом случае «коротких» путей к ментору у вас больше нет. Придется пойти «длинным путем». Для начала необходимо провести, как говорят маркетологи, «холодный поиск» потенциальных менторов среди людей, которые пока находятся вне вашей жизни и вне вашего круга общения. Это самая лёгкая часть задачи.
Если вы не новичок в своём деле, вам наверняка известны имена лидеров — наиболее успешных, авторитетных и влиятельных персон в вашей нынешней или целевой сфере. Превосходство этих людей очевидно настолько, что конкуренция между вами исключена. Свяжитесь с ними — в мире Facebook и LinkedIn это решается в несколько кликов. Сложность в том, чтобы получить ответ. Тем более сделать этих людей частью своей жизни — задать формат регулярного общения. Тем не менее такой подход вполне может сработать, особенно если вы находитесь в начале пути, у вас много свободного времени и вам почти нечего терять. К этой тактике чаще всего прибегают стартаперы, осаждая бизнес-ангелов, инвесторов и IT-предпринимателей. Этому учат на тренингах и семинарах по менторству — как написать письмо, как лучше рассказать о себе, как правильно сформулировать запрос, чтобы повысить шансы на положительный ответ. Нет смысла повторять подобные советы — вы легко найдёте их сами на тематических ресурсах в интернете.
Только имейте в виду: обращаясь к тем, кто находится на пике успеха, известности и славы, вы вступаете в невидимую, но ожесточённую борьбу с десятками, если не сотнями таких же страждущих. Вместо этого попробуйте обратиться к тем, кто уже не находится в зените славы. Оптимальный вариант — если человек отошёл от дел от двух до четырёх лет назад. Такие люди уже пробыли в тени достаточно долго, и основной поток просителей, обращающихся с тактическими, краткосрочными задачами, скорее всего, уже схлынул. Но они не растеряли связи и не утратили влияния, поэтому способны помочь вам с решением стратегических задач. Получив возможность взглянуть на свой жизненный путь с некоторого расстояния, эти люди часто заново переосмысливают свой опыт и делают выводы. У них появляется потребность сохранить своё наследие — передать полученные знания и опыт дальше. Поэтому они отзовутся на ваше обращение гораздо охотнее и окажутся даже более эффективными менторами, чем те, кто ещё находится в фазе активного роста.
Этот путь менее сложный и трудоёмкий. Его главный недостаток — он длинный. Потребуется несколько лет, чтобы пройти его до конца. За это время многое может измениться — в вашей жизни, в сфере ваших интересов и в возможностях потенциального ментора.
В итоге вам нужно сделать пять ходов:
1. Проанализировать людей вне вашего круга знакомств, чтобы выявить тех, кто обладает превосходством, но прошёл пик славы 2–4 года назад.
2. Если такие люди найдутся — выяснить, подходят ли они вам.
3. Если подходят — познакомиться.
4. Если удалось познакомиться — выстроить с ними контекст регулярного общения.
5. Если общение налажено — произвести сближение.
Илон Маск и Питер Николсон
Илон Маск неоднократно публично заявлял, что у него не было менторов и он не верит в саму идею менторства. Вместо этого он окружает себя яркими и талантливыми людьми, которые помогают воплощать его многочисленные идеи. Маск дружит со многими известными предпринимателями Кремниевой долины и входит в знаменитую «мафию РаyPal» — неформальный клуб учредителей и сотрудников компании, многие из которых основали успешные предприятия и стали миллиардерами.
Но как минимум один ментор у Илона Маска всё-таки был. На рубеже 1980–1990-х годов будущий инноватор и миллиардер изучал физику в Университете Куинс в Канаде. Денег у студента-иностранца не хватало, поэтому Илон и его брат Кимбал активно искали способы заработать. Например, совершали холодные звонки с предложением встретиться и пообедать. Среди приглашённых были руководитель отдела маркетинга профессионального бейсбольного клуба Toronto Blue Jays, бизнес-обозреватель канадской ежедневной газеты Globe and Mail и топ-менеджер банка Nova Scotia Питер Николсон. Николсон, занимавший ранее высокие посты в правительстве Канады, пользовался репутацией инноватора. Он был впечатлён целеустремленностью братьев и согласился встретиться. Правда, понадобилось целых шесть месяцев, чтобы Николсон нашёл в своём календаре место для встречи, но братьев это не остановило.
Илон Маск произвел на Николсона благоприятное впечатление. Николсон, сам когда-то изучавший физику, оценил потенциал юноши. Вспоминая встречу с Маском, Николсон говорил: «Он был увлечён идеями, большими мечтами. При решении любых задач он стремился дойти до фундаментальных принципов. Мы проводили много времени, обсуждая различные загадки, физику, смысл жизни и суть Вселенной». Николсон предложил Маску летнюю подработку в банке с оплатой $14 в час и согласился помочь донести его идеи до руководства.
Одним из предложений Маска был проект по организации торговли ценными бумагами. Эшли Вэнс, автор биографии Маска, приводит его слова: «Это была величайшая возможность, но, похоже, никто её не видел». Николсон поддержал проект и помог представить его руководству банка. Правда, к разочарованию будущего миллиардера, его идею отвергли. Но это обстоятельство только подстегнуло Маска. Он понял, что в силу консерватизма банковской сферы в ней очень трудно внедрять инновации. Но существует колоссальная возможность, которой можно воспользоваться, если создать альтернативу традиционному банкингу. Он воплотил эту идею, запустив свой первый финансовый стартап Х.com в 1999 году. Через год он слился с проектом Confinity и превратился в PayPal — первое по-настоящему успешное детище Илона Маска.