Большинство руководителей компаний — очень умные люди, которым свойственно допускать нелепые ошибки. Когда бизнес терпит неудачу, обычно это связано с неправильными решениями тех самых очень умных людей.
Мой любимый пример — история Kodak, которая изобрела, а затем затормозила развитие технологии цифровой фотографии: руководители компании опасались, что инновация навредит профильному направлению бизнеса. В итоге компания Kodak разорилась. Есть еще Xerox, которая не сумела капитализироваться на одном из самых уникальных продуктов в истории — стационарном компьютере с графическим пользовательским интерфейсом. Да еще и позволила сотрудникам Apple посетить производство и скопировать технологию. Не мне вам говорить, чем всё закончилось.
Приятно и даже утешительно полагать, что руководители мировых компаний просто не обратили внимания на очевидные вещи. С нами такого точно не случится. Однако правда в том, что большинство руководителей — умные люди с крайне впечатляющим опытом, и на очевидные вещи они уж точно обращают внимание. Так что же с ними не так?
Сидни Финкельштейн, профессор Школы бизнеса Дартмутского колледжа, потратил на изучение этого вопроса шесть лет. Он с коллегами изучил 51 самый известный провал в мире бизнеса, опросив гендиректоров и работников всех уровней. Финкельштейн хотел понять внутреннюю кухню каждой компании, изучить мышление управленцев высшего звена и выяснить, что привело их к принятию решений, повлекших катастрофические последствия.
Команда профессора обнаружила, что плохие решения, принятые руководителями, иногда были сознательными, порой случайными, но всегда шли рука об руку с очевидной склонностью к гордыне.
Вот шесть общих качеств лидеров, стратегии которых изучал Финкельштейн:
-
Они считали себя — и свои компании — неуязвимыми
Нет ничего дурного в том, чтобы иметь амбициозные цели или здоровое чувство гордости, но эти руководители воспринимали успех как должное. Они были настолько очарованы своими идеями, что полагали, что конкуренты никогда за ними не угонятся, обстоятельства не изменятся, а проблемы никогда не возникнут. Эти оторванные от действительности ожидания делают провал неизбежным. Руководитель должен постоянно ставить под сомнение свое положение, особенно когда он на самой вершине.
-
Они не видели разницы между собой и компанией
Финкельштейн выяснил, что послужные списки управленцев были отличными, а сами они были одержимы имиджем своей компании. В результате они уделяли слишком много внимания тому, чтобы быть лицом бренда — в ущерб эффективному управлению самой компанией. Это приводило не просто к стагнации, но порождало мошенничество и коррупцию. Лидер, который воспринимает компанию как собственную, более склонен скрывать всё, что может запятнать ее репутацию, будь то низкие показатели или бракованная продукция.
-
Они считали себя умнее других
Многие умные руководители отлично знают, насколько они умны. Они настолько поглощены своим умом, что отказываются от помощи других людей. Они быстро принимают решения и не хотят отвечать на вопросы, когда возникает недопонимание. Это, может, и соответствует телевизионному образу сильного лидера, однако дерзкое принятие молниеносных решений зачастую приводит к серьезным ошибкам. Ваши шансы на неуспех растут, если вы не учитываете мнение других людей.
-
Они окружили себя потворщиками и подпевалами
Некоторые руководители настолько одержимы лояльностью сотрудников, что ожидают бездумной поддержки любого своего решения. Это отталкивает ценных профессионалов и приглушает голоса тех, кто в ином случае мог бы способствовать успеху бизнеса. Когда управленец начинает приравнивать несогласие к отсутствию лояльности, то в случае необходимости объявить тревогу некому.
-
Они проморгали тревожные звоночки
Некоторые руководители настолько очарованы личным видением бизнеса, что могут в погоне за ним столкнуть компанию в пропасть. Многие из таких управленцев поощряют вклады и предложения со стороны других людей, но сами никого не слушают, а гнут свою линию. Настойчивость — ценное качество лидера, но всё хорошо в меру.
-
Они слишком сильно полагались на то, что срабатывало раньше
Анализ предыдущих успехов и неудач может способствовать расцвету бизнеса, но прошлое не должно быть движущей силой будущего компании. Команда Финкельштейна обнаружила, что многие из потерпевших неудачу руководителей брали за основу один ключевой момент в своей карьере и постоянно пытались его воспроизвести, даже когда прежние стратегии не имели смысла. Предпочтения потребителей, технологии и конкурентная среда могут меняться в мгновение ока. По этой причине действительно успешные лидеры постоянно адаптируются к окружающей обстановке.
Исследование Финкельштейна демонстрирует, что большинства неудач в бизнесе можно избежать. Самые умные руководители внимательно анализируют собственное поведение, стремясь предвосхитить потенциальные проблемы — пока не поздно.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.