Россия — самая большая в мире страна, но размер экономики и рынков не определяется размером территории. Как ни считай, доля России в мире по населению, ВВП, объему торговли и ключевых рынков составляет не более 2% (а по ряду показателей в последние годы даже уменьшается). В экономическом отношении Россия сейчас — это средняя страна на периферии, с довольно плохим логистическим потенциалом.
Если предприниматель хочет построить действительно крупный бизнес, он должен выйти за границы нашей страны и встроиться в глобальную конкуренцию и кооперацию. Некоторым это уже удалось — за четверть века российские компании среднего размера лидируют на мировых рынках в своих нишах: ABBYY, Kaspersky, Parallels, Luxoft, NT-MDT. Зарубежная выручка этих компаний может существенно превышать выручку внутри страны.
Выходить на внешние рынки страшно: много барьеров — язык, культура, законодательство, неизвестные потребители и агрессивные конкуренты. Но все угрозы перевешиваются потенциальной выгодой от успеха за пределами России.
Российский бизнес обычно растет через слияния и поглощения. Обычная практика — строительство вертикально интегрированных структур (вспомним ресурсные и «тяжелые» компании с их попытками выйти на зарубежные рынки). При этом производительность у них в разы меньше, чем у аналогов из стран ОЭСР: «Роснефть» на одного сотрудника добывает вдвое меньше нефти, чем BP и Shell, а на «АвтоВАЗе» (даже после масштабной оптимизации персонала) на одного работника производится автомобилей в 5 раз меньше, чем в General Motors.
Малый и средний бизнес в этом отношении гораздо более эффективен. Ведь большинству небольших компаний приходилось начинать с малого — например, свой первый офис ABBYY арендовала у детского сада, а SPLAT, не имея средств на маркетинг, продвигала зубную пасту через аптечные сети. Эти компании развивались «на свои» — без привлечения средств от сторонних инвесторов.
Начинающие предприниматели должны понимать: технология, продукт и клиенты (которым этот продукт нужен) важнее, чем «тяжелые» активы, тысячи сотрудников и стартовый капитал. Деньги и активы можно занять, а вот хороший продукт и клиентов — вряд ли.
Многих начинающих предпринимателей останавливает отсутствие прорывной идеи, которая, по их мнению, должна быть драйвером бизнеса. В действительности большинство успешных российских компаний не имеют уникальных бизнес-идей. «Одноклассники», «ВКонтакте», Ozon, «Тиньков», KupiVIP, Avito, «Магнит» и многие другие лишь построили качественный продукт, сервис или бизнес-модель вокруг давно известной потребности рынка.
Большинство венчурных инвесторов принципиально не инвестируют в идеи, которые не показали свою работоспособность на других рынках. Письма со словами «уникальный проект» они сразу же отправляют в корзину. Ценность бизнеса определяется не идеей, а ее исполнением и командой, которая ее реализует.
Во всем мире бизнес строится на доверии — его отсутствие автоматически увеличивает издержки. В России общественное доверие на среднем уровне — выше, чем в Болгарии и Греции, но ниже, чем в скандинавских странах. Наша проблема в том, что мало кто кому верит, и за это платят как потребители, так и бизнес. Российские интернет-магазины вынуждены держать высокий оборотный капитал и выстраивать собственную логистику, поскольку потребители расстаются с деньгами, только увидя товар (а «Почте России» как логистическому оператору не доверяет вообще никто).
Из-за управленческой паранойи и стремления все делать самому зачастую бизнес обрастает непрофильными активами. Иногда они превращаются в самостоятельный прибыльный бизнес, но чаще — размывают управленческий фокус и затраты.
Снять сливки с рынка сможет первый сломавший порочный круг недоверия, как это сделали ВР и Shell, первыми в России внедрившие принцип пост-оплаты на АЗС. Они понимали, что потенциальный ущерб от автолюбителей, которые «забыли заплатить», существенно ниже, чем возможный рост доверия потребителей к бренду. Сегодня эта модель в Москве работает практически в каждой сети и стала новым стандартом клиентского сервиса.
Это правило и сейчас верно для крупных частных капиталов, но начинающему бизнесу (в первую очередь — малому) оно может лишь навредить. С открытостью в России всегда было сложно: в советское время бизнес запрещали, в 90-е — приезжала «крыша», а в 2000-е компанию могли отжать. Но сейчас, когда в мире доминируют социальные сети, в открытости гораздо больше выгод, чем угроз.
Показательный пример — Dodo Pizza Федора Овчинникова. С самого основания компания действует предельно открыто: выкладывает в сеть свои бизнес-планы и отчеты, находит инвесторов с помощью краудфандинга и позволяет клиентам через веб-камеру наблюдать, как готовится пицца. В сочетании с продуманной бизнес-моделью такой подход дал свои плоды — всего за 5 лет Dodo стала крупнейшей сетью пиццерий в России. По состоянию на май этого года, компания и ее франчайзи открыли 193 пиццерии в 9 странах, в том числе на предельно конкурентных рынках США и Китая.
Чтобы стать успешным предпринимателем средней руки, диплом МВА обычно не нужен. Исследование бизнес-школы «Сколково» показало, что большинство основателей средних российских компаний, успешных на мировых рынках, имеют техническое образование и не учились в бизнес-школах.
Но если вы хотите совершить рывок из среднего в крупный бизнес (или перейти из малого в средний), образование не помешает. В опыте бизнес-школы «Сколково» есть немало примеров, когда бизнесмены, пройдя учебную программу, затем приводили на нее свою управленческую команду (так сделал, например, Евгений Демин из SPLAT).
Немало компаний основано выпускниками SKOLKOVO Startup Academy: BelkaCar (Екатерина Макарова), 2Can (Николай Жмуренко), Plov.com (Ильхом Исмаилов), LegalSpace (Артем Голдман), Babystep.tv (Айнар Абдрахманов). А выпускнику программы МВА Михаилу Семенову учеба помогла существенно увеличить объемы бизнеса QBik (предоставляет быстросборные архитектурные решения для фестивалей).
Все больше российских компаний понимают важность экологического и социального аспектов бизнеса. Термин «устойчивое развитие» уже прочно вошел в лексикон западных предпринимателей. Их российские коллеги пока делают в этом направлении только первые шаги.
Так, предприниматель Гузель Санжапова из Екатеринбурга организовала производство меда с ягодами в деревне, чтобы возродить семейную пасеку (это было главной целью) и помочь заработать местному населению (социальный аспект). Она закупила оборудование в Германии и четыре раза подняла деньги на Boomstarter. Бренд для нового дела позаимствовала у своего предыдущего бизнеса по производству галстуков-бабочек — Coco Bello. В итоге продукция, несмотря на высокую цену, раскупается полностью. В работу компании вовлечена почти половина из 50 жителей деревни, а Гузель строит планы по расширению производства.
Читайте также: президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов — о качествах, которыми должен обладать человек, чтобы открыть свое дело