В работе участвовали 2 тысячи предпринимателей из Москвы и Санкт-Петербурга. Анализировались данные за девять месяцев 2016 года.
По данным исследования вместе со снижением доходности растут сроки окупаемости: так, в Петербурге средние сроки выхода на прибыльность в третьем квартале оказались от 6 до 9 лет против 2–3 лет во втором. В Москве этот показатель также ухудшился — от 1–9 лет во втором квартале до 1,5–12 лет по итогам третьего.
Предприниматели также жалуются на неэффективность господдержки. В частности, льготные ставки аренды помещений на деле работают только в столицах, а в госзакупках, несмотря на квоты для малого бизнеса, по факту все так же действуют непрозрачные механизмы, утверждается в документе. Кроме того, сохраняется серьезная налоговая нагрузка на малый бизнес — и это нивелирует весь эффект от господдержки.
Всего под условия исследования «Тахометр малого и среднего бизнеса» в России попадают 5,7 млн компаний, из них 3 млн зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.