Агрегаторы вызовов такси пытаются откусить свой кусок пирога на рынке курьерских услуг. Они наперебой предлагают новые сервисы и опции по доставке товаров — от еды из ресторанов до покупок из магазинов. Inc. увидел в этом нарастающую тенденцию. Рассказываем, что происходит.
Американский сервис заказа такси Uber намерен запустить службу курьерской доставки в России. Бизнес-модель в разработке, но уже известно, что она будет ориентирована на малый бизнес, который не может нанять курьера на полный рабочий день. Тестировать UberRush (таково предварительное название сервиса) будут в нескольких крупных городах мира.
В феврале 2017 года Uber запустил в России службу доставки еды UberEATS, которая пока работает только в Москве. С каждого заказа рестораны и кафе, подключенные к сервису, платят комиссию: 30–35% суммы чека. Гендиректор российского Uber Дмитрий Измайлов пока отказывается раскрывать конкретные цифры, но первые результаты, по его словам, «хорошие и с точки зрения спроса, и с точки зрения сотрудничества с ресторанами».
Израильский сервис заказа такси Gett занялся доставкой еды еще в 2015 году, но уже в следующем году отказался от затеи и сосредоточился на сервисе «Gett курьер». Сегодня он приносит 10% выручки компании (остальное приходится на собственно такси). А в конце 2016 года Gett договорился о доставке готовой еды с «Азбукой вкуса» и ведет переговоры с другими ритейлерами (проект еще не запущен).
Перспективы доставки товаров Gett связывает с выгодой для водителей: ставка вознаграждения исполнителей за доставку фиксирована и превышает отчисления за перевозку пассажиров. Таким образом компания, помимо всего прочего, рассчитывает удерживать водителей.
Над созданием собственного сервиса доставки задумался и американский сервис заказа такси Lyft. Президент компании Джон Циммер считает, что это поможет диверсифицировать бизнес, но твердое решение о запуске нового направления пока не принято. Менеджмент Lyft опасается, что многие рестораны и ретейлеры сами доставляют заказы клиентам или планируют это делать. Такие планы, например, строит сеть Макдоналдс. А крупнейший онлайн-ритейлер Amazon доставляет товары при помощи водителей-частников и запустил сервис доставки еды из ресторанов Amazon Restaurants.
Рынок курьерских услуг привлекает и традиционные таксомоторные компании. «ТаксовичкоФ» из Санкт-Петербурга в этом месяце запускает сервис доставки малогабаритных грузов на такси по Петербургу — «Курьерчикоф». Малогабаритные грузы будут развозить свободные на момент заказа автомобили. Компания рассчитывает к концу 2017 года занять 5% рынка экспресс-доставки в Петербурге. Ранее «Таксовичкоф» запустила и собственную службу доставки еды, работающую под брендом «Достаевский».
Фото: Bloomberg/gettyimages.com
Не исключают своего прихода на рынок курьерских услуг и в райдшеринговой компании BlaBlaCar. «Аудитория нашего сообщества попутчиков превышает 40 миллионов человек в 22 странах мира. Очевидно, что это огромный ресурс, который можно диверсифицированно использовать в интересах каждого пользователя и самой компании», — рассказал в комментарии Inc. руководитель BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко. По его словам, спрос на доставку товаров и грузов среди пользователей сервиса есть. «Тысячи людей ежедневно отправляются по самым разным направлениями, проезжая большие и малые населенные пункты. У многих из них есть свободные места в багажнике, этот ресурс можно было бы монетизировать. Среди прочих способов диверсификации бизнеса мы в том числе рассматриваем и его», — добавил Лазоренко.
Российский сервис личных водителей Wheely начал тестировать доставку еды в Москве еще в декабре 2015 года. Пользователи могли заказать в приложении готовые обеды на двоих, стоимость вместе с доставкой составляла 700 рублей (в комплект входило два полных набора блюд). Чем закончился этот эксперимент — в компании не раскрывают. Но известно, что сейчас Wheely доставкой еды и товаров официально не занимается. В самой компании воздержались от комментариев по этой теме.
Эксперт по инвестиционным решениям, территориальный директор компании «БКС Премьер» Вадим Исаков считает услугу доставки перспективной для перевозчиков. В первую очередь, по той причине, что объемы дистанционной торговли продолжают расти, а, значит, и спрос на курьерские услуги.
Владелец компании Asha Labs Сейи Фабоде, напротив, полагает, что компаниям вроде Uber и Lyft будет сложно получить прибыль. Такие стартапы не владеют собственными ресурсами, а предоставляют пользователям только технологии. Они всего лишь брокеры, которые маскируются под поставщиков услуг, — пояснил эксперт. По мнению Фабоде, заработать на модели доставки можно лишь двумя способами: занять небольшую нишу, в которой пользователи готовы переплачивать за скорость и удобство (но это не то, что интересует венчурных инвесторов), и создать дополнительную ценность для всех участников цепочки (например, в почтовых отделениях люди переплачивают за марки, коробки и скотч).
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.