Агрегаторы такси выходят на рынок курьерских услуг. Зачем? (и почему это выгоднее, чем перевозка пассажиров)

Агрегаторы такси выходят на рынок курьерских услуг. Зачем? (и почему это выгоднее, чем перевозка пассажиров)
Фотоколлаж. Использованы материалы ninelutsk/istockphoto.com и UBER
Агрегаторы вызовов такси пытаются откусить свой кусок пирога на рынке курьерских услуг. Они наперебой предлагают новые сервисы и опции по доставке товаров — от еды из ресторанов до покупок из магазинов. Inc. увидел в этом нарастающую тенденцию. Рассказываем, что происходит.

Американский сервис заказа такси Uber намерен запустить службу курьерской доставки в России. Бизнес-модель в разработке, но уже известно, что она будет ориентирована на малый бизнес, который не может нанять курьера на полный рабочий день. Тестировать UberRush (таково предварительное название сервиса) будут в нескольких крупных городах мира.

В феврале 2017 года Uber запустил в России службу доставки еды UberEATS, которая пока работает только в Москве. С каждого заказа рестораны и кафе, подключенные к сервису, платят комиссию: 30–35% суммы чека. Гендиректор российского Uber Дмитрий Измайлов пока отказывается раскрывать конкретные цифры, но первые результаты, по его словам, «хорошие и с точки зрения спроса, и с точки зрения сотрудничества с ресторанами».

Израильский сервис заказа такси Gett занялся доставкой еды еще в 2015 году, но уже в следующем году отказался от затеи и сосредоточился на сервисе «Gett курьер». Сегодня он приносит 10% выручки компании (остальное приходится на собственно такси). А в конце 2016 года Gett договорился о доставке готовой еды с «Азбукой вкуса» и ведет переговоры с другими ритейлерами (проект еще не запущен).

Перспективы доставки товаров Gett связывает с выгодой для водителей: ставка вознаграждения исполнителей за доставку фиксирована и превышает отчисления за перевозку пассажиров. Таким образом компания, помимо всего прочего, рассчитывает удерживать водителей.

Над созданием собственного сервиса доставки задумался и американский сервис заказа такси Lyft. Президент компании Джон Циммер считает, что это поможет диверсифицировать бизнес, но твердое решение о запуске нового направления пока не принято. Менеджмент Lyft опасается, что многие рестораны и ретейлеры сами доставляют заказы клиентам или планируют это делать. Такие планы, например, строит сеть Макдоналдс. А крупнейший онлайн-ритейлер Amazon доставляет товары при помощи водителей-частников и запустил сервис доставки еды из ресторанов Amazon Restaurants.

Рынок курьерских услуг привлекает и традиционные таксомоторные компании. «ТаксовичкоФ» из Санкт-Петербурга в этом месяце запускает сервис доставки малогабаритных грузов на такси по Петербургу — «Курьерчикоф». Малогабаритные грузы будут развозить свободные на момент заказа автомобили. Компания рассчитывает к концу 2017 года занять 5% рынка экспресс-доставки в Петербурге. Ранее «Таксовичкоф» запустила и собственную службу доставки еды, работающую под брендом «Достаевский».

Фото: Bloomberg/gettyimages.com

Не исключают своего прихода на рынок курьерских услуг и в райдшеринговой компании BlaBlaCar. «Аудитория нашего сообщества попутчиков превышает 40 миллионов человек в 22 странах мира. Очевидно, что это огромный ресурс, который можно диверсифицированно использовать в интересах каждого пользователя и самой компании», — рассказал в комментарии Inc. руководитель BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко. По его словам, спрос на доставку товаров и грузов среди пользователей сервиса есть. «Тысячи людей ежедневно отправляются по самым разным направлениями, проезжая большие и малые населенные пункты. У многих из них есть свободные места в багажнике, этот ресурс можно было бы монетизировать. Среди прочих способов диверсификации бизнеса мы в том числе рассматриваем и его», — добавил Лазоренко.

Российский сервис личных водителей Wheely  начал тестировать доставку еды в Москве  еще в декабре 2015 года. Пользователи могли заказать в приложении готовые обеды на двоих, стоимость вместе с доставкой составляла 700 рублей (в комплект входило два полных набора блюд). Чем закончился этот эксперимент — в компании не раскрывают. Но известно, что сейчас Wheely доставкой еды и товаров официально не занимается. В самой компании воздержались от комментариев по этой теме.

Эксперт по инвестиционным решениям, территориальный директор компании «БКС Премьер» Вадим Исаков считает услугу доставки перспективной для перевозчиков. В первую очередь, по той причине, что объемы дистанционной торговли продолжают расти, а, значит, и спрос на курьерские услуги.

Владелец компании Asha Labs Сейи Фабоде, напротив, полагает, что компаниям вроде Uber и Lyft будет сложно получить прибыль. Такие стартапы не владеют собственными ресурсами, а предоставляют пользователям только технологии. Они всего лишь брокеры, которые маскируются под поставщиков услуг, — пояснил эксперт. По мнению Фабоде, заработать на модели доставки можно лишь двумя способами: занять небольшую нишу, в которой пользователи готовы переплачивать за скорость и удобство (но это не то, что интересует венчурных инвесторов), и создать дополнительную ценность для всех участников цепочки (например, в почтовых отделениях люди переплачивают за марки, коробки и скотч).

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.