Разобраться • 2 ноября 2024
Аллергия на инновации: как быстро внедрить новые IT-решения даже в самую сложную инфраструктуру
Аллергия на инновации: как быстро внедрить новые IT-решения даже в самую сложную инфраструктуру
Текст: Михаил Плешанов, сооснователь и CEO IТ-компании IN.TOP, и Роман Козлюк, сооснователь IN.TOP и руководитель команды IT-разработки
Фото: unsplash.com / jameslgorringe
Тема инноваций очень широкая и в последнее время слишком часто на слуху, само слово стало триггерным. Внедрение изменений — одна из основных задач руководителя бизнеса и топ-менеджмента. Без трансформации процессов компания не сможет устойчиво расти. Как встроить инновации в структуру любой бизнес-модели относительно легко, при этом оптимизируя затраты ресурсов команды и бюджета, разобрались для Inc. сооснователи IТ-компании IN.TOP Михаил Плешанов и Роман Козлюк.
Начинается все с момента, когда компания в целом задумывается об инновациях. Компании либо выбирают какую-то конкретную форму, либо создают «микс» из нескольких вариантов.
Первая форма — создание внутреннего центра трансформации бизнеса, где выбирают и обучают команду ченджеров, ответственных за внедрение проектов изменений, и ранеров, поддерживающих операционные процессы. (Ченджеры — это креативные сотрудники, которые предлагают инновационные решения проблем, а раннеры — работники, предпочитающие стабильность, они ориентированы на детали и уделяют большое внимание исполнению задач. — Прим. ред.). Этот подход требует серьезных инвестиций в талантливых сотрудников и технологическую базу.
Компании инвестируют в наращивание внутри себя нужных компетенций и стараются концентрировать весь процесс изучения новых трендов на рынке, пилотирование изменений и IT-разработку. Такой подход требует серьезных инвестиций в лучших людей на рынке и в технологическую базу. И он абсолютно оправдан, когда инновации касаются ключевых направлений деятельности, продуктов и являются центром конкурентного преимущества компании.
Вторая форма — создание направлений инноваций внутри компании, где внутренняя команда разрабатывает методологии, новые процессы и привлекает внешних подрядчиков для выполнения части задач. Этот подход обеспечивает гибкость в выборе поставщиков и компетентность при необходимости.
Наиболее частый пример — это аутсорсинг IT-разработки. Этот вариант дает определенную гибкость в выборе поставщика и в привлечении нужных компетенций в момент, когда возникла потребность. С точки зрения инвестиций в постоянную команду такой вариант кажется более эффективным в сравнении с первым. При этом у этой модели есть два узких места, с которыми сталкиваются большинство компаний.
С одной стороны, в такой модели внутри компании должна быть мотивированная команда, которая перманентно находится в поиске лучших решений, новых технологий и новых бизнес-моделей. Это важно, потому что задавать направления инновационного развития бизнеса невозможно, не имея насмотренности и опыта. И когда команда варится внутри одной компании, возникает определенная узость взглядов. Поэтому сотрудников нужно постоянно «выбрасывать» за контур компании для получения нового опыта. С другой — кажется, есть партнер, который мог бы восполнить эту насмотренность. Но когда партнер привлекается периодически на отдельные задачи, он не отвечает за глобальную цель. Его зона ответственности — рамки технического задания, и не важно, есть ли варианты лучше или нет. Он партнер на конкретную задачу, и стратегия инновационного развития клиента не часть его бизнеса.
Отчасти из–за недостатков второго варианта на мировом рынке активно продвигается альтернативная форма развития и внедрения инноваций: компания передает часть своих бизнес-процессов BPааS-партнеру, и он отвечает за инновационное развитие этих частей бизнеса. Как правило, такому партнеру не передаются части бизнеса, которые являются ключевыми, т. н. конкурентным преимуществом, и где фокус внимания компании. А передаются те части, куда фокуса внимания компании обычно не хватает.
BPaaS (Business process as a service, бизнес-процесс как услуга) — это модель, в которой отлаженные бизнес-процессы упаковывают в продукт и предоставляют в качестве услуги другой компании. В отличие от стандартного аутсорсинга бизнес-процессов, этот подход представляет процесс, уже положенный на технологию и отработанный с точки зрения его максимальной эффективности и бережливости.
В отличие от второго формата внедрения инноваций, для BPaaS-партнера постоянный поиск лучших инновационных решений в его сфере интересов — это ключевое конкурентное преимущество его бизнеса. Такой партнер сам развивает свою насмотренность и сам приходит к вам с лучшими решениями на рынке. Поэтому компания, которая передает ему часть бизнес-процессов, в итоге получает доступ к самым передовым решениям в этой части своего бизнеса.
Формат работы с инновациями всегда должен подбираться под конкретную область. Для инновационного развития ключевых областей бизнеса лучше всего работает модель внутреннего центра компетенций. Для всего остального наиболее удачной с точки зрения стоимости, скорости и инновационности является стратегия BPaaS.
Работа с компаниями, которые предоставляют BPaaS, — это мировой тренд. По прогнозам исследовательской компании Mordor Intelligence, это одна из ведущих аналитических компаний, до 2029 года на мировом рынке услуг BPaaS темп роста в среднем в год составит более 20%.
Никто не может обещать стопроцентную устойчивость к кибератакам. Но для компаний, кто предоставляет BPaaS-решения, безопасность данных — это ключевой фактор выживания их бизнеса на рынке, поэтому они много вкладывают в безопасность собственных платформ. По сути, продавая решения, они передают своим клиентам наработки по сохранению данных и предоставляют высокий уровень команды, которая все это обслуживает.
Кроме того, пересобирая свою бизнес-систему с несколькими BPaaS-партнерами и используя разные технологические платформы для разных задач, компании, по сути, распределяют свою бизнес-инфраструктуру между несколькими профессиональными игроками на рынке. В таком случае, даже если случится сбой в одной части бизнес-системы, это не повлечет сбой во всей инфраструктуре компании. Другие части бизнеса продолжат работать.
Выбор партнера в текущих условиях — это задача, к которой нужно подойти со всей серьезностью, т. к. BPaaS-партнерство — это сотрудничество вдолгую. Вот на какие критерии стоит обращать внимание.
При этом важно делать фокус на том, как партнер подходит к исследованию потребности своего клиента в горизонте сегодняшнего дня и в перспективе нескольких лет, как с учетом перспективы подходит к подбору решений, к формированию дорожной карты развития.
Опыт IT-компании IN.TOP показывает, что, как правило, клиенты приходят к поставщику BPaaS-услуг с достаточно узким запросом. Задача партнера, опираясь на свой опыт, показать альтернативы организации бизнес-процессов, существующие на рынке, и помочь собрать лучшую модель решения под конкретную компанию.
Когда бизнес-процесс состоит из нескольких технологий, важно избежать множественности точек входа в процесс, — такая конструкция создает определенный хаос и приводит к снижению эффективности. Сотруднику компании или внешнему участнику процесса нужно обеспечить единое «окно» для работы, и это сложно реализовать, если нет платформы, которая управляет всей бизнес-системой. Кроме этого, своя платформа дает возможность BPaas-партнеру быстро, гибко и недорого адаптировать стратегию внедрения изменений под потребности своего клиента.
Так о чем руководителям бизнеса нужно думать «здесь и сейчас», чтобы прогрессировать и быть готовыми к будущему? Вот четыре главных направления.
Кроме того, важно помнить, что любой инновационный процесс в компании влияет на конечных пользователей, в том числе на сотрудников. А они не всегда готовы к принятию инноваций. Работники могут бояться, что не поймут, как работать в новом процессе, или потратят много времени, чтобы разобраться. А если не разберутся, то будут выглядеть некомпетентными. Поэтому на старте нужно продумать, как сделать адаптацию максимально комфортной, и быстрее вводить людей в курс изменений. По опыту IN.TOP, «сервис заботы», созданный внутри компании, помогает сотрудникам адаптироваться к новому процессу максимум за 1,5 месяца. Когда работник знает, что он всегда получит поддержку по любому вопросу, сопротивление к новому падает.
Эффективное внедрение BPaaS в бизнес-процессы требует внимательного анализа и планирования. Компания может быть уверена в безопасности своих данных и бизнес-системы благодаря этой инновационной технологии. Необходимо быть готовым к изменениям и дальнейшей оптимизации процессов для достижения успеха и устойчивости на рынке. Сотрудничество с BPaaS-партнером поможет компании достичь поставленных целей и обеспечить конкурентное преимущество в современном бизнесе.