Разобраться • 24 апреля 2025
Алый океан. Почему взрывного роста EdTech больше не будет
Алый океан. Почему взрывного роста EdTech больше не будет

Текст: Мария Шакирова
Иллюстрация: Михаил Топычканов
Бум онлайн-образования, наблюдавшийся на рынке с начала пандемии, постепенно сходит на нет. Edtech-проекты все еще растут, но динамика замедлилась. На тренд повлияли дорогие кредиты, разочарование студентов многих платформ в полученных знаниях и высокая стоимость привлечения клиентов. Российский рынок онлайн-образования рос так быстро, что в рекордные сроки достиг насыщения. В будущем ситуация может измениться разве что благодаря развитию технологий, полагают эксперты.
Бум онлайн-образования, наблюдавшийся на рынке с начала пандемии, постепенно сходит на нет. Edtech-проекты все еще растут, но динамика замедлилась. На тренд повлияли дорогие кредиты, разочарование студентов многих платформ в полученных знаниях и высокая стоимость привлечения клиентов. Российский рынок онлайн-образования рос так быстро, что в рекордные сроки достиг насыщения. В будущем ситуация может измениться разве что благодаря развитию технологий, полагают эксперты.
Рынок созрел
Сильный рост EdTech-рынка пришелся на 2020–2021 годы. По данным агентства Smart Ranking, темпы роста российского рынка тогда составляли 180% и 86% соответственно. Ниша онлайн-образования входила в топ-5 самых популярных сфер у технологических предпринимателей. В годы пандемии стремительно росли все сервисы для работы и жизни в условиях изоляции.
В последующие годы темп роста EdTech замедлялся. В 2022 году рост составлял 22%, и это, скорее всего, было связано со сложной геополитической обстановкой — в 2023 году рынок вырос уже на 32%. А к 2024-му динамика снова замедлилась до 19%. Выручка первой сотни компаний-лидеров этого сегмента по итогам года составила 144,5 млрд руб., согласно данным Smart Ranking.


Дмитрий Калаев
партнер фонда и директор «Акселератора ФРИИ»
«Потребление образовательных онлайн-услуг выросло скачкообразно. Стадию роста и проникновения EdTech-технологии проскочили одномоментно, и сейчас это уже зрелый рынок».
Рынок стал высококонкурентным и растет темпами, близкими к уровню инфляции. С точки зрения инвестора, онлайн-образование — это довольно тяжелый рынок, так называемый алый океан.
Снижение потребительского интереса есть в сегменте обучения IT-профессиям, которые были главным драйвером роста рынка на старте, отмечает Дарья Рыжкова, основательница агентства Smart Ranking.

Дарья Рыжкова
основательница агентства Smart Ranking
«Те компании, для которых обучение этим профессиям было основным продуктом, скорее, стагнируют».
Это объясняется перенасыщением рынка труда начинающими специалистами, о котором последние годы говорят HR-эксперты. Компаниям оказалось не нужно столько джуниоров без опыта работы, сколько за несколько лет выпустили онлайн-школы, и это заставило пользователей разочароваться в курсах по программированию.
Международные образовательные онлайн-проекты с российскими разработчиками тоже стали развиваться медленнее из-за того, что у них вырос ФОТ и они лишились своего конкурентного преимущества перед западными аналогами, полагает основатель аналитического агентства Dsight Арсений Даббах.

Арсений Даббах
основатель аналитического агентства Dsight
«Сейчас зарплаты российских IT-специалистов почти не отличаются от зарубежных, поэтому бизнес у многих стал убыточным».
Рыжкова также обращает внимание на снижение темпов роста у лидеров российского рынка, таких как Skyeng и Skillbox. Согласно данным Smart Ranking, выручка Skyeng за прошлый год выросла на 1% относительно показателей 2023 года, а выручка Skillbox упала на 1% год к году.

Представитель группы Skyeng (бренды Skyeng, Skysmart, Skypro)
«В 2024 году российский Edtech-рынок встретился с рядом сложностей и уже не рос так быстро, как раньше».
В первую очередь все компании почувствовали ограничения в работе каналов маркетинга из-за медиаинфляции, отмечает представитель группы Skyeng.
Стоимость привлечения новых студентов становится все дороже, обостряется конкуренция.

Представитель группы Skyeng (бренды Skyeng, Skysmart, Skypro)
«В этом году мы также не ждем здесь перемен к лучшему — скорее всего, рекламные платформы будут улучшать уже работающий функционал, чего-то принципиально нового не появится. Сложности от этого ощутят как небольшие, так и крупные компании — бороться за каждого нового ученика будет особенно непросто».
Основатель и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox Сергей Попков утверждает, что компания сохранила стабильную динамику и продолжила рост по ключевым направлениям. Количество образовательных программ увеличилось до 1,8 тыс., а число платных студентов выросло на 26% — до 902 тыс.
По словам Попкова, на поведение аудитории заметно повлияло повышение ключевой ставки, «сделав подход к обучению более вдумчивым и прагматичным». Пользователи все чаще выбирают форматы, которые дают быстрый и практический результат.

Сергей Попков
основатель и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox
«Это стало отправной точкой для трансформации продуктовых стратегий: длинные и дорогостоящие программы уступают место гибким решениям — коротким интенсивам, модульным курсам и подписным моделям. Такой формат позволяет осваивать навыки поэтапно, с возможностью сразу применять их на практике».
Рыжкова также отмечает влияние на рынок онлайн-образования повышения ключевой ставки осенью прошлого года.

Дарья Рыжкова
основательница агентства Smart Ranking
«Это существенно подкосило рынок. Нет точных данных, но, думаю, не меньше 60–70% онлайн-курсов покупалось в кредит. Соответственно, вся эта доля оказалась под вопросом и игрокам рынка пришлось развивать свою систему рассрочки».
Вопросы к качеству

Дмитрий Калаев
партнер фонда и директор «Акселератора ФРИИ»
«Фундаментальная проблема EdTech-продуктов, которую пока никто не решил на сто процентов, — как показать качество онлайн-образования».
Например, одна компания делает отличные онлайн-курсы по маркетингу, которые длятся шесть месяцев и стоят 100 тыс. руб. Другая компания выходит на рынок и делает такой же по описанию курс, только он длится 10 дней и стоит 5 тыс. руб. Потребитель из двух внешне одинаковых курсов выберет тот, который дешевле и короче. За 10 дней маркетологом не стать, но сэкономивший ученик приходит к выводу, что вообще все онлайн-образование — ерунда. Возникает петля разочарования, которая в целом влияет на среду и качество продукта, рассуждает инвестор.
На репутацию онлайн-образования также негативно повлияли резонансные судебные дела против создателей крупных проектов: «Like Центра» Аяза Шабутдинова, а также блогеров-инфобизнесменов Елены Блиновской, Александры Митрошиной и Валерии Чекалиной (Лерчек).

Дарья Рыжкова
основательница агентства Smart Ranking
«Стремление государства обелить рынок инфокурсов — тренд последних лет».
По ее словам, это одна из причин, почему появилась Российская ассоциация цифровых инноваций в образовании (РАЦИО), которая должна лоббировать интересы отрасли. Например, планируется создать свой ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) для аккредитации игроков. Чтобы можно было выступить единым фронтом и доносить до регуляторов позицию отрасли, поясняет собеседница.
Одним из инициаторов создания ассоциации стала компания Skillbox. По словам генерального директора холдинга, рынок EdTech постепенно движется в сторону саморегулирования. В 2024 году компания запустила совместный проект с Высшей школой экономики по созданию новой модели оценки качества онлайн-образования.

Сергей Попков
основатель и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox
«Его цель — единый стандарт, который поможет как студентам, так и компаниям лучше ориентироваться в многообразии программ».
«Яндекс Практикум» с 2023 года тоже запускает онлайн-магистратуры в партнерстве с вузами, а в текущем году запустил первую магистратуру, адаптированную для разного уровня подготовки студентов.

Илья Курмышев
генеральный директор «Яндекс Практикум»
«60% наших абитуриентов уже работают в IT, приходя за профессиональным развитием. С этой же целью мы развиваем B2B-направление с экспертными курсами и корпоративной платформой „Грейд“, и в 2024 году рост „Практикума“ в B2B составил 56% год к году».
Edtech ищет новые ниши, и в первую очередь все они идут в сегменты формального образования, в среднее профессиональное (СПО) и высшее образование, говорит Рыжкова.

Дарья Рыжкова
основательница агентства Smart Ranking
«СПО в EdTech сейчас особенно активно развивается: как сотрудничество с существующими колледжами, так и открытие онлайн-колледжей на базе собственной платформы».
По мнению собеседницы, это очень сложные ниши, поэтому быстро их не захватить.
На детей не жалко
Несмотря на существующие вызовы, отрасль развивается. На рынок выходят новые игроки, банки и корпорации, для которых образовательный контент — это часть маркетинговой воронки и развитие аудитории, обращает внимание Калаев. В последние несколько лет было несколько крупных сделок с поглощением EdTech-команд.
Например, «Сбер» купил российскую часть бизнеса детской школы программирования «Алгоритмика», а также образовательные платформы «Нетология» и «Фоксфорд» миллиардера Алексея Мордашова. VK получил разрешение ФАС на сделку по покупке онлайн-школы UFirst (бывшей English First). «Альфа-Банк», купивший медийный проект RB.ru, запустил на базе последнего образовательную платформу для предпринимателей «Курс».

Дарья Рыжкова
основательница агентства Smart Ranking
«Сегодня драйвером роста становится детское образование. Оно растет быстрее и, мы думаем, превратится в главный сегмент всего этого рынка
На эту тенденцию влияет демографическая ситуация: когда детей в популяции мало, они становятся сверхценными. На детях не экономят. Поэтому дополнительное детское образование растет. К тому же с 2025 года в этот сегмент пойдут государственные деньги через программу «Код Будущего», которая тоже подпитывает рынок».
При этом ждать взрывного роста от рынка EdTech не стоит, поскольку сейчас основная аудитория покрыта образовательными продуктами, считает Калаев. Однако, по его мнению, еще остаются узкие специализированные ниши.

Дмитрий Калаев
партнер фонда и директор «Акселератора ФРИИ»
«Будет востребовано что-то специфическое, например, обучение технике безопасности на предприятии. Объем таких направлений сильно меньше, чем, например, ниша подготовки к ЕГЭ. Но если команда знает специфику, то в подобных направлениях возможно создать высокомаржинальный и успешный продукт».

Искусственный рост
В настоящее время инвестиции в EdTech в России продолжаются, хотя с некоторыми сложностями, говорит глава фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская. По ее мнению, рынок остается привлекательным для инвесторов благодаря устойчивому спросу на образовательные технологии и инновации. К изменениям отрасль подталкивает также развитие искусственного интеллекта.

Елена Волотовская
глава фонда Softline Venture Partners
«Нам интересны EdTech-решения с ИИ, которые предлагают персонализированное образование, создают индивидуальные материалы и траектории обучения. Однако в этом сегменте пока не произошло кардинальных изменений традиционного процесса обучения, пока такие решения на стадии точечного внедрения».
Искусственный интеллект повысит кастомизируемость программ и качество образования.

Дмитрий Калаев
партнер фонда и директор «Акселератора ФРИИ»
«Курсы будут автоматически изменяться под человека, его способности, интересы и вовлеченность. У учителя физически не хватит времени сделать индивидуальную программу под каждого ученика. ИИ-преподаватель будет дешевле и эффективнее живого учителя».
Тенденция кажется очевидной, пока не начинаешь считать экономику, добавляет он. По наблюдениям собеседника, мало кто из образовательных компаний может потянуть разработку такого продукта, инвесторы тоже не готовы вкладываться в RnD (от англ. Research and Development — отдел исследований и разработок в компании. — Прим. ред.). Пока дешевле работать с людьми, но ИИ буквально каждый квартал становится все более доступным по цене и применимости, рассуждает он.

Представитель группы Skyeng (бренды Skyeng, Skysmart, Skypro)
«В 2025 году мы видим огромный потенциал использования ИИ в обучении. Технологии прогрессируют каждые несколько недель, а их польза для образовательных компаний совершенно очевидна. В начале года мы уже внедрили ИИ для автогенерации контента урока персонально для каждого ученика. И будем продолжать искать разные решения, чтобы обеспечить ученикам лучший образовательный опыт».
В прошлом году фонд Softline Venture Partners объявил о намерении вложить в EdTech-проекты 1 млрд руб.
Елена Волотовская говорит, что компания получила большой отклик от рынка — более 100 входящих заявок на рассмотрение от компаний в сфере образования. Это говорит о потребностях технологических компаний в дополнительном капитале для роста и развития.
В марте SVP инвестировал в ScrollTool — российский конструктор онлайн-курсов и интерактивных тренажеров в сегменте корпоративного EdTech.
По мнению Волотовской, несмотря на снижение темпов роста, edtech-рынок не перестанет развиваться.

Елена Волотовская
партнер фонда и директор «Акселератора ФРИИ»
«Онлайн-образование становится все более популярным и привычным. Компании будут тратить меньше усилий, чтобы объяснить эффективность своих решений. А использование ИИ и VR/AR-технологий продолжит набирать обороты, персонализируя образовательный процесс».

Дмитрий Калаев
партнер фонда и директор «Акселератора ФРИИ»
«Возможно, в будущем на рынок повлияет VR или метавселенные, но пока ни та ни другая технология не дали заметного результата. Но, может быть, следующий виток развития разработок изменит ситуацию».
Алый океан — рынок, где конкуренция между компаниями настолько высокая, что это приводит к потере прибыли всех участников, термин из книги «Стратегия голубого океана».