Артем Темиров: как победить стереотип, что предприниматель — это ворюга

Артем Темиров: как победить стереотип, что предприниматель — это ворюга
Фото: Семен Кац/Inc.

В глазах обывателей сложился далеко не самый приятный образ предпринимателя: «коммерсант», «воришка» и «барыга», который не делает ничего полезного. Сооснователь Кооператива Чёрный Артем Темиров знает, как побороть этот ложный стереотип, — нужны нерыночные меры поддержки местных небольших компаний (и пропаганда тут совсем ни к чему).


«Уголовкой» по билбордам


На проходящем в эти дни Moscow Urban Forum Андрес Шевчук из Высшей школы дизайна Гарвардского университета рассказал, как локальный бизнес преображает город и создает «слабые связи». Эту лекцию нужно бы послушать всем московским чиновникам, но в зале их можно было пересчитать по пальцам.

Позиция городского департамента предпринимательства (если я правильно ее понимаю) проста: нужно менять сложившийся в обществе негативный образ предпринимателя пропагандой. Но эта позиция проигрышная. Можно организовать сколь угодно много форумов и развесить тысячи билбордов, но весь эффект от этой работы смажется после первого же телесюжета об уголовном преследовании какого-нибудь крупного предпринимателя.

За примерами далеко ходить не надо: вы наверняка читали о делах против «Рольфа» и сети ресторанов «Тарас Бульба». Последняя история вообще критически важная. Основатель сети Юрий Белойван признался в неуплате налогов и согласился в рамках мирового соглашения компенсировать выплаты по налогам в полном размере. А вместо этого получил 2 года колонии. Если предпринимателей сажают за то, что они предприниматели, образ «воришки» будет только усиливаться.


Местные Vs сетевики


Единственная реальная альтернатива пропаганде — поддерживать малый бизнес. Но не тот, что пытается таковым только выглядеть и скупает на торгах ларьки. Речь о действительно малом бизнесе, когда владельцы бара или кофейни стоят за стойкой, а рестораторы сами готовят и подают блюда гостям.

Вот такие (пока немногочисленные в Москве) примеры и меняют общее представление о предпринимателях. Потому что люди своими глазами видят их труд и понимают, что они не на госконтрактах сидят, а делают что-то полезное и востребованное обществом.


Если таких примеров будет много, обыватель прекратит называть предпринимателей «воришками» или «барыгами», — малый бизнес у него станет ассоциироваться со знакомым владельцем кофейни или маленького продуктового магазинчика «на районе».


Вот почему небольшие компании нуждаются в мерах поддержки на нерыночных условиях. Это когда выигрывают не все подряд, а именно малый бизнес, работающий на городских улицах: магазины, кафе, бары и рестораны… В результате местные сообщества станут сильнее — у них станет больше денег и уверенности в завтрашнем дне.

По данным Андреса Шевчука, из 100 руб., которые вы «вливаете» в маленький бизнес по соседству, 44 остаются в итоге в этом же сообществе. Потому что местная кофейня обычно покупает зерно у работающего рядом обжарщика, а кексы — в пекарне на соседней улице. Тогда как крупной кофейной сети удобнее делать закупки у одного большого поставщика — в итоге из 100 руб., потраченных там, в сообществе осядет лишь 13 руб. (т. е. в 3 раза меньше).


Дело за малым


Если я правильно понимаю позицию города, он не может оказывать нерыночные меры поддержки. Но никто не мешает это делать вам — потребителям товаров и услуг малого бизнеса.

Каждый раз, когда вы собираетесь купить кофе, задумайтесь: нет ли рядом локальной маленькой кофейни? Вместо того чтобы оставить деньги в сетевом кафе, порадуйте лишний раз владельца небольшого ресторана, который сам готовит и встречает гостей.

В нашем городе не так уж и много по-настоящему малого бизнеса. Если те немногие предприниматели, которые сейчас борются за выживание, с нашей помощью станут успешными — число таких примеров станет расти. В противном случае наш город опутают огромные и бездушные сети.