Разобраться • 31 октября 2024
Безвизовый режим: зачем Visa подала на регистрацию товарных знаков в РФ и как это повлияет на защиту бренда
Безвизовый режим: зачем Visa подала на регистрацию товарных знаков в РФ и как это повлияет на защиту бренда
Текст: Артем Журавлев, представитель платежного продукта Method от компании Paygine
Фото: Photo by Kir on Unsplash
Платежная система Visa, которая ранее покинула российский рынок, подала в Роспатент заявку на регистрацию двух новых товарных знаков. Компания также представила новые логотипы: первый выполнен в синем цвете, а второй выглядит как логотип Visa c желто-синими полосами. Чем мотивировано решение Visa и что это может означать для российского рынка? Об этом и о перспективах российских аналогов ушедших платежных систем рассказал представитель платежного продукта Method от компании Paygine Артем Журавлев специально для Inc.
Регистрация брендов вовсе не означает, что в ближайшее время Visa вернется на российский рынок, — для этого компании нужно будет заново регистрироваться как оператору платежной системы, а на фоне санкций со стороны США это невозможно. В 2022 году Visa и Mastercard приостановили свою деятельность в России, где они работали как юридические лица (общество с ограниченной ответственностью), но при этом их лицензии не были аннулированы Центробанком. Они сами приняли решение прекратить обработку трансакций внутри страны. С тех пор карты этих систем, выпущенные российскими банками, работают только внутри России через национальную платежную систему «Мир».
Таким образом, отношения между Visa, Mastercard и российскими банками ограничиваются только внутренними операциями, а международные трансакции с этими картами невозможны.
Кроме Visa, с российским рынком также больше не работают Mastercard, системы мобильных платежей (Apple Pay и Samsung Pay и др.), электронные платежные системы (например PayPal), системы оплаты с использованием NFC-технологий (Visa payWave) и системы, которые используют криптовалюты (в том числе Binance Pay). Однако их место заняли российские аналоги, которые укрепляют свои позиции на рынке, в том числе «Мир», СБП, «Юнистрим», «Золотая корона» и другие. Рост их использования формирует новые реалии для рынка, на котором растет конкуренция за клиентов.
Между тем ушедшие из России компании могут регистрировать новые товарные знаки с целью защитить свой бренд. Согласно российскому законодательству, при нарушении прав обладателя товарного знака нарушитель должен выплатить до 5 млн руб. компенсации. Кроме того, закон предусматривает блокировку доменных имен, соцсетей и маркетплейсов нарушителя. Свои товарные знаки через Роспатент уже регистрировали покинувшие рынок Coca-Cola, PepsiCo, Starbucks Corporation и др.
Товарный знак прекращает свое действие, если правообладатель сам от него отказался, либо охрану прекращают досрочно по решению Роспатента или суда. Также возможен и следующий сценарий: если по истечении десятилетнего срока действия знака его не продлевают, то он аннулируется. Однако если товарный знак не используется в течение трех лет, то любое лицо через суд может отменить его регистрацию, а после зарегистрировать бренд на себя. Именно этого и пытаются избежать компании, которые хотят защитить права на свои бренды в России.
При этом Роспатент одобряет не все заявки на регистрацию товарных знаков. Речь идет о термине «сходство до степени смешения», когда новый регистрируемый знак слишком напоминает тот, который уже есть в базе. Таким образом, чем более известен бренд, на который похож регистрируемый товарный знак, тем больше вероятность, что Роспатент откажется его охранять. Также в регистрации могут отказать при «введении потребителей в заблуждение» — это термин, который обозначает, что товар слишком похож на тот, который выпускает уже зарегистрированный бренд.
Платежная система может не только защищать бренд, но и патентовать свои технологические инновации. Эти действия могут предприниматься как для их защиты, так и для запуска локальных продуктов, которые не будут частью международной платежной системы. Так не будут нарушены санкции и те принципы, по которым компания покинула российский рынок.
В частности, у платежной системы Visa есть технология Visa payWave, которая напоминает российскую Систему быстрых платежей (СБП). Компания может имеет право защитить эти технологии при регистрации брендов.
Однако вряд ли локальные продукты для российского рынка смогут быть конкурентоспособными. Рынок в России уже адаптировался к новым условиям и реалиям. Чтобы развивать в них бренд, нужны серьезные вложения в маркетинг, большой бюджет и административный ресурс, которые Visa вряд ли будет выделять. Некоторые зарубежные компании использовали другую стратегию: они передали свои права российским партнерам, которые могли использовать технологии под другим брендом.
Таким образом, Visa может патентовать использование определенных технологий и сохранять за собой наименование своего бренда. Быстрое же возвращение международной платежной системы при действующих санкциях юридически невозможно.
Компании Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, выпущенных российскими банками, в 2022 году. На сегодняшний день российские карты Visa и MasterCard по-прежнему работают, но только на территории России. После ухода компаний все их технические функции в стране взяли на себя Национальная служба платежных систем (НСПК) и российские банки.
После ухода Visa и Mastercard банки стали выдавать клиентам больше карт российской платежной системы «Мир», однако недолгое время финансовые организации продолжали выдавать пластиковые носители, которые оставались в их распоряжении. Сегодня при перевыпуске карты Visa и Mastercard клиентов предупреждают, что новый носитель будет выдан с логотипом «Мир».
Со стороны клиента платежная система никак не влияет на размеры комиссии банка за эквайринг, то есть безналичный расчет покупателей с продавцами. Это нужно, чтобы банк и платежная система зарабатывали на комиссиях, а клиенты могли использовать карту для покупки. Эквайринг обуславливает комиссию продавца банку за использование терминала, а банк платит процент платежной системе, с чьей помощью он производит расчет. Размер комиссий и процентов зависит от типа карты, оплаты и тарифа. Для клиента меняется только логотип на карте.
Глава НСПК Дмитрий Дубынин на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что карты иностранных платежных систем с течением времени могут окончательно выйти из оборота в России. Он подчеркнул, что это позитивно скажется на российских продуктах, которые будут развиваться, в частности платежная система «Мир».
Также Дубынин отметил быстрый рост системы «Мир» как среди россиян, так и среди иностранцев, — с 2023 года вступил в силу закон, который упрощает выдачу таких карт иностранцам из 25 государств. Согласно этим правилам, клиент в своей стране открывает счет в российском банке, а карту получает по приезде в Россию.
Наибольшее количество карт «Мир» в 2024 году получили граждане Китая, преимущественно для оплаты покупок во время своей туристической поездки в Россию. Некоторые банки также отмечают динамичный рост числа заявок на получение карты «Мир» от граждан Индии и Белоруссии. При этом банки в дружественных странах поэтапно присоединяются к системе, что позволяет россиянам использовать эти карты и за рубежом.
Между тем против оператора «Мир» также ввели санкции. Такие карты уже перестали работать в Армении, а в других странах опасаются риска вторичных санкций, из-за чего банки могут прекратить их обслуживание. В некоторых странах российские граждане могут также использовать полученные в РФ карты быстрорастущей китайской платежной системы UnionPay, однако их работа не стабильна по той же причине — опасения вторичных санкций со стороны банков.