Бизнес-климат: как предприниматели заработали на теплой осени

Бизнес-климат: как предприниматели заработали на теплой осени
Фото: Полина Рукавичкина

Малый бизнес ликует: в сухую золотую осень 2018 года москвичи много гуляют, фотографируют розовые закаты и оставляют немало денег на летних верандах кафе, в прокате самокатов и велосипедов, ларьках с мороженым в парках и помогают заработать другим «летним» предпринимателям. Кое-кто из бизнесменов свернул уличную активность согласно требованиям мэрии Москвы (летние веранды, например, нужно разобрать до 15 ноября) еще до наступления «бабьего лета» и упустил дополнительную прибыль. Inc. спросил владельцев сезонного бизнеса, как теплая осень в городе увеличила их обороты.


Высокий антициклон, обеспечивший столичный регион спокойной, теплой и сухой золотой осенью, покинет город уже в субботу, 20 октября. Столбик термометра упадет с +18 до +10 градусов, а к концу октября эта отметка придет и вовсе к значению в +5 градусов, рассказал Inc. специалист центра погоды «Фобос». Погодой, характерной скорее для начала сентября, москвичи наслаждались более недели. Значения среднесуточной температуры превышали климатическую норму на 6-7 градусов. Все это помогло летнему бизнесу значительно продлить сезон и неплохо заработать.


Правила мэрии:

Летние веранды или кафе могут работать в Москве с 1 апреля по 1 ноября, говорится в постановлении мэрии Москвы № 102 от 2015 года. Начинать монтировать летнюю веранду можно не раньше 15 марта, а разобрать полностью — не позднее 15 ноября.

Фото: Полина Рукавичкина

Евгения Качалова

основательница сети баров «Винный базар»


Хорошая осенняя погода позитивно сказалась на нашем бизнесе. Винные бары в летний период получают дополнительный оборот благодаря большому притоку посетителей, поэтому наши проекты напрямую зависят от сезонности. По сравнению с прошлым годом выручка за сентябрь-октябрь увеличилась на 20%, мы считаем это хорошим показателем. Многие террасы пришлось убрать из-за похолодания, но это не сильно отразилось на нас. Одна летняя веранда до сих пор функционирует на Пречистенской набережной.


Ирина Ходзинская

основательница холдинга «Простые вещи» и ресторана «CHEESE Connection»


Погода на нас повлияла положительным образом. Обычно осенью намечается затишье: в хмурую погоду люди предпочитают сидеть дома, а не ходить по ресторанам. Сейчас иначе: в прошлые выходные на летних площадках не было ни одного свободного места. Хорошее расположение и трафик играют не последнюю роль, но по большому счету все зависит от погоды, — гости приходят на наши террасы, чтобы насладиться последними солнечными деньками. По сравнению с прошлым годом выручка за октябрь увеличилась на 10%, не считая ресторанов, где летние веранды демонтировали. Но и там все хорошо: приток посетителей больше обычного.


Летние веранды в цифрах

Источник: консалтинговая компания Knight Frank


22,6%

кафе и рестораны в структуре рынка общественного питания в России.


500

тыс. — увеличение количества летних веранд в столице по сравнению с 2016 г.


>2.5

тыс. летних веранд в Москве.


~ 700

тыс. рублей — месячная выручка московских ресторанов с террасами со средним чеком 800 руб.


30%

— увеличение выручки ресторанов, установивших летние веранды.


15–20%

— прирост посетителей летних кафе в хорошую погоду.

Фото: Полина Рукавичкина

Игорь Подстрешный

совладелец «Burger Heroes»


Октябрь прошлого года не задался — выручка упала сразу на 10-15%, виной стала плохая погода. Сейчас ситуация другая: продажи увеличилась на 20%, что не может не радовать. Так как  проект Собянина «Моя улица» завершен и стройка в Москве закончилась, а в столице все еще тепло, летние веранды мы решили не убирать. На Третьяковской до сих пор функционирует бургерная с террасой и пользуется большой популярностью. На выходных точка сделала выручку, близкую к рекордной в октябре. Для этого не было проведено никаких дополнительных активностей (акций, розыгрышей) — погода сделала все за нас.


Василий Быков

основатель и генеральный директор Samocat Sharing


Нам сравнивать пока не с чем, поскольку это наша первая осень. Мы планировали закрыть сезон 1 ноября, но если погода позволит, то оставим наши самокаты на улицах дольше. Хорошая осень нам облегчает тестирование станций и самокатов в Санкт-Петербурге, где мы запустились в первых числах октября.

Что касается Москвы, то здесь объем спроса полностью соответствует нашим прогнозам: мы наблюдаем 30% снижение в сентябре относительно августа из-за дождливой погоды, стоявшей почти весь месяц, октябрьские же показатели идентичны сентябрьским. Так что никаких сюрпризов.

Фото: Полина Рукавичкина

Анна Шпак

совладелица ресторана «Одесса мама»


Октябрь, по сравнению с сентябрем, — месяц положительный. Сейчас все вернулись в город из отпусков и погода нормализовалась. Эти факторы отразились на работе летних веранд: вначале мы думали их закрывать, так как «не сезон», но отложили — из-за хороших показателей по выручке. Хорошая погода отчасти этому способствует: поток гостей остается прежним, вопрос лишь в их предпочтениях. Большинство посетителей выбирает террасу.

Точных цифр по приросту выручки назвать не могу, но одно очевидно — по сравнению с прошлым годом она больше.


Илья Тютенков

совладелец ресторана «Горыныч»


На нашем бизнесе период золотой осени никак не отразился — глобального прироста выручки не обнаружилось. Веранду «Горыныча» закрыли еще в сентябре в соответствии с московским регламентом. Уже тогда сидеть на ней было невозможно — очень холодно.

Фото: Полина Рукавичкина

Алексей Королев

основатель сети мороженого Icecake


На летние мероприятия, которые мы обслуживаем, выезжали последний раз в начале сентября. В это же время айскейк-мобили из парков решили убрать — погодные условия не позволили надолго задержаться. Думали, что сезон закончился. Возвращаться обратно в парк из-за тепла не планируем — пока сосредоточены на розничной торговле.


Как ресторану открыть летнюю веранду и заработать на этом:


1.

Запастись миллионом рублей для запуска

Функционирование летнего кафе влетит рестораторам в копеечку — подумать придется не только о монтаже и демонтаже террасы и крыши над головой, но и об озеленении веранды, покупке дополнительной мебели и посуды, пледов, светильников, подсвечников, штор и жалюзи. Вдобавок потребуется нанять дополнительный персонал и обновить меню.

2.

Выбрать удачную локацию с хорошей проходимостью

Для посетителей важны вид, который открывается с летней веранды, и ее локация — находится ли она в прогулочной зоне и как далеко расположена от станции метро. Размер прибыли от веранды напрямую зависит также от ее внешнего вида и количества посадочных мест.

3.

Обсудить все тонкости с мэрией Москвы и подождать ответа в течение 3 месяцев

Согласование документов, размещения, размеров и внешнего вида веранды в окружной префектуре занимает 1-3 месяца (зависит от сложности проекта).


Полный текст инструкции читайте на Inc.