По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, мессенджер Telegram будет заблокирован в ближайшие дни из-за отказа владельцев предоставить сведения для реестра организаторов распространения информации. Создатель мессенджера Павел Дуров назвал предстоящую блокировку «саботажем государственных интересов России». По данным аналитического сервиса Combot, месячная аудитория мессенджера в России — около 7 млн. Telegram — основное средство коммуникации во многих компаниях и даже в госорганах. По данным источников Inc., для рабочего общения этот мессенджер используют Сбербанк и Минкомсвязи (которому подконтролен Роскомнадзор). С момента создания мессенджера в 2013 году на нем зарабатывает целый пласт бизнесов. Предприниматели, чей бизнес связан с Telegram, рассказали Inc., что они будут делать, если мессенджер заблокируют.
Администратор Telegram-канала «Интересные статьи»
(31 701 подписчик)
У нашей рассылки — 73 тысячи читателей на разных платформах. На Telegram приходится около 70% нашей выручки, но сомневаюсь, что от блокировки выручка упадет более чем на 20%. Для проектов, целиком зависящих от Telegram, ситуация тяжелее.
Мы представлены на Facebook, Telegram, Viber, Pocket, «ВКонтакте», Flipboard, e-mail, ICQ, Twitter, OK, G+, TamTam. Кто-то переберется на другие платформы, а большинство обойдет блокировку и продолжит читать рассылку в Telegram. Сам я не брошу Telegram.
Думаю, каналы с десятками тысяч подписчиков сохранят 40-50% аудитории. Проекты меньше 10 тысяч читателей вполне могут сохранить и 80% аудитории.
администратор канала «Обмани меня» (5936 подписчиков)
Бюджеты рекламы в русскоязычном сегменте Telegram невелики: среднесуточный оборот не выше 300 тысяч рублей.
Среднестатистический пользователь понимает, что Telegram, отказывая государственным структурам в ключах шифрования, охраняет пользовательские данные и переписку. Мессенджер используют для безопасности, а тут еще и шумиха в СМИ. Разве не чудесная PR-компания?
Шумиха и блокировка Telegram скажутся позитивно на количестве его пользователей, так что владельцам каналов и заказчикам рекламы переживать нечего. Тем более, что в Telegram можно обойти блокировку «из коробки» (функция использования прокси в настройках).
Основатель и генеральный директор сервиса аналитики Combot, создатель биржи рекламы в Telegram
Наш сервис не пострадает от блокировки: мы никогда не делали ставку только на Россию, работаем с разными мессенджерами, нас интересуют данные, а не реклама. Мы собираем статистику по групповому общению на русском и других языках для бизнесов и рекламодателей.
Совсем из Telegram мы не уйдем. Российский рынок для нас — родной, но не приоритетный. Переключаемся на Иран (уже планируем выход на их рекламный рынок через локального партнера) и другие мессенджеры. Изначально это было прописано в стратегии развития нашей компании, но блокировка ускорит процесс. В других мессенджерах более платежеспособная аудитория: например, аудитория Slack привыкла платить десятки тысяч долларов в год за аккаунты и аналитику.
Российский рынок рекламы в Telegram интенсивно растет — в декабре 2016 года он оценивался в 3 млн, а сейчас составляет около 10 млн рублей (около 5 млн — коммерческая реклама, остальные 5 млн — политическая). Но это очень мало (в Иране на Telegram приходится половина доходов всего digital-рынка — около $100 млн).
администратор Telegram-канала «Интернет-аналитика»
(19477 подписчиков)
В Telegram канал с 15-25 тысяч подписчиков может заработать на рекламе 60-80 тысяч рублей в месяц.
Мы готовим несколько площадок на случай блокировки мессенджера в России: это будет блог на Medium и личный сайт, платная рассылка и бот в Facebook.
администратор Telegram-канала «PR-работа» (4233 подписчик)
В случае блокировки уйдем на другие платформы — у нас есть дубль группы в Facebook. Я зарабатываю 20-30 тысяч в месяц, но это скорее хобби, чем работа.
В Telegram у меня сейчас около 4 тысяч подписчиков, в Facebook — 13 тысяч. В Facebook это смешанная аудитория, а подписчики канала в Telegram — дистиллированные (в основном, пиарщики).
директор разработчика ботов для мессенджеров BotLab
Мы разрабатываем решения на основе чатботов. Многие платформы позволяют делать автоматизированные чатботы, но наиболее распространены Telegram и Facebook Messenger, а в России — Telegram.
При блокировке мессенджера мы потеряем часть бизнеса по разработке чатботов для российского рынка, но это не критично: основные заказчики ботов — не в России. Думаю, разработчики в большинстве переключатся на платформу Facebook Messenger и будет ждать появления нормального API и поддержки ботов в «ВКонтакте».
Все крупные заказчики ботов еще год назад поняли, что в России Telegram могут заблокировать, и в технических заданиях прописывали кросс-платформенность и быстрый перенос логики бота из Telegram на Facebook Messenger.
основатель и гендиректор ArtNauka
У нас в штате только несколько сотрудников, остальные (около 20) — на аутсорсе. Все проекты мы ведем в Telegram: чаты, направления и прочее — все там. В случае блокировки будем использовать VPN. Сейчас мы его используем для LinkedIn, хотя соцсеть заблокирована в России.
Если проблемы с Telegram будут существенными — перейдем в Slack либо в другой мессенджер без кучи знакомых и отвлекающих факторов (например — WeChat).
PR-партнер LED agency
Telegram — основной канал коммуникации в нашей компании. Им пользуются все сотрудники (около 40 человек) для общения внутри проектов, а также с клиентами и партнерами: это экономит время. Раньше пользовались Viber и WhatsApp, а потом появился Telegram.
Мы верим в торжество здравого смысла, но при худшем исходе будем тестировать бизнес-решения Facebook Messenger.
директор департамента городских и маркетинговых проектов Фонда развития Иннополиса
В городе есть система чатов: общий чат (SuperInnopolis), чат для поиска попутчиков, чат велопроката, магазина, бара… всего более 100 чатов. Можно писать мэру — 2 клика, и он ответит лично.
Мы рассматриваем другие инструменты и способы комфортной миграции на них для соблюдения законности. Мы определили ряд критичных требований и на их основе формируем рейтинг решений для города. Блокировка ускорит переход на более структурированные решения, потому что мессенджер — это скорость, но нам нужно еще и плечо со структурированной информацией. При сопоставимом функционале и возможностях мы выберем отечественный продукт.
Мы надеемся, что все обойдется и разрешится. #телеграмживи, вот это всё.