Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

adv@incrussia.ru

Журнал

3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong

3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Сколько будет стоить «синий воротничок» после пандемии? Что происходит на рынке линейного персонала

Сколько будет стоить «синий воротничок» после пандемии? Что происходит на рынке линейного персонала
Фото: Hinterhaus Productions / GettyImages

Еще несколько лет назад любой HR-менеджер уверенно назвал бы  IT-специалистов — самой дефицитной профессией, но это было до того, как Россию (и не только ее) внезапно и неотвратимо накрыло нехваткой линейных кадров. Сегодня именно «синий воротничок» стал одним из самых редких и с трудом привлекаемых штатных единиц. Почему это произошло, что происходит с зарплатами на рынке и куда они движутся, в колонке Inc. Russia разбирается основатель и управляющий директор GigAnt Денис Решанов.

Еще до пандемии спрос на линейный персонал в крупных городах начал превышать предложение — в среднем на 10 вакансий в ретейле приходилось примерно семь успешных кандидатов. Впрочем, зависимый от линейного персонала рынок с такой ситуацией смирился и научился жить в режиме постоянной текучки и найма, порой с минимально необходимым штатом. Однако то, что произошло в результате пандемии, даже для опытных эйчаров стало шоком. Кандидатов на рынке просто не осталось — к примеру, в Петербурге на 10 открытых вакансий приходится три резюме (даже не успешных кандидата). По сравнению с началом 2020 года, в прошлом году число открытых вакансий в ретейле увеличилось на 52%, в транспортной сфере — на 53%, в сегменте HoReCa — на 54%. Основной спрос сформировался на курьеров, кассиров, официантов, грузчиков и водителей.

Отток трудовых мигрантов и ужесточение требований к ним

Мигранты уехали, и в том же количестве, вероятно, никогда уже не вернутся, — на этом сходятся почти все эксперты рынка труда. Это привело к вымыванию с рынка колоссального количества рабочей силы и, как следствие, нехватке кадров практически во всех сферах обслуживания. Во время коронакризиса приток трудовых мигрантов в Россию сократился примерно в 2,5 раза. По неофициальным данным, в 2019 году в стране находились около 11,2 млн мигрантов, в 2020 году — 7,1 млн, а в 2021-м — всего 5,6 млн человек. Надежда на их возвращение окончательно испарились из-за ужесточения процедуры трудоустройства.

Сегодня, чтобы мигранту официально устроиться на работу, ему нужны патент и полис ДМС, также необходимо сдать экзамен по русскому языку и истории. Все это не только сложности, но и дополнительные расходы, оцениваемые в среднем в 30 тыс. руб., не считая стоимости аренды во время вынужденного «простоя» на время оформления. Кроме этого, ему необходимо пройти дактилоскопическую регистрацию и медицинское обследование. А с учетом колоссального роста цен на билеты и аренду жилья, вернуться в Москву и другие крупные города — непосильная роскошь для многих бывших трудовых мигрантов. Помимо этого, сейчас активно продвигается позиция по снижению доли мигрантов даже в таких зависимых отраслях, как стройки и ЖКХ, а также введению новых требований, в том числе и для граждан ЕАЭС, так что мигрантов станет еще меньше.

Ко всему прочему Россия во многом потеряла привлекательность для мигрантов — с учетом слабого рубля и постоянного ужесточения правил, для них стали более выгодны условия работы в Турции, Казахстане, Южной Корее, ОАЭ и других странах.

Например, в Корею трудовая миграция облегчается двусторонними соглашениями, в частности, с Узбекистаном и Кыргызстаном, туда также охотно едут и из Таджикистана. Там мигранты работают по 12 часов и получают от $100 до $120 в день, а за 8-часовой рабочий день они получают до $90. На сезонные работы в Турцию охотно едут узбекские женщины. Поддерживая эти каналы, турецкое правительство еще в ноябре 2018 года увеличило срок безвизового пребывания в стране для граждан Казахстана, Узбекистана и Таджикистана с 30 до 90 дней. В Турции зарплата мигранта — до $700 в месяц, при этом пребывание там может представляться более комфортным.

Долгая стагнация на рынке

Другая проблема, которая, с одной стороны, была последствием долгого пребывания мигрантов на рынке труда и, с другой, не позволила решить проблему после их выбытия «своими силами», — это низкая привлекательность вакансий из-за низкой зарплаты. До пандемии зарплаты синих воротничков долго держались в стабильной вилке и казалось, что ничто не может повлиять на их рост. Причиной был в том числе и наем минимально оплачиваемых мигрантов, редко требующих социальных гарантий или улучшения условий. Но за время пандемии зарплата линейного персонала выросла уже на 35%.

Средняя зарплата грузчика (в тыс. руб.), данные «Авито Работа»

201920202021
Россия303540
Москва50,469,573,6
Санкт-Петербург353945,4

Кстати, именно грузчик стал одной из наиболее проблемных позиций для закрытия в 2021 году, но к причинам мы еще вернемся.

Конкуренция с онлайном

И, наконец, удар нанес растущий онлайн. Единственный независимый от локдаунов и ограничений сегмент демонстрировал скачкообразный рост, что в свою очередь привело к росту спроса на курьеров в восемь раз. Зарплаты ставших незаменимыми сотрудников доставки пошли в рост, превращая другие позиции в линейном персонале в неконкурентоспособные. За последние три года зарплата курьеров выросла по России на 75%. Так, в 2019 году средняя зарплата курьера не превышала 40 тыс. руб., в 2021 году — достигла 70 тыс. руб.

По сути, курьерские службы просто «пропылесосили» рынок, переманив к себе огромную часть кандидатов, из-за чего дефицит линейного персонала в других сферах стал просто катастрофическим. Именно по этой причине практически исчезли грузчики и так значительно выросли обещанные им зарплаты — кто захочет выполнять тяжелую работу с риском для здоровья, если более существенный доход можно получить, катаясь на велике или за рулем в качестве курьера?

Что будет дальше?

На рынке сохранится дефицит персонала, поскольку оснований для того, чтобы он проходил, у нас не много: трудовые мигранты и жители регионов не вернутся, плюс к тому все сильнее дает о себе знать демографическая яма. То есть конкуренция за людей между компаниями продолжится и зарплаты линейного персонала будут расти. Как только конкуренция по ставкам закончится внутри ретейла, начнется конкуренция между отраслями.

При этом, увеличивая зарплаты, компании будут неизбежно наращивать долю фонда оплаты труда (ФОТ) в выручке, потому что цены на продукты для конечного потребителя просто не могут расти такими темпами. То есть у этого роста зарплат в ретейле есть естественные ограничители — эффективность бизнеса и покупательская способность населения, ограничивающая сопоставимый рост цен. В начале пандемии среднее отношение ФОТ к РТО (розничному товарообороту) составляло 6–8%, а ставка линейного персонала в час — в среднем 170 руб.

Думаю, что порог рентабельности наступит при достижении отношения ФОТ к обороту значения 15%, то есть при росте ставки в 2–2,5 раза, до 430 руб./час. Таким образом, максимальной возможной ценой за линейного сотрудника выглядит цифра 72 тыс. руб. И уже этот сценарий повлечет существенный рост цен, что неминуемо приведет к необходимости для ретейлеров искать новые решения, чтобы повысить эффективность.

Что касается курьерских услуг, здесь уже видны результаты резкого повышения их стоимости, — все больше служб доставки так или иначе вводят платную доставку, подписочные модели и сервисные сборы. В отличие от того же офлайн-ретейла, который вынужден «размазывать» дополнительные косты по ценам, онлайн и службы доставки просто частично или полностью перекладывают стоимость услуг курьера на покупателя в виде услуги доставки.

Но и здесь есть ограничитель — привыкшие к выгоде онлайна покупатели не готовы считаться с несходящейся экономикой е-кома и с большей вероятностью переключатся на те компании, которые пока готовы субсидировать доставку. При этом для доставок есть и другой риск: повышая оплату зачастую нанимаемых на ГПХ самозанятых курьеров, компании ожидают максимальной производительности, по сути превращая разовые услуги в полноценный рабочий день. Масштаб происходящего начинает привлекать внимание ФНС, что грозит массовыми переквалификациями. В случае, если компании будут вынуждены нанимать и без того недешевых курьеров в штат, стоимость доставки рискует еще сильнее увеличиться.

Так откуда брать людей?

Если сотрудников критически не хватает в городах, а мигранты не стремятся возвращаться в докризисном формате, одними из немногих доступных доноров рабочей силы станут вахты из регионов и стран СНГ на временные и сезонные работы. Бизнесу придется более системно и гибко подходить к планированию, потому что такого изобилия готовых работать за минимальную ставку мигрантов уже не будет. Стоимость вахтовиков будет выше, а выбор меньше.

У двух других доноров, помогающих решать проблему кадрового голода, — аутсорсинга и парт-тайма — ставки также будут расти пропорционально рынку найма, потому что в конечном счете максимальное закрытие заявок клиентов смогут обеспечить именно те сервисы, которые привлекают исполнителей также и конкурентными ставками. Но этот рост не будет бесконечным, а затем цены и вовсе могут пойти вниз. Текущее повышение стоимости ставок в part-time уже не остановит его от роста и все большего проникновения в стандартную HR-практику.

По сути, в условиях растущих цен на штатный персонал именно парт-тайм является тем самым средством повышения эффективности затрат на персонал, наравне с КСО и другими решениями по автоматизации. И если в 2021 году парт-тайм-сервисы прочно вошли только в ретейл, то в дальнейшем отрасли, которые пока не готовы на использование исполнителей part-time сервисов, например индустрия гостеприимства, в итоге тоже придут к временным исполнителям.

Так и рынок аутсорсинга, несомненно, будет эволюционировать, двигаясь к повышению автоматизации и прозрачности. Сегодня этот рынок серый и погрязший в ручных процессах, что сказывается и на скорости, и на качестве как самого сервиса, так и исполнителей. Клиенты не готовы платить на уровне штата, поскольку услуги аутсорсинговых сотрудников обычно низкого качества, а производительность низкая. Из-за этого аутсорсинговые агентства платят мало, на такие предложения соглашаются только низкоквалифицированные специалисты, а они, в свою очередь, не могут оказывать качественные услуги, — так замыкается круг. Причем тот факт, что аутсорсинг нужен и потенциально выгоден, понятен всем, но в текущем виде он нежизнеспособен — особенно с учетом неизбежного повышения его стоимости.