• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Кто подсаживает российский бизнес на биохакинг

Кто подсаживает российский бизнес на чекапы и физиотерапию. История «Лаборатории биохакинга»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться Inc.Promo

Технологии будущего: почему российские стартапы не хотят осваивать блокчейн и большие данные

  • Никита Камитдинов редактор Inc.

Новые технологии, которые меняют мир, — предмет постоянных спекуляций в медиа. Кажется, что мы уже давно ждем удобные очки, которые заменят смартфоны, позволят незаметно сканировать собеседника и, дополнив окружающий мир фантастическими объектами, сделают жизнь сказкой (а еще никогда не разрядятся). Венчурные инвесторы наблюдают за технологическим прогрессом прагматично: их задача — найти инновационные проекты, которые помогут заработать деньги на реальном рынке. На лекции, организованной BMW в Музее современного искусства «Гараж», партнер инвестиционной компании iTech Capital Алексей Соловьев объяснил на конкретных примерах, чем живут компании, которые пытаются заглянуть в будущее, и на какие сферы применения дополненной реальности, блокчейна и машинного обучения технологическим предпринимателям нужно обратить внимание прямо сейчас.


Машинное обучение и рост продаж

Один мой друг консультирует стоматологические клиники. Основная проблема: их основатели —  врачи и не понимают, как устроен бизнес. Мой друг приходит к ним и говорит: «Вы очень хорошо умеете лечить зубы, а я сейчас научу вас, как делать бизнес». И начинается: ресепшн, звонки, маркетинг, интернет.

За время работы у него накопились тысячи реальных записей входящих холодных звонков от клиентов, и появилась идея: «А можно запихнуть весь этот массив разговоров в какую-нибудь штуку, которая будет подсказывать сотрудникам ресепшн, какой следующий вопрос следует задать звонящему, чтобы с максимальной вероятностью конвертировать его в посетителя?»

Так вот, пока такого сервиса нет, но думаю, вполне может появиться через год или два. Только, скорее всего, вместо сотрудников ресепшен будут самообучающиеся роботы или чат-боты.

Фото: Иван Гущин/Inc.

Как боты заменят колл-центры

Есть индустрии, в которых постоянно надо нанимать и увольнять большое количество людей. Все магазины X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», — Inc.) ежегодно нанимают и увольняют десятки тысяч людей (летом прошлого года сеть сообщала, что одна «Пятерочка» нанимает 15 тыс. человек ежемесячно, — Inc.). Можете себе представить, сколько времени уходит каждый раз на составление вакансий, изучение резюме и собеседования.

Но даже в России — не самой развитой технологической державе — уже есть компания Stafory, которая пытается решить эту проблему. В их проект «Робот Вера» проинвестировал ФРИИ. Они просто шли по алгоритму: задай такой вопрос — запиши ответ, задай следующий вопрос — запиши ответ, и так далее; если ответ на последний вопрос — «да», тогда переключи на оператора. Следующий шаг: человек отвечает как угодно, и алгоритм пытается понять суть ответа. У ребят есть аудиозапись, на которой слышно, как человек начал флиртовать с этим роботом. На тот момент это был курьез, но технологии уже достигли такого уровня развития, что скоро мы не будем отличать, кто нам звонит —  человек или робот. Недавний релиз проекта Google Duplex — сервиса, который позволяет с помощью ИИ забронировать столик в ресторане или  записаться в парикмахерскую, — вызвал такой шквал негатива, что Google пришлось специально пообещать предупреждать пользователей, что с ними говорит робот.

Сейчас в колл-центрах по всей стране десятки тысяч людей сидят и отвечают на одни и те же, довольно примитивные запросы: «У меня заблокировалась карточка» или «Мне надо поменять симку». Они работают по алгоритму: отвечают не то, что думают, а то, что им нужно ответить. Сейчас в любом колл-центре с тобой разговаривает биоробот, который потребляет кашу и кефир, но при этом не имеет своего мнения. Вполне логично заменить их ботами.

Не стоит при этом бояться, что люди останутся без работы — появятся новые, более интересные варианты, чем сидеть на ресепшене и отвечать на однотипные звонки про кариес. Давайте вспомним: «Сейчас автомобили убьют конные перевозки — куда же мы денем этих конюхов?! Куда же девать лошадей?! Это катастрофа! Запретить автомобили!». У меня трое маленьких детей, и я уверен, что их будущих профессий сейчас просто не существует.

Фото: Иван Гущин/Inc.

Дополненная реальность и бизнес

В отчете Deloitte говорилось, что в 2018 году 1 млрд человек создадут как минимум 1 объект дополненной реальности на своем смартфоне. Вопрос в практическом применении. Сейчас дополненная реальность — это, в основном, развлечения (маски и сердечки), но способов практического применения пока не очень много. Хотя технология шагает семимильными шагами.

Я не только венчурный инвестор, но еще и сооснователь нескольких технологических компаний, — одна из них занимается контролем хода строительства. Они используют шлем дополненной реальности: можно посмотреть, например, на потолок и увидеть балки, которых еще нет, причем эти балки будут располагаться именно там, где должны появиться в будущем. Когда строители зальют эти балки, можно надеть шлем и посмотреть, так ли они выглядят. Прораб ходит по стройке в шлеме и смотрит, что происходит. Таких способов применения дополненной реальности будет все больше.


BMW Group Россия и Музей современного искусства «Гараж»


BMW Group Россия и Музей современного искусства «Гараж» объявили о начале долгосрочного сотрудничества в 2017 году. Главная цель этого партнерства для немецкого концерна заключается в популяризации культуры и искусства и, в частности, поддержке современного искусства в России. Именно поэтому BMW Group Россия и Музей «Гараж» запустили совместную грантовую программу поддержки молодых художников в категории «Искусство и технологии». Кроме того, концерн поддерживает самые важные и резонансные выставки Музея, а также открытие новых сезонов.


Новый BMW X5

Родоначальник модельной гаммы BMW X впервые предстал перед российской публикой на крыше Музея современного искусства «Гараж» в центре Москвы 23 июля. Новое поколение BMW X5 отличается еще большей динамичностью и универсальностью благодаря новым двигателям и системам шасси. SAV получил новый восьмицилиндровый двигатель V8 в версии BMW X5 xDrive50i, а также – впервые для модели BMW X — пневмоподвеску передней и задней оси, интегральное активное рулевое управление и специальное внедорожное оснащение. Широкий набор современных систем помощи водителю, а также система индивидуальной настройки дисплея и приборной панели BMW Live Cockpit Professional, дебютирующая в этой модели, доступны уже в стандартной комплектации.

Отличительными чертами дизайна BMW X5 стали большие решетки радиатора, объединенные в единый элемент, а также линии сгиба на боковой части автомобиля и объемные светодиодные фонари сзади. Кроме того, автомобиль стал длиннее и шире предшественника. Еще более внушительный и просторный, он создает впечатление надежности и уверенности на дороге.


Почему Big Data пока не идет (особенно в России)

Зачастую что-то декларируется, но не делается. Особенно часто это случается в сфере больших данных. Я не очень верю в большие данные с прикладной точки зрения. Казалось бы, такая простая вещь: загрузил звонки — проанализировал. Но что такое «загрузил»? Что такое «проанализировал»? К каким выводам нужно прийти? Возникает огромное число технических вопросов, на которые невозможно найти простые ответы.

На западе есть компании, которые предлагают банкам определить соц-дем профиль клиента на основе банковских транзакций. Мы в свое время пытались проинвестировать в компанию Smart Checkout, которая делала похожую вещь в ретейле, но, естественно, ничего не полетело: Россия пока к этому не готова. Мы говорили, что можно построить соц-дем профиль на основе анализа корзины покупок в супермаркете. Не получилось, потому что построить соц-дем профиль тяжело. К тому же надо сначала продать это ретейлерам, а потом мерчантам (корпорациям типа Pepsi). То есть надо 2 раза сделать b2b-продажу, что очень сложно. А деньги капают  все же зарплату получают. Предприниматели знают: есть сбыт, нету сбыта, а зарплату все равно приходится платить.


Кто подружит корпорации с блокчейном


Блокчейн — тема разогретая; она точно полетит. Проблема блокчейна сейчас следующая: нет никакого практического применения в энтерпрайзе. Сбербанк говорит, что хочет стать blockchain-enabled компанией, но не знает, как это сделать. Газпромбанк выпустил блокчейн-облигации, но на самом деле это не блокчейн-облигации, а не пойми что.

Фото: Иван Гущин/Inc.

Прагматизм стартаперов и технологический прорыв

Я выпускаю отчет «Стартап-Барометр» о том, чем занимаются и как выглядят стартапы. Один из вопросов в нем: «Что вы делаете?» 3 самых популярных ответа: финтех, маркетплейсы и SAAS (software as a service — программное обеспечение как услуга, — Inc.). То есть 3 самых популярных направления, которыми занимаются наши стартапы, не имеют ничего общего с перспективными технологиями — блокчейном, Big Data и умными ботами.

Разве молодой выпускник вуза может твердо решить 12 лет заниматься разработкой? Конечно, нет. Если он полезет в технологическое предпринимательство, то будет делать что-то, на чем сможет построить бизнес. А деньги можно заработать на чем-то, что уже сейчас лежит на поверхности.

Такая ситуация в России — это ни плохо, ни хорошо. Технологии, которые изменят мир, — где-то в будущем, а люди, которые работают здесь и сейчас — в настоящем. И мало кому хватает запала и замаха идти на шаг вперед. В этом смысле круто, что есть компании вроде Stafory, которые и деньги зарабатывают, и совершают какой-никакой технологический прорыв.