Разобраться • 9 марта 2022
Какие потребительские бренды уже ушли и еще могут уйти из России
Какие потребительские бренды уже ушли и еще могут уйти из России
Автор: Наталия Владимирова
Фото: Bloomberg / Getty Images
Нас окружают сотни вещей, и мы редко задумываемся об их происхождении. Тем временем большая их часть произведена иностранными компаниями — на заводах в России или за рубежом. Каких привычных потребительских брендов мы лишимся из-за санкций? Мы составили список (не претендующий на абсолютную полноту), поделив бренды на категории.
Автомобили
На сегодняшний день о временной приостановке производства или поставки и продажи автомобилей в России уже заявили немецкая автомобилестроительная компания (входит в состав концерна Volkswagen Group) Audi, шведские Volvo и Scania, американские General Motors и Ford, японские Toyota и Honda.
По данным «АВТОСТАТ», доля импортных машин на российском рынке за последний год выросла — по итогам 2020 года данный показатель составлял 15%. В то время как весь авторынок продемонстрировал рост на 3%, продажи импортных автомобилей в 2021 году увеличились на 23%.
Чаще всего граждане нашей страны покупали импортные автомобили марок Kia и Hyundai. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на исследование сервиса «СберАвто» и онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру». Эти южнокорейские бренды пока не заявили об уходе с российского рынка.
Электроника и ПО
В январе 2022-го компания «М.Видео-Эльдорадо» проанализировала самые популярные бренды электроники у россиян. Среди десяти самых популярных брендов нет ни одного российского производителя. Про уход Apple знают уже все. История об уходе Samsung с рынка оказалась фейком, так же как и история с остановкой поставок запчастей немецкого гиганта Bosch. Американская HP приостановила отгрузку товаров. О том, что крупнейшие производители производителей процессоров Intel и AMD могут остановить поставки в Россию, СМИ писали еще на прошлой неделе. Позже компании подтвердили эту информацию официальными заявлениями.
По данным различных исследований российского рынка вычислительной техники, более 80% рынка принадлежат иностранным производителям. Пока что на рынке продолжают работу корейцы LG, тайваньцы Asus, и китайцы Lenovo, Haier и Xiaomi. В связи с уходом американских компаний, их доля может существенно подрасти.
При этом производители российской микроэлектроники также столкнулись с ограничениями. Тайваньская компания TSMC — самый крупный контрактный производитель микросхем и чипов — прекратила производство российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус». Других процессоров у нас нет.
Активнее всего на уход иностранных компаний с рынка отреагировали российские разработчики программного обеспечения. После того, как свою деятельность на российском рынке приостановили зарубежные разработчики ПО Microsoft, Oracle, SAP и др., спрос на отечественные решения вырос на 600%.
Лекарства
По данным DSM Group, топ-10 фармацевтических компаний в январе 2022 года занимали 33,6% стоимостного объема продаж препаратов на коммерческом рынке лекарственных препаратов, при этом в штучном выражении эти производители занимают долю в 24,3%.
На первой строчке рейтинга единственная в списке российская компания «Отисифарм» (доля 5,3% в рублях) — её доля сильно подросла из-за пандемии (именно она владеет брендами «Амиксин», «Арбидол» и «Максиколд»). Корпорация Bayer (доля 4,2% в рублях) расположилась на второй позиции, потом идут Novartis, Strada, Sanofi, GlaxoSmithKline, Teva, Abbott, A.Menorini, Servier. Лекарства (пока) не попали под санкции, и никто из этих компаний (пока) не заявил об уходе с рынка. Но цены растут из-за курсовой разницы, а также из-за проблем с логистикой.
Что касается производства лекарств, то большая доля импортных субстанций для приготовления российских таблеток и микстур ввозится из Китая и Индии. И тут не всё так просто: как рассказал ведущий эксперт фармрынка Павел Лисовский, есть проблемы с доставкой субстанций, потому что закрыты все порты, а также с оплатой — китайские банки не хотят принимать платежи от наших компаний, потому что боятся санкций. По его мнению, субстанций хватит на два месяца — да и то лишь крупным фармкомпаниям.
Косметика и парфюмерия
Согласно исследованиям «РБК.research», отечественный рынок косметических средств сегодня четвёртый по размеру в Европе и уступает только английскому, немецкому и французскому. По данным AdIndex, в отрасли преобладает импорт, на который приходится примерно 70% продукции. Лидерами российского рынка продолжают оставаться знаменитые бренды, представленные зарубежными производителями. На долю тройки лидеров — Procter& Gamble, L’Oréal, Unilever Group — приходится около 30% рынка в денежном выражении.
Procter& Gamble объявила о частичном уходе с российского рынка (останутся только средства гигиены и ухода за собой). Unilever заявил об остановке экспорта в Россию: компания продолжит продажу жителям страны произведенных внутри страны повседневных предметов первой необходимости и гигиенических средств, однако будет держать этот вопрос «под пристальным вниманием». Об уходе из России и закрытии магазинов также заявил бренд Sephora.
L’Oréal временно закрывает свои магазины в России, но завод компании в Калужской области, где производятся краска для волос, шампуни и средства личной гигиены, продолжит работу. Кстати, по сообщению Le Figaro, президент Франции Эмманюэль Макрон на встрече с 15 представителями крупного французского бизнеса, который работает в России (среди которых был L’Oréal), посоветовал им воздержаться от поспешных решений и не уходить пока из страны.
В сегменте прямых продаж косметики лидером остается американская компания Avon, которая пока что молчит о своих планах.
Одежда, обувь и аксессуары
Из топ-10 торговых сетей (на них приходится порядка 10-11% рынка) о своем уходе с российского рынка уже заявил Inditex (Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho, Massimo Dutti) и H& M. Магазины Victoria’s Secret также временно приостанавливают работу в России. Японский Uniclo пока что решил остаться. «Одежда — это жизненная необходимость. Российский народ имеет такое же право на жизнь, как и мы», — заявил Bloomberg основатель компании Fast Retailing Co. Тадаси Янаи.
О приостановке деятельности в России заявил adidas. Кстати, adidas входит и в топ-10 обувных ретейлеров. Из этого топа, возможно, скоро уйдут датчане Ecco — они пока молчат, а также французский Decathlon (и это будет огромная потеря еще и для сегмента спорттоваров) и швейцарцы Rieker.
Fashion Consulting Group в недавнем интервью рассказала, что на территории РФ производится не более четверти той одежды, которую потребляет рынок. При этом готовая продукция, которая выпускается в РФ, активно интегрирована в международный товарообмен: волокна, красители, нити, ткани, фурнитура и оборудование для предприятий поставляются из-за рубежа. Среди международных поставщиков товаров легпрома лидирует Китай, который занимает 40% от всего импорта лёгкой промышленности, далее следуют Италия (7%), Турция (7%) Бангладеш (6%), Белоруссия (6%), Вьетнам (6%). Кроме того, локальное швейное производство обеспечивает не более 25% от рынка готовой продукции. И само оборудование на швейных производствах — импортное. Это означает, что несмотря на уход наиболее сильных игроков с российского рынка, отечественным брендам нелегко будет занять их нишу.
Продукты питания
В «Рейтинг топ-10 производителей продуктов питания и напитков РФ» за первую половину 2021 года агентства INFOLine вошли четыре иностранные компании.
Американская PepsiCo в нём на первом месте (это не только Pepsi, но и «Агуша», «Кубанская бурёнка», «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Любимый», J7, «Фруктовый сад», «Мажитель», 7Up, Lays, Cheetos, «Хрустteam», Lipton). По оценке аналитиков, Россия для нее — второй по величине международный рынок после Мексики. Компания объявила, что прекращает продажу напитков и рекламную деятельность в России, но будет поставлять товары первой необходимости, такие как молоко и другие молочные продукты, детские смеси и детское питание.
Coca-Cola заявила о полной приостановке деятельности в России. «Мы будем продолжать отслеживать и оценивать ситуацию по мере развития обстоятельств», — отметили в сообщении. Позже компания уточнила, что не остановит производство, а прекратит инвестиции в маркетинг и новые проекты.
Швейцарская Nestle (бренды Nescafе и Nespresso, шоколад «Россия — щедрая душа», батончики KitKat, Nuts, Bon Pari, «Быстров» и Nesquik) заявила, что остаётся в России.
Американцы Mars (бренды Pedigree, Whiskas, Royal Canin, M& M’s, Snickers, Orbit, Twix, Uncle Ben’s, Dolmio) также не делали пока никаких заявлений о приостановлении работы.
Французская продовольственная компания Danone («Простоквашино», «Активиа», Actimel, «Растишка», «Тёма», «Даниссимо», Danone, «Биобаланс», «Актуаль», «Смешарики») сообщила, что не планирует прерывать деятельность в России и уходить с её рынка.
Сети общепита — McDonald’s, KFC, Pizza Hut, Starbucks — также объявили о временном закрытии всех ресторанов в России.
Онлайн-ретейлеры
Согласно рейтингу DataInsight, в топ-10 российских магазинов по объёму онлайн-продаж за 2020 год входит лишь один зарубежный сервис — AliExpress (на девятом месте). В компании приготовились к увеличенному объёму заказов, так что блокировать пользователей из России пока никто не собирается. Кроме того, платформа объявила, что продолжит принимать к оплате карты Visa и Mastercard, выпущенные российскими банками. Они будут действовать в течение всего срока службы. Также россияне могут рассчитываться картами «Мир».
Музыка и видео
На рынке музыкальных стриминговых сервисов в России лидирует «Яндекс.Музыка»: им пользуется 59% слушателей. 36% пользователей музыкальных стриминговых сервисов в России предпочитают Spotify, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования Deloitte «Медиапотребление в России — 2021». Третье место занял YouTube Music, четвёртое — сервис «VK.Музыка». И наконец, на последнем месте сервис Apple Music (14%). Spotify на неопределённый срок закрыл свой офис в России, отменил подписку Premium, а также удалил весь контент, принадлежащий российским государственным СМИ. То же сделала и платформа Apple Music. Но при этом стриминг всё ещё доступен для пользователей (никто не знает, сколько это будет продолжаться).
ИАА TelecomDaily определило крупнейшие онлайн-кинотеатры в России в первом полугодии 2021 года. У трёх лидеров — IVI, Okko и «Кинопоиск HD» — около 50% выручки рынка. Все три компании российские. А вот YouTube может уйти с рынка (четвёртый) так же, как это сделал Netflix (он в списке третий) и Megogo (шестая позиция).
Товары для дома и ремонта
В топ-10 DIY-сетей входят два иностранных гиганта. Французская компания Leroy Merlin (возглавляет топ) — сообщила, что не собирается уходить из России. А вот OBI, принадлежащая немецкой OBI GmbH & Co. Deutschland KG, только что сделала это. Также ушла с российского рынка и шведская IКЕА.
B2B-сервисы
Вся «большая четвёрка» аудиторов — PwC, KPMG, Deloitte и Ernst& Young — объявила о решении свернуть свою деятельность в России и Беларуси. Из этих компаний только KPMG объяснил, что сохраняет бизнес в России в полном объеме, но вне международной сети.
«7 марта KPMG International приняла решение о выходе практики в России из международной сети, — уточнила представитель компании. — Локальное партнерство сохраняет персонал и деятельность на российском рынке в полном объеме. Наша команда продолжит оказывать услуги клиентам с тем же неизменно высоким уровнем качества и клиентского сервиса, который уже более 30 лет ценит российский бизнес. Все формальные аспекты взаимодействия будут проработаны с каждым клиентом в индивидуальном порядке».