Разобраться • 22 декабря 2025
Чайный пузырь: закончится ли в следующем году хайп вокруг бизнеса на бабл-ти
Чайный пузырь: закончится ли в следующем году хайп вокруг бизнеса на бабл-ти

Автор: Екатерина Шевлягина
Станет ли сладкий чай, пришедший из Азии, такой же привычной экзотикой, как и суши? За последний год количество фреш-баров, предлагающих бабл-ти и другие безалкогольные напитки, составило 2,3 тыс. заведений по всей России, свидетельствуют данные 2ГИС. Некоторые уверены, что продукт будет и дальше набирать популярность и надо активно вкладываться в развитие франшиз и новых точек. Другие считают, что сегмент перенасыщен. «Инк» вместе с экспертами разбирался, стоит ли заходить на рынок или это пузырь, который скоро лопнет.
Станет ли сладкий чай, пришедший из Азии, такой же привычной экзотикой, как и суши? За последний год количество фреш-баров, предлагающих бабл-ти и другие безалкогольные напитки, составило 2,3 тыс. заведений по всей России, свидетельствуют данные 2ГИС. Некоторые уверены, что продукт будет и дальше набирать популярность и надо активно вкладываться в развитие франшиз и новых точек. Другие считают, что сегмент перенасыщен. «Инк» вместе с экспертами разбирался, стоит ли заходить на рынок или это пузырь, который скоро лопнет.
Бабл-ти — безалкогольный напиток, в состав которого входят чай (иногда кофе), молоко, фруктовые сиропы, пюре и маленькие жевательные шарики, напоминающие пузырьки. Собственно, от слов bubble (пузырь) и tea (чай) и произошло название этого продукта, который в Азии, откуда он пришел, называют най-ча (молочный чай с китайского. — Прим. ред).
Рецептов бабл-ти великое множество: от классической сенчи с сахаром до экзотических милкшейков с фруктовым желе.
Все веселье заключается именно в добавках. Скользкие разноцветные шарики — это не просто подсластитель, но и развлечение: их можно засасывать через широкую трубочку и жевать. А еще яркие напитки в модных стаканах отлично смотрятся в TikTok.
Напиток появился на Тайване еще в 80-х, и изначально в нем было всего два ингредиента: черный или зеленый чай и фруктовый сироп. Позже туда догадались добавлять шарики из сахара и тапиоки — крахмалистого продукта, добываемого из клубней тропического растения маниоки.
Первая волна популярности бабл-ти пришлась на 2010-е. Тогда крупные азиатские игроки Coco и Gong Cha вышли на американский рынок и быстро заняли свою небольшую нишу. А в 2013 году на YouTube завирусился клип на песню Bobalife, в котором иммигранты из Азии пили чай с шариками и выглядели счастливыми. В итоге напиток влился в американский мейнстрим, а затем распространился по всему миру.
В России первые точки бабл-ти тоже стали открываться в 2010-х. Тогда, правда, напиток массового ажиотажа не вызывал.

Эмиль Хачатуров
сооснователь бабл-ти франшизы «Тапиока»
«В октябре 2014 года мы открыли первое бабл-ти-кафе в Ростове-на-Дону. Это был первый бум бабл-ти. В том же году открылись еще восемь заведений, а через два года все позакрывались, остались мы одни».
Слова Хачатурова подтверждает и Татьяна Воронцова, основательница франшизы Bubble Team. «Наша первая торговая точка появилась еще в 2014 году на Дальнем Востоке. Это была первая волна открытий в нише бабл-ти, с 2015 по 2016 год, затем мы наблюдали затишье», — рассказывает она.
Второй раз подсадить российского покупателя на бабл-ти рестораторы попытались в 2018 году. Тогда предприниматели Артур Шустериовас и Глеб Голубев захотели открыть в Москве сеть необычных фреш-баров, идею которых они подсмотрели в Китае. Два года бизнесмены экспериментировали с рецептурами, создавая собственную формулу на основе ферментированного чая с фирменным кремом, и в 2020 году родился бренд PIMS — одна из самых популярных бабл-ти-франшиз на данный момент.
Шустериовас и Голубев были инноваторами, а позже за ними потянулись и другие, считает эксперт по стратегическому маркетингу и консалтингу в сфере ресторанного бизнеса Ульяна Салтан. В 2020–2022 гг. кафе с бабл-ти стали появляться на гастромаркетах, в фуд-холлах и торговых центрах. Открылись первые франшизы. А в 2023–2024 гг. произошел настоящий бум.

С октября 2023-го по октябрь 2024 года количество фреш-баров в России выросло на 14%, свидетельствуют данные сервиса 2ГИС. Тогда по стране работало 2 089 таких заведений, а к лету 2025 года их количество достигло 2,3 тыс. Наиболее активно этот сегмент бизнеса вырос в региональных центрах: в Челябинске за год стало на 47% фреш-баров больше (84 точки), в Перми — на 44% (33 точки), в Казани — на 36% (80 точек). В Москве цифры более скромные: сегмент прибавил всего 17%, теперь в столице открыты 800 бабл-ти-кафе.
«На рынке появились крупные игроки, — отмечает Ульяна Салтан. — Это франшизы PIMS, у которой около 100 точек, Double Bubble Tea — более 50 точек, Met Tea — около 40 точек. Активно наращивают присутствие и новые сети, такие как Hi Boba (запущена в 2023 году, уже 12 точек) и Bubble Store».

Ульяна Салтан
эксперт по стратегическому маркетингу и консалтингу в сфере ресторанного бизнеса, гастромаркетов и сервисных услуг
«Важный фактор популярности бабл-ти в России — общий тренд на азиатскую культуру. Согласно исследованиям, доля азиатской кухни на российском рынке общепита в 2025 году составляет 15–20%, а к 2026 году может достичь 30%. Это не просто мода, а культурный сдвиг: разворот к азиатской популярной культуре стал одним из главных итогов 2024 года в России».
Играет роль и мода на здоровый образ жизни. 28% российских зумеров вообще не пьют алкоголь, при этом 29% жалуются на недостаток безалкогольных вин и коктейлей в меню заведений, 12% — на отсутствие блюд из TikTok. И рынок общепита адаптируется к этому тренду.
По словам аналитика Ульяны Салтан, основная аудитория кафе с шариками — это именно поколение Z, то есть молодые люди 1997–2010 годов рождения, и альфа — дети, родившиеся в 2010 году и позже. Все они активны в соцсетях.

Татьяна Воронцова
основательница франшизы Bubble Team
«Наша основная целевая аудитория — это девушки 15–25 лет, активные пользователи социальных сетей, школьники и студенты. У большинства из них средний уровень дохода, они выбирают то, что им по душе здесь и сейчас, им важно попасть в комфортное место, почувствовать себя своими и быть в тренде».

Эмиль Хачатуров
сооснователь бабл-ти франшизы «Тапиока»
«К нам ходят школьники и студенты. Ядро целевой аудитории — девочки от 14 до 22 лет».
Некоторые сети стараются привлечь не только детей, но и их родителей.

Марина Лалетина
директор по франшизе Double Bubble Tea
«Этому способствует разнообразие ассортимента: помимо классического чая с молоком, фруктами и ягодами, у нас есть линейка напитков на основе кофе, которая привлекает более взрослую аудиторию, а также хэлси-линейка. В результате ядро постоянных гостей формируется в возрастном диапазоне от 12 до 45 лет».
Стремительный рост бизнеса стимулируется и тем, что бабл-ти-франшизы требуют относительно небольших вложений, обещая быструю окупаемость и стабильную прибыль.
Например, PIMS предлагает следующую бизнес-модель: первоначальные инвестиции — от 6 млн руб., окупаемость — один-два года, прогнозируемая выручка — 3–10 млн руб. в месяц (в зависимости от города) и рентабельность 15–20%. При этом у франшизы есть вступительный (паушальный) взнос в размере 1 млн руб. и роялти 7%. А франшиза Tea Funny обещает прибыль 285–375 тыс. руб. в месяц при выручке в 1,5 млн руб. и окупаемость за 8–10 месяцев.
Похожие суммы называют и в Double Bubble Tea. Маржинальность одной точки по итогам года составляет в среднем 25–30%, говорит Марина Лалетина, а среднемесячная прибыль — 350–500 тыс. руб.
«Инвестиции зависят от региона, и мы адаптируем финансовую модель под каждый кейс. В среднем открытие точки в регионах требует от 4 млн руб., в городах-миллионниках — от 5 млн руб.», — добавляет она.
Генеральный директор московской сети Teahiro Тамила Омарова раскладывает вложения на составляющие: «Основные статьи расходов на этапе открытия — это аренда и ремонт помещения. И тут цифры могут варьироваться от 500–700 тыс. руб. и до бесконечности. Все зависит от локации, дизайна, требований торгового центра, состояния помещения, и так далее. Для примера возьмем 500–700 тыс. руб. Дальше все стандартно: оборудование — 800–900 тыс. руб., набор команды и обучение — 100 тыс., инвентарь — 100 тыс., оргтехника — 100 тыс., документация, договоры на обслуживание, лицензии — 150 тыс., первые поставки продуктов, упаковка, бытовая химия — 700 тыс., транспортные расходы, внеплановые ремонтные расходы — 100 тыс., маркетинг — 30–50 тыс., подушка безопасности на первый месяц: аренда, ФОТ, поставки — 700–800 тыс. руб.».
Итого: стартовые инвестиции составят около около 3,5–4 млн руб. с запасом для открытия в хорошей локации в московском торговом центре. Если это франшиза, то сюда добавляется паушальный взнос. Обороты бабл-ти-бизнеса в Москве, по подсчетам Тамилы Омаровой, составляют в среднем 3–5 млн руб. в месяц, а среднемесячная прибыль — от 750 тыс. руб.
Есть и более скромные варианты по инвестициям. Так, сеть «Тапиока» из Ростова-на-Дону предлагает ориентироваться на вложения от 2,5 млн руб.: в эту сумму входят аренда и ремонт помещения минимум в 12 кв. м, покупка оборудования и первоначальная закупка ингредиентов. В год франшиза обещает от 4,9 млн руб. чистой прибыли и окупаемость за три-шесть месяцев.
Сэкономить можно на дорогостоящем «инстаграмном» ремонте, считает Эмиль Хачатуров, а еще оптимизировать траты за счет найма: например, взять одного управляющего и одного водителя сразу на несколько точек.

Эмиль Хачатуров
сооснователь бабл-ти франшизы «Тапиока»
«В нашем случае рентабельность по чистой прибыли — 43%, в среднем от 300 тыс. до 2 млн руб. с одной точки. У других она, скорее всего, ниже, потому что мы предлагаем прежде всего вкусный и качественный продукт, но у нас нет крутого интерьера и дорогого ремонта».

Татьяна Воронцова
основательница франшизы Bubble Team
«Для открытия острова с напитками площадью в 10 кв. м требуются инвестиции от 2 млн руб. В эту стоимость входят паушальный взнос, ремонт, арендные платежи, расходы на мебель, оборудование и ингредиенты».
В Москве, по ее словам, одна точка при выручке в среднем 1,8 млн руб. ежемесячно может зарабатывать 200–400 тыс. руб. чистыми.
Себестоимость одного стакана бабл-ти, по подсчетам Ульяны Салтан, составляет 50–120 руб. А средняя цена продажи — 300–400 руб. в регионах и 500–600 руб. в Москве. Для сравнения, себестоимость самого маленького стакана кофе с молоком в кофейне — 122 руб., а цена продажи — 250–300 руб.
Достичь стабильно высокой прибыли не так просто, считает Ульяна Салтан. «Эти цифры возможны, но требуют идеальных условий: отличной локации с высоким трафиком, эффективного маркетинга, квалифицированного персонала. Окупаемость менее чем за год возможна, но не гарантирована. Более реалистичный срок — от 12 месяцев. Прибыль условно 250 тыс. руб. тоже достижима, но требует продажи 100–150 стаканов в день при среднем чеке 300–400 руб.», — подчеркивает маркетолог.
Кроме того, франшизы часто не называют выручку в низкий сезон (зимой она может падать в два раза) и не раскрывают полный перечень затрат, предупреждает Ульяна Салтан. Кроме роялти, который обычно составляет 2–10%, есть также маркетинговый взнос (1–7%), ограничения по поставщикам и штрафы за досрочное закрытие.
Три из четырех игроков, опрошенных «Инком», настроены позитивно и готовятся к дальнейшему росту ниши. «Следующая задача рынка — расширение аудитории за счет новых гостей. По результатам опросов, аналитики приложения и финансовых показателей мы видим, что рынок продолжает расти, становится более структурированным и качественным», — уверена Марина Лалетина из Double Bubble Tea.

Татьяна Воронцова
основательница франшизы Bubble Team
«Наш прогноз для ниши на ближайшие три года положительный: рынок будет расширяться за счет крупных сетей. Напитки с джусболлами и тапиокой настолько понравились нашим гостям, что вряд ли мы будем наблюдать спад спроса».
«Продукт еще не до конца укоренился в потребительской среде, а это означает, что сейчас самое благоприятное время для маневров, экспериментов и реализации амбиций, — рассуждает Тамила Омарова из Teahiro. — Я уверена, что стагнации в 2026 году можно не опасаться. Категория этих напитков — я имею в виду не только напитки с тапиокой, но и фруктовые чаи, “чиззо” или кофейные спешлы, — уже заняла свою устойчивую нишу».
Эмиль Хачатуров из «Тапиоки» этих настроений не разделяет.
«Я считаю, что рынок уже перенасыщен. Это видно по тому, как ведут себя поставщики, — приводит пример он. — Раньше к поставщикам стояли очереди. Я звонил и буквально молил дать нам ингредиенты, ждал поставок по 20 дней, платил деньги вперед. В этом году стало по-другому. Теперь поставщики сами к нам приходят и просят: “купите у нас, купите”».
По его словам, это первый сигнал к тому, что ингредиентов на рынке много, а реализовываются они не так хорошо. «Если судить по выручке, то, не буду врать, у нас результаты в два раза хуже, чем в прошлом году. Это еще из-за того, что стало много конкурентов. Если раньше мой бизнес был крупнейшим в Ростове-на-Дону и все ходили ко мне, то теперь открылось еще несколько точек в шаговой доступности от моего центрального кафе. Я думаю, это пик и уже зимой 2026 года некоторые будут закрываться. Останутся только хорошие кафе, а те, которые открылись на хайпе, закроются», — считает он.
Ульяна Салтан более сдержанна в оценке будущего рынка фреш-баров. По ее мнению, рост ниши в 2026 году продолжится, но его темпы замедлятся: на кривой жизненного цикла трендов рынок бабл-ти сейчас находится на стадии начала насыщения.

Ульяна Салтан
эксперт по стратегическому маркетингу и консалтингу в сфере ресторанного бизнеса, гастромаркетов и сервисных услуг
«Бабл-ти в России из хайпового напитка превращается в новую норму. Да, количество точек выросло до 2,3 тыс., но мы наблюдаем классические признаки перехода тренда в фазу зрелости: замедление роста в столицах, смещение в регионы, снижение поискового интереса при сохранении базового спроса».
Согласно данным сервиса аналитики поисковых запросов «Вордстат», чаще всего «бабл-ти» в «Яндексе» искали именно летом 2024 года: в июле россияне сделали более 480 тыс. таких запросов. В 2025-м спрос снизился почти вдвое — в июле этого года «бабл-ти» искали уже 293 тыс. раз. При этом спрос на конкурирующие напитки растет. Например, матчу-латте в августе 2024 года искали 16 тыс. раз, в августе 2025-го — уже 24 тыс. Подросла и популярность айс-латте: в июле 2025-го его искали 61 тыс. раз против 51 в июле 2024-го.

Ульяна Салтан
эксперт по стратегическому маркетингу и консалтингу в сфере ресторанного бизнеса, гастромаркетов и сервисных услуг
«Бабл-ти из тренда превращается в стандарт рынка, но это не гарантия успеха каждой точки. Ключевые факторы выживания: адаптация под сезонность, добавление в меню горячих напитков, работа с лояльностью аудитории, выход за пределы моноформата. Как и кофе когда-то, бабл-ти займет свою нишу, но период «золотой лихорадки» франшиз завершается».
В Москве рынок бабл-ти-кафе уже насыщен, уверена эксперт, так что в ближайшем будущем в столице начнется консолидация бизнесов и закрытие слабых игроков.
Рост франшиз тоже замедлится: в целом по России спрос на них в 2025 году вырос всего на 8% за первое полугодие против 43% в 2024 году. На это влияет также высокая ключевая ставка Центробанка — 17–19%, — которая делает кредиты недоступными для малого бизнеса.
Зато рост переместится в регионы — его темпы уже в 2025 году в разы опережают московские, напоминает эксперт.
Это подтверждает и Татьяна Воронцова:

Татьяна Воронцова
основательница франшизы Bubble Team
«Сейчас наблюдается некоторая стабилизация в нише, отсеиваются конкуренты с предложением низкого качества и сервиса. В Москве высокая конкуренция, поэтому на данный момент мы с командой видим перспективу открытия бизнеса в городах с численностью населения от 200 тыс. человек. Они показывают отличные финансовые результаты, даже несмотря на длительность и стоимость логистики».
«По аналогии с кофейнями в 2010-х, мы увидим “естественный отбор” — выживут те, кто предложит не просто модный напиток, а устойчивую бизнес-модель с уникальным позиционированием», — подчеркивает Ульяна Салтан.
Факторами успеха станут открытие точек в популярных локациях с молодежной аудиторией (ТРЦ, вузах, гастромаркетах), визуальная составляющая для соцсетей, интеграция в культурный контекст, сезонное меню с горячими напитками и появление wellness-предложений с добавками вроде коллагена или протеина.
После бума в 2023–2025 гг. бабл-ти становится базовым напитком, как когда-то стал кофе, подытоживает маркетолог.