Искусственный интеллект может изменить наш подход к ведению бизнеса до неузнаваемости. К такому выводу пришли консалтинговое агентство Boston Consulting Group и журнал MIT Sloan Management Review, опросив 3 тыс. бизнес-лидеров по всему миру: 84% респондентов рассчитывают, что ИИ даст им конкурентное преимущество. Но лишь 23% опрошенных уже сейчас включают ИИ в свои бизнес-модели. Это может привести компании, не готовые к интеграции интеллектуальных решений, к огромному отставанию. Вот что нужно сделать, чтобы не проспать технологическую революцию, которую обещает нам ИИ.
При обсуждении ИИ сложно отличить футурологические фантазии от реальных возможностей, доступных уже сейчас. Однако технология постепенно становится важной частью многих отраслей, и можно обратиться к опыту предприятий, которые продвинулись в этом вопросе чуть дальше прочих.
Мониторинг состояния оборудования
Главной целью технического обслуживания всегда был не ремонт, а предотвращение поломок. Для этого компаниям, чей бизнес зависит от сложной техники, приходится проводить регулярные (и зачастую избыточные) проверки, которые отнимают время и ресурсы и при этом не гарантируют успеха.
Прогрессивные компании используют технологии машинного обучения для обнаружения и прогнозирования неисправностей. ИИ способен в реальном времени обрабатывать терабайты данных о состоянии оборудования, не прерывая его работу. DataRPM, подразделение компании Progress Software, предлагает интеллектуальные решения для технического обслуживания и раннего выявления аномалий. Ее продукты основаны на анализе данных о работе оборудования: алгоритм способен вовремя обнаружить падение производительности и уведомить специалиста, прежде чем откажут какие-то компоненты системы. Это помогает компаниям избегать продолжительных простоев при ремонте, которые ведут к снижению доходов.
Управление информационной безопасностью
Пока компьютеры лучше взаимодействуют друг с другом, чем с человеком, но это позволяет специалистам по информационной безопасности и технической поддержке действовать на опережение, используя автоматизированные системы сбора и анализа данных, чтобы отслеживать и предотвращать кибератаки.
Глобальное исследование, проведенное Tata Consultancy Services в 2017 году, показало, что ИТ-отделы 44% опрошенных компаний используют ИИ «для обнаружения и предотвращения нарушений компьютерной безопасности».
Такой высокий показатель не удивителен: вполне логично, что специалисты по информационным технологиям активно используют одно из самых значительных технологических достижений нашего времени. ИИ помогает им решать задачи по технической поддержке, упрощает внедрение новых технологий и гарантирует защиту корпоративных сетей от посторонних.
Взаимодействие с клиентами
На первый взгляд, маркетинг странно смотрится в одном ряду с промышленностью и информационной безопасностью. Однако уже сейчас эта технология упрощает брендам и маркетинговым агентствам взаимодействие с клиентами по всему миру.
ИИ помогает компаниям создавать востребованные продукты и услуги, эффективнее обслуживать растущий сегмент аудитории, предпочитающий цифровые средства коммуникации.
Дара Трезедер, директор по маркетингу в GE Ventures, хорошо ответила на этот вопрос на январской конференции Media Innovation Salon MediaLink + CDX Brand Innovation Salon: по ее словам, маркетологи могут использовать «большие данные, чтобы лучше понимать требования клиентов и использовать более индивидуальный подход к каждому из их.
Amazon и Netflix давно используют ИИ для персонализации рекомендаций, основываясь на активности пользователей, и другие компании вполне могут перенять их опыт. В качестве примера Трезедер упомянула чатбота, который в Музее искусств Сан-Франциско предлагает произведения из коллекции музея в ответ на любое ключевое слово — и даже эмодзи.
Другой хороший пример — интерактивная платформа Nike, позволяющая клиентам выбрать индивидуальный дизайн обуви прямо в магазине. Система анализирует словесный запрос и накладывает текстуры на кроссовки пользователя с помощью 3D-маппинга и технологий захвата движения.
Многие по-прежнему считают ИИ научной фантастикой, а кто-то — угрозой, которой следует избегать любой ценой. Правда в том, что ИИ — это современная технология, а не концепция отдаленного будущего, и предприниматели должны это осознавать — или их клиенты начнут утекать к более расторопным конкурентам.