Разобраться • 28 апреля 2024

Чат-бот Rufus от Amazon: новое слово в искусственном интеллекте или неудачная попытка обойти конкурентов

Чат-бот Rufus от Amazon: новое слово в искусственном интеллекте или неудачная попытка обойти конкурентов

Текст: Сара Перес, TechCrunch

Перевод: Ирина Шитикова

Фото: Amazon


В феврале 2024 года компания Amazon объявила о запуске помощника по покупкам на базе искусственного интеллекта. Чат-бот получил название Rufus, он прошел обучение работе с каталогом товаров гиганта электронной коммерции, а также с информацией со всего интернета. Клиенты смогут общаться с Rufus в мобильном приложении сервиса, чтобы получить помощь в поиске товаров, проведении сравнений продуктов и рекомендации о том, что купить. Подробнее о функционале и возможностях чат-бота Amazon рассказало американское издание TechCrunch, Inc. публикует перевод статьи.

Запуск чат-бота с искусственным интеллектом следует за другими дополнениями Amazon на базе ИИ. Он направлен на улучшение условий покупок для потребителей, начиная от опций, которые помогают покупателям находить подходящую одежду, и заканчивая инструментами, дополняющими обзоры продуктов кратким описанием основных характеристик продукта и настроений покупателей.

Далеко до идеала

На момент запуска Rufus сосредоточил свое внимание на нескольких ключевых областях, начиная с исследования продукта. Если пользователь заинтересован в приобретении конкретной вещи, например радиатора, но не имеет в виду определенную марку или модель, то он может спросить у бота, на какие атрибуты и особенности следует обращать внимание, принимая решение о покупке. Также Rufus способен дать рекомендации по товарам, необходимых для конкретного проекта, например: «Что мне нужно для детализации моей машины дома?»

Rufus можно вызвать одним из двух способов в приложении Amazon на мобильном телефоне: проведя пальцем вверх от нижней части экрана при просмотре каталога или нажав на строку поиска, а затем выбрав одно из предложений с синими пузырьками в разделе «Задать вопрос». Интерфейс чата Rufus довольно прост и состоит только из поля для ввода запроса. Разговоры с ботом нельзя экспортировать, а просмотреть или очистить историю переписки можно во внутренних настройках.

На вопрос «Какой смартфон стоит выбрать?» Rufus предложил несколько аспектов, которые следует учитывать при покупке гаджета, — операционная система, качество камеры, размер дисплея, и т. д. Для некоторых запросов (не для всех) чат-бот аннотирует или предоставляет сгенерированную ИИ сводку отдельных продуктов и категорий, на которые он ссылается, предлагая подсказки, почему каждый был включен в свой ответ.

Но не все предложения от Rufus могут быть актуальными. В частности, чат-бот нередко допускал ошибки, например, он привязал пылесос Shark Navigator за $150 к дешевой технике с лучшими отзывами на Amazon, — довольно дорогой выбор для бюджетного пылесоса. Можно предположить, что, возможно, чат-бот отдает предпочтение спонсируемым продуктам, но, похоже, это не так — для пылесоса Shark нет рекламного объявления.

Некоторые предложения от Rufus могут показаться стереотипными. На вопрос о лучших книгах для мужчин чат-бот порекомендовал руководство по романтическим отношениям «Мужской путеводитель по женщинам», а представительницам прекрасного пола Rufus советует фенимитивную антиутопию Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Чтобы исключить рейтинги Amazon как причину вышеописанного, был проведен поиск «лучших книг для мужчин» и «лучших книг для женщин», не используя Rufus, — результаты оказались совершенно другими.

Честная оценка

Особенность Rufus заключается в том, что он не восхваляет все товары на Amazon, — чат-бот не стесняется выдавать и негативные оценки. Отвечая на вопрос о «худших подарках для родителей», Rufus предложил поискать по словам «одежда устаревшего стиля или плохого кроя» и «предметы роскоши, которые им не по карману».

Продавцы, чьи товары представлены в результатах, несомненно, не согласились бы с характеристиками чат-бота. Учитывая длительные судебные баталии Amazon с фальшивомонетчиками, неудивительно, что Rufus не хотел рекомендовать поддельную одежду. Прочитав лекцию о вреде подделок, чат-бот предложил вместо этого коллекцию брендовых вещей.

В 2016 году Amazon развернула кампанию по созданию поддельных товаров и манипулированию результатами поиска для продвижения своих собственных продуктовых линеек в Индии. Представители сервиса категорически это отрицают. Европейская комиссия, исполнительный орган Евросоюза, обвинила Amazon в использовании закрытых данных о продавцах на рынке с целью «исказить честную конкуренцию» и отдать предпочтение собственному розничному бизнесу.

Если задать Rufus вопрос «Amazon Prime или Walmart+ — какой лучший вариант?», то ответ чат-бота покажется достаточно беспристрастным: если и существует какой-либо фаворитизм в пользу Amazon, то его трудно обнаружить. ИИ обращает внимание, что премиальная подписка Walmart (американская торговая сеть. — Прим.ред.) больше фокусируется на доставке продуктов, чем Amazon Prime, и предлагает меньше вариантов доставки, — это не обязательно соответствует действительности.

Rufus не рекламирует превосходство других продуктов Amazon, таких как линейка интеллектуальных колонок Echo или сервис потоковой передачи музыки Prime Music, при сравнении их с конкурентами. И несмотря на то что компания продает батарейки типа АА и дезинфицирующие салфетки под собственной торговой маркой, чат-бот не станет рекомендовать их как лучший выбор в соответствующих категориях.

Лучший собеседник

Одна из наиболее любопытных особенностей Rufus заключается в том, что это не просто помощник по покупкам, а полноценный чат-бот. Его можно спросить о чем угодно не по теме шоппинга на Amazon — «Кто победил на президентских выборах в США 2020 года?», « Что произошло во время Суперкубка 2024 года?», «Напиши эссе из пяти абзацев о Гражданской войне», и т. д.

Ответы Rufus на вопросы, не связанные с покупками, по большей части не являются токсичными или проблематичными. Очевидно, что Amazon предприняла множество мер безопасности, несомненно, извлекая уроки из катастрофического запуска своего корпоративного чат-бота Amazon Q в 2023 году, — чат-бот не даст инструкции о том, как создать бомбу, а также не будет рекомендовать запрещенные наркотики.

Rufus упускает некоторые простые мелочи и делает сомнительные заявления о текущих событиях. Как и Gemini от Google и Copilot от Microsoft, чат-бот не смог четко изложить факты о Суперкубке 2024 года. Он настаивал на том, что игра еще не состоялась и будет проводиться на стадионе «Мерседес-Бенц» в Атланте, штат Джорджия, США, — в действительности матч прошел на стадионе «Эллиджент Стэдиум» в Парадайсе, штат Невада.

Многие ограничения Rufus можно объяснить его обучающими данными и базами знаний. По данным Amazon, чат-бот использует не только собственные данные компании, включая данные каталога продуктов, вопросы и ответы сообщества и отзывы клиентов, но и открытую информацию и обзоры продуктов со всего Интернета. Что касается рекомендаций, которые не прошли проверку в тестировании, они вполне могли быть результатом работы SEO-ферм, маскирующихся под рецензентов, у кого либо обучался Rufus, либо получал ресурсы.

Отказ чат-бота предлагать какой-либо продукт, которого нет на Amazon, также может влиять на его рекомендации непредсказуемым и нежелательным образом. Модели ИИ масштаба Rufus — это черные ящики. Учитывая столь широкий спектр вопросов, которые задает чат-бот, LLM неизбежно промахнется по причинам, которые Amazon может не предвидеть.

Вопрос в том, обеспечивает ли чат-бот, который иногда промахивается, убедительный опыт покупок. Скорее всего нет, особенно если учесть, насколько мало Rufus может сделать в контексте разрастающейся платформы Amazon. Rufus не может проверить статус заказа, запустить процесс возврата или даже создать список желаний — это довольно простые вещи, которые вы ожидаете от чат-бота Amazon.

Пока рано говорить о честности Rufus, в настоящее время он находится в стадии бета-тестирования. Улучшения Amazon, учитывая конкурентное давление в сфере GenAI, должны прояснить некоторые ключевые моменты, касающиеся Rufus, которых она еще не сделала. Например, как она использует данные клиентов и какие фильтры и средства защиты (если таковые имеются) встроены в Rufus для детей. Что касается текущей версии Rufus, то она немного напоминает ChatGPT, прикрепленный к витрине магазина Amazon и настроенный на данные о покупках.