Чего я не знал, начиная бизнес: Виталий Пономарев, основатель WayRay

Чего я не знал, начиная бизнес: Виталий Пономарев, основатель WayRay
Иллюстрация: Александр Черепанов

В 2012 году, когда дополненная реальность не интересовала ни инвесторов, ни крупный бизнес, Виталий Пономарев основал AR-стартап WayRay. Компания начала разрабатывать голографические AR-системы для автомобилей, которые анализируют ситуацию на дороге и проецируют информацию о ней на лобовое стекло автомобиля. На старте инвесторы не понимали, почему в проект стоит вкладываться, но в 2017 году WayRay получил инвестиции от Alibaba Group, а в 2018 году — от Porsche, Hyundai и других инвесторов (компания Джека Ма тогда вложилась повторно). По данным TechCrunch, стартап оценивается в $500 млн. Виталий Пономарев рассказал Inc., почему не стоит торопиться с MBA, игнорировать российский рынок и терпеть токсичных сотрудников.

№1

Сначала продукт, потом — инвесторы


Я провел больше 600 встреч с инвесторами, и большая часть сказала «нет», а остальные вообще ничего не сказали. Тогда я встречался со всеми инвесторами, любыми, поскольку для меня важнее всего было найти деньги на развитие компании. А потом в нас инвестировали Alibaba, Porsche, Hyundai.

Изменили ли мы подход к общению с инвесторами? Нет. Просто все деньги и ресурсы, которые у нас были, мы направили на продукт. А потом объяснили инвесторам: мы делаем то, чего никто в мире не делает. Porsche и Hyundai, например, увидели в этом проект не только потенциально успешный, но и полезный для их бизнеса, вот и все.

№2

Не нужно торопиться с бизнес-образованием


Некоторые говорят, что бизнес-образование потеряло свою ценность, но со временем я понял, что оно важно, просто приносит пользу не всем и не всегда. Я только что закончил Гарвард, но я пошел туда осознанно, получив опыт в предпринимательстве, и для меня он стал альтернативой Executive MBA. Обычный MBA часто получают молодые люди, которые не знают, как спроецировать полученные знания на опыт, — его попросту нет. А Executive MBA — образование для тех, кто уже руководил или руководит бизнесом, это просто способ выйти на новый уровень. Рыночная экономика существует несколько веков. Вместо того чтобы совершать собственные глупые ошибки, лучше изучить чужие, но уже понимая, как все работает.

№3

Soft skills сотрудников важнее, чем бизнес-навыки


Для меня стало откровением, что человеческие качества — так называемые soft skills — сотрудников зачастую важнее, чем профессиональные навыки. Я не очень люблю термин «эмоциональный интеллект», но речь именно о нем. Выбирая между профессионалом, который не соответствует культуре компании, и «внутренним амбассадором», то есть сотрудником, который понимает эту культуру, но не дотягивает в плане знаний, я выберу второго. Обычно все становится понятно еще на этапе собеседования — нужно просто сравнить ваши ценности и ценности, которыми руководствуется этот человек.

№4

Не стоит давать сотрудникам вторые шансы


Увольнять человека нужно ровно в тот момент, когда ты понимаешь, что с ним пора расстаться. Нельзя тянуть. Если вам кажется, что человек не подходит для вашей компании, скорее всего, так и есть,  он будет «отравлять» атмосферу. Это плохой пример для остальных. Самое сложное — не давать слишком много вторых шансов. Нужно просто научиться это делать.

№5

Развивающиеся рынки лучше стран со «стартап-педофилией»


Есть представление о «плохих» и «хороших» рынках, то есть странах с более и менее благоприятным бизнес-климатом. Но со временем понимаешь, что все устроено не так просто: например, сейчас появилась проблема под названием «стартап-педофилия». Это когда в развитых странах стартапы «закармливают» инвестициями, вокруг них носятся и у предпринимателей случается звездная болезнь. Они думают, что уже чего-то добилась.

Но этого лучше избегать, и Россия для этого подходит. Там есть все условия, чтобы стать крутой глобальной компанией. Да, не развиты финансовые институты и венчурное финансирование, но Джобс советовал — stay hungry, stay foolish. Ты никогда не сделаешь всего, на что способен, если ты не голоден. Деньги можно привлекать где угодно.

№6

Нельзя ориентироваться на чужое представление о будущем


Для многих было не очевидно, что наш продукт может «взлететь». В том числе для инвесторов, с которыми мы встречались и от которых слышали:  «Это никому не нужно, никто не купит». Спрашивать чье-то мнение можно и нужно только в рамках изучения рынка. Но если речь идет об абсолютно новой технологии, вам никто не сможет сказать, нужен ваш продукт или нет, — никто не знает.

Я недавно встречался с представителями одной крупной американской компании и рассказывал о WayRay. И в какой-то момент вице-президент этой компании встала и сказала: «На всех картинках про будущее, которые я видела, оно выглядело по-другому». Я не стал ничего отвечать. У меня есть представление о том, как выглядит будущее, — оно может базироваться на каких-то заблуждениях, но оно мое собственное. А большинство людей, оценивая продукт, опираются на представления о будущем, которые сформировали книги, фантастические фильмы, картинки. К этому нужно быть готовым, если вы создаете что-то инновационное.