Разобраться Партнерский материал

Чего я не знала, начиная бизнес: Гузель Санжапова, основательница Cocco Bello Honey

Чего я не знала, начиная бизнес: Гузель Санжапова, основательница Cocco Bello Honey
Иллюстрация: Александр Черепанов

К 2013 году у Гузель Санжаповой за плечами был диплом МГУ, работа в крупной IT-компании и калининградском бюро Совета министров Северных стран. Вместо того, чтобы продолжить делать карьеру, она разделила свое время между Москвой и родной деревней, где у ее отца была пасека. В деревне Малый Турыш она запустила производство крем-меда Cocco Bello Honey. С тех пор она развивает бизнес, оборот которого по итогам прошлого года составил 16,5 млн руб. Ее компания также стала социальным проектом — для местных жителей Гузель создает рабочие места, строит общественный центр и надеется, что рано или поздно проект будет замечен на федеральном уровне. За время работы предпринимательница стала настоящим специалистом в области социальных проектов —недавно она вошла в экспертный совет премии для лидеров устойчивого развития «Управление изменениями. Визионеры». Гузель Санжапова рассказала Inc. о том, насколько непредсказуемыми оказались ощущения от работы с людьми и реальной социальной ответственности.

№1

Не стоит рассчитывать на помощь государства


Я не пытаюсь получить никакое государственное финансирование или поддержку. Есть ощущение, что мы еще не достигли той точки, когда государству будет интересно что-то такое маленькое. У нас же совсем другая логика государственного устройства. Россия всегда за большие «комсомольские» стройки  если развивать, то сразу минимум 500 тыс. гектаров. Ну, может быть, даже 5 тыс. гектаров, но точно не один.

Я очень маленькая для государственного масштаба, поэтому вряд ли кто-то сейчас увидит смысл в разговоре со мной. Но когда таких, как я, станет человек 50, то идея может выйти на уровень государственной задачи. Должна появиться критическая масса людей, реально что-то создавших своими руками.

Сейчас 80% проектов развития территорий управляются людьми, которые сидят в Москве. В деревне они не были — и не знают, как там живут люди. К тому же людям, которые что-то делают, чаще не помогают, а мешают, особенно если идет борьба за потенциальные бюджеты,  к сожалению, такова логика последних лет. Но я думаю, что она изменится года за 2. Поэтому мы тихонечко копаем зубками.

№2

Люди  это ответственность, которая больше, чем принято думать


Я даже не представляла, что бизнес  это такая огромная ответственность. Мне казалось, если ты маленький предприниматель, то несешь ответственность за себя, может быть, за свою семью, за своего ребенка. Но не более того  вроде как платишь остальным зарплату вовремя и это все, что ты должен делать.

А сейчас я знаю, что происходит у каждого сотрудника, какие у кого нужды, какие проблемы. И я для них  один из совсем немногих людей, к кому можно придти и сказать: «Слушай, у меня вот такая проблема. Помоги разобраться, понять, что и как надо сделать». Наверное, это самое тяжелое  груз ответственности за людей, с которыми ты вместе работаешь. То, чего я не ожидала,  эта ответственность порой реально мешает спать.

№3

Хочешь что-то сделать  бери и делай


Первое, что я спросила бы у человека, который решил заняться любым производством, — что он будет делать. И единственно правильным для меня ответом было бы что-то вроде: «Сейчас 3 часа ночи, пойду посмотрю, все ли компоненты можно в это время купить в магазине. Сопоставлю розничные цены с оптовыми. Прикину расходы на упаковку. Все просчитаю и посмотрю, могут ли здесь быть какие-то деньги. Если да  сделаю 100 штук и попробую продать». Это самое главное качество предпринимателя: появилась идея  иди и быстро делай из того, что есть, а дальше тестируй свою идею.

В реальности так почти не бывает. Ко мне часто приходят и говорят: «Я написал бизнес-план. Я во всем уверен. Вот сейчас инвестиции найду и все пойдет». Для меня это всегда ужасно странно: как ты можешь быть в чем-то уверен? Да, ты чего-то там посчитал, на бумажках что-то сделал, но ты даже пирожок еще не испек. Хотелось бы, чтобы такого было поменьше.

№4

Об обычной жизни может понадобиться забыть


Первые года 3 моя жизнь была очень похожа на то, что я себе представляла. Но последние 1-1,5 года это стало совсем не так, и я, честно говоря, очень страдаю. Гораздо меньше свободного времени, гораздо больше задач, больше ответственности, меньше отдыха. Я пытаюсь найти для себя баланс, понять, что мне сейчас нужно для отдыха, как я могу отключиться и переключиться.

Самая главная проблема предпринимателя в том, что ты живешь бизнесом 24 часа в сутки, у тебя нет выходных. Даже если ты в этот момент лежишь на диване, ты все равно о нем думаешь. До определенного момента от этого даже можно получать удовольствие. Но в какой-то момент тебе «приходит крышка». Ты постоянно об этом думаешь, у тебя адская профдеформация, и с людьми ты говоришь только об этом. А люди-то, оказывается, обычной жизнью живут, которой у тебя уже и нет давно.

№5

Бизнесмен может менять жизнь людей к лучшему


У меня есть сотрудница, ей 60 с небольшим, у нее четверо детей. Когда я просыпаюсь, вижу, что сейчас 6 утра, но она уже пашет на огороде. В 9 утра она после этого приходит на работу к нам. Однажды я спросила ее, за сколько можно продать всю ту картошку, морковку и остальное, что она выращивает за сезон. Оказалось  21 тыс. руб. И тогда я ей сказала: «Файхуна, это же неэффективно. Ты устала, здоровье сдает. Неужели твои дети не могут скинуться и дать тебе те же самые деньги? Ты смогла бы посадить вместо огорода газон, к тебе бы чаще привозили внуков и не нужно было бы столько работать».

И она согласилась. Ей просто не приходило это в голову. Люди так живут, потому что они так привыкли и потому что не видели ничего другого. То самое «А что, так можно было?»  лучше и не опишешь. Общественный центр в числе прочего для того и нужен, чтобы говорить с людьми о ценности их труда, о ценности их времени.

№6

Деньги начинают восприниматься по-другому


У меня изменились измерители денег. Раньше за деньги я покупала новые впечатления и эмоции, то, что направлено на себя лично. Сейчас в первую очередь деньгами я меряю социальный эффект. Я считаю: мы вкладываем 300 тыс. руб. и делаем то-то. И дальше я думаю: скольким людям мы сможем помочь, чтобы при этом они дальше зарабатывали сами. То есть сейчас самый главный измеритель денег  найти, куда их приложить, чтобы они потом сами генерились и помогали людям. То есть все стало сложнее.

№7

Финансирование в крупных корпорациях получить сложно, но можно


У нас в общественном центре много партнеров. Компания Good Wood сделала архитектурный проект и в чем-то помогает с пиаром. Бизнес-школа «Сколково» придумала финансовую модель и провела нужные нам исследования. «Металлоинвест» поставил нам сталь. Компания «Уралбрус» будет собирать каркас из бруса. В большинстве своем мы с ними договариваемся об услугах. Я прихожу в компанию и говорю: «Ребята, вы вот это производите, у вас такая себестоимость. Давайте мы с вами поговорим, что я могу сделать, чтобы вашу себестоимость убрать, например пойти к тем, кто поставляет вам комплектующие и поговорить с ними. И какие услуги я могу вам оказать, чтобы вы вписались в этот проект и не брали с нас за это деньги».

Я сейчас делаю то, чего не существует в России и в ближайшем зарубежье тоже. И поэтому не существует никаких программ, куда ты можешь придти и вписаться «отсыпьте стали». То есть все это, к сожалению, пот, кровь и слезы. Ты идешь, приходишь и говоришь: «Здравствуйте. Я Гузель, обо мне вы наверняка слышали уже 100500 раз. Я предлагаю вам запартнериться». Никаких специальных форматов, куда можно заявиться и где-то что-то получить, не существует. Моя задача — в рамках общественного центра эти форматы придумать, чтобы потом рассказать о том, как это получилось. То есть в конечном итоге к концу года я бы хотела иметь большую инфографику, в которой указано 20 партнеров, и где нарисована, в числе прочего, компания «Металлоинвест». Которая вложила сталь, которая стоила 170 000 рублей. И получила упоминаний в прессе на несколько миллионов рублей. Это «Металлоинвесту» интересно — у них есть не только корпоративная и социальная ответственность, они еще думают о пиаре и узнаваемости бренда.