Чего я не знала, начиная бизнес: Татьяна Бакальчук, основательница Wildberries

Чего я не знала, начиная бизнес: Татьяна Бакальчук, основательница Wildberries
Иллюстрация: Александр Черепанов

Преподаватель Татьяна Бакальчук сумела построить успешный бизнес, создав в России рынок продажи одежды через интернет в середине 2000-х годов. До появления ее компании россияне покупали в сети только книги и технику. Поначалу сооснователи проекта Wildberries, Бакальчук и ее муж, обрабатывали и доставляли заказы сами. Сегодня, спустя 14 лет, на Wildberries представлено более 10,5 тысяч брендов различных товаров: от одежды и обуви до гаджетов, игрушек и детского питания. Оборот компании за 2017 год составил 69 млрд рублей. А Татьяна Бакальчук занимает второе место в рейтинге богатейших женщин России, по версии Forbes, с состоянием в $600 млн. В интервью Inc. одна из самых закрытых российских предпринимательниц рассказала, что нового узнала о бизнесе на пути к успеху.

№1

Взрывной рост нельзя спланировать


Когда я придумывала Wildberries, я не грезила ни огромными оборотами, ни первыми местами в рейтингах; у меня не было никакой многоуровневой стратегии развития; я вообще не была уверена, что это будет какое-то долгосрочное мероприятие, — нашему первому ребенку был месяц и мне срочно требовалось найти замену своему предыдущему виду деятельности, поскольку преподавать с плачущим именно во время занятия младенцем было крайне тяжело.

№2

Работать придется 24 часа в сутки 365 дней в году


Работа нон-стоп 24/7 — это было совсем не то, что я себе представляла. Но либо ты предан делу душой и телом, либо оно не взлетит. Первые 8-9 лет у нас с Владиславом не было ни выходных, ни отпусков. Я такого ритма не ожидала. Не могу сказать, что это доставляло какой-либо дискомфорт, разве что иногда мучила совесть, если в кризисных ситуациях приходилось поднимать сотрудников среди ночи или срывать их с дачи, с пляжа.

№3

Иногда нужно поднимать голову от «сохи»


На самом деле нет никаких книг или гуру, которые научат вас, как правильно выстроить стратегию или управлять компанией, — не важно, большая она или маленькая, только появилась на рынке или существует уже не первый десяток лет. Но время от времени полезно и даже необходимо прочитать новую интересную книжку — и не обязательно про бизнес, — встретиться с новыми интересными людьми или заняться каким-то новым для себя делом, потому что только так можно найти точки для роста компании.

№4

Бизнес может сломать тебя и разрушить все, во что ты веришь


На мой взгляд, самое страшное, что может произойти не только в бизнесе, но и просто в жизни, — это когда ты разочаровываешься в том, чем занимаешься. Ты думаешь, что строишь классную компанию, основанную на светлых принципах, а потом вдруг оказывается, что люди, которым ты доверял, тебя обманывали или что клиенты пытаются выстраивать схемы против компании — и твоя система мироздания начинает рушиться, и ты не понимаешь, зачем продолжать работать, если этот мир настолько не идеален. И тут ты либо ломаешься, либо ожесточаешься, либо переосмысливаешь все и учишься принимать всех такими, какие они есть.

№5

Бизнес не построить без любви, доверия и честности


Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Звучит банально, но это действительно работает — и именно в такой последовательности. Мы любим своих покупателей, ценим наших партнеров и считаем, что лучше специалистов, чем сотрудники Wildberries, нет. Мы мало говорим об этом и не пишем лозунги на стенах, но я уверена, что все они чувствуют это и без слов. Сами того не зная, мы построили «бирюзовую компанию», где каждый сотрудник самостоятелен и несет ответственность за свои результаты и чувствует свою личную причастность к успехам компании.

№6

Поддержка семьи очень важна для твоего успеха


Не то чтобы я этого не знала, но считаю необходимым сказать об этом отдельно: бизнес только тогда сможет стать большим и сильным, когда у тебя есть поддержка твоей семьи и близких.