Папа Римский — пожалуй, самый известный генеральный директор в мире. Да, он возглавляет церковь. Но это значит, что ему приходится организовывать работу подчиненных, «продавать» свой продукт и искусно формулировать месседжи для широкой аудитории. Неудивительно, что, выступая на конференции TED, Папа Франциск говорил не только о Боге и любви, но и о бизнесе.
Из сказанного понтификом наибольшего внимания заслуживает вот эта фраза:
— Только воспитание людей в духе братства и активной солидарности позволит покончить с «культурой разбазаривания». Причем это касается не только еды и вещей, но прежде всего людей, отброшенных на окраину технико-экономических систем, в центре внимания которых неосознанно оказывается не человек, а то, что человек производит.
Главная мысль этой тирады: компании ставят в центр внимания продукт, а не людей. И этот факт обрекает на неудачу весь современный бизнес, и в особенности — резидентов Кремниевой долины.
Зачастую разработчики создают что-то просто потому, что могут это сделать, а не потому, что это кому-нибудь нужно. Технологические компании выпускают новые продукты, пребывая в полной уверенности: они (продукты) понравятся людям — ведь их сделали такие классные и талантливые парни! Но люди не понимают, что это такое и какого черта они должны это покупать.
Технологические компании воображают, что в мире все производится по запросу с мобильного телефона. Они также считают, что бизнес не требует найма большого количества сотрудников.
Но люди все еще любят находиться рядом с другими человеческими существами и чувствовать тепло и удовлетворение от этой близости.
Папа имел в виду и то, что сегодня машины все больше заменяют людей. Бизнесменам к его словам явно стоит прислушаться.
Если в центре внимания вашей компании люди и вы создаете продукты для людей, то вас наверняка ждет долгосрочный успех. Во главе философии сугубо технологических компаний не человек, а продукт. К примеру, Google до сих пор получает большую часть своей прибыли от рекламы, к которой основатели компании изначально испытывали нечто вроде презрения. Многие другие продукты компании потерпели неудачу именно потому, что не были нацелены на людей (как тут не вспомнить про очки Google Glass).
У Apple несколько иной подход. Стив Джобс хорошо понимал природу людей. Он прежде всего думал о том, как люди примут новый продукт, и лишь в последнюю очередь — о том, какие умные инженеры его разработали.
Критики, конечно, могут заметить, что организация, которой руководит сам Папа, в плане внимания к людям тоже не безгрешна. Взять хотя бы ее отношение к женщинам.
Но технологии пока не успели исковеркать человеческую природу, и если вы последуете совету Папы Римского Франциска, то еще сможете хорошо заработать. Если вам это удастся, не забудьте отдать часть заработанного на благие цели. И, кстати, совсем не обязательно называть своим именем больницу. Именно так поступают главы технологических компаний — и это своеобразное ханжество помогает им чувствовать себя хоть чуточку святыми. Уж по крайней мере, святее вас.